Санкционная политика США и её возможные последствия: взгляд из Еревана

В конце января министерство финансов США опубликовало список фигурантов «кремлевского досье», которое чаще называют «Кремлевским докладом». В него вошло почти все руководство РФ и крупные российские бизнесмены. В подготовленном министерством финансов США докладе включены имена тех людей, которые в дальнейшем могут попасть под потенциальные санкции против Российской Федерации.

Летом 2017 года Конгресс США принял закон о санкциях против стран, названных противниками, – России, Ирана и Северной Кореи, причём в раздел о России была заложена «бомба замедленного действия» в виде параграфа 241. Не позднее 180 дней после вступления закона в силу министр финансов должен передать комитетам Конгресса подробный доклад о российских «олигархах и полугосударственных структурах».

И вот теперь, в «Кремлевский доклад» США внесены имена 114 высокопоставленных должностных лиц и руководителей государственных компаний, а также 96 олигархов. В докладе утверждается, что в список включены бизнесмены, обладающие состоянием свыше 1 млрд долларов. При этом, как нам представляется, термин «олигарх» не совсем верно интерпретируется как российской, так и армянской прессой, где автоматически олигархами называют всех представителей крупного бизнеса.

В действительности, олигархами именуют представителей крупного монополизированного капитала или олигархического правительства. Насколько правительства России и Армении являются олигархическими и полностью защищающими интересы крупных монополистов – разговор отдельный.

Переданный Конгрессу США «Кремлевский доклад» не является списком тех, против кого введены санкции, уточнили в министерстве финансов США. Центральным лицом, который занимался координацией подготовки доклада и вообще является ответственным по подготовке санкционных документов, является Дэниел Фрид. Последний известен тем, что занимал пост помощника заместителя Государственного секретаря США по Европе и Евразии во время второй легислатуры Джорджа Буша. Это имя очень хорошо помнят в Ереване, когда в ответ на многотысячные митинги оппозиции, не признававшей итоги выборов, он в октябре в 2008 года сделал заявление в поддержку действующего главы государства: «Армении нужен такой президент как Серж Саргсян!»

Американские источники отмечают, что, хотя включенные в «Кремлевский доклад» лица не подпадают под санкции, такие, как заморозка счетов или запрет на визы, их включение в список может придержать банки и другие структуры в США и Европе от ведения с ними бизнеса.

В Армении обратили внимание на то обстоятельство, что среди включенных в «Кремлевский доклад» состоятельных лиц, чей капитал превышает по спискам Forbes, есть и те, кто построил свой бизнес «с нуля», без участия государства. Среди них – создатель «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский. Обратили в Ереване внимание также на то обстоятельство, что в «Кремлевский доклад» не были включены имена ряда высокопоставленных лиц России, в том числе возглавляющих ключевые государственные структуры. Среди них – председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, главы счетной палаты Татьяна Голикова, глава ЦИК РФ Элла Памфилова и глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, а также «отец» российской ваучерной приватизации, нынешний глава «Роснано» Анатолий Чубайс.

В Ереване для многих очевидно, что в подготовленном министерством финансов США докладе включены имена тех людей, которые в дальнейшем могут попасть под потенциальные санкции против РФ. Чем же ещё обеспокоил «Кремлевский доклад» наблюдателей в Армении?

Во-первых, фактом включения в него крупных бизнесменов армянского происхождения Самвела Карапетяна (его состояние оценивается Forbes на начало 2018 года в 5,3 млрд долларов США), Данила Хачатурова (2 млрд) и Сергея Галицкого (Арутюнян), состояние которого оценивается в 6,8 млрд долларов. При этом отметим, что если Галицкий не ведет какой-либо бизнес-деятельности в Армении, то относительно Карапетяна и Хачатурова ситуация совсем иная. Глава группы «Ташир» С. Карапетян является одним из ведущих российских инвесторов в Армении, который судя по всему, намерен расширить свое присутствие в стране. Приобретя в 2015 году, после известных событий в Ереване, компанию «Электрические сети Армении», он планирует сделать и другие крупные инвестиции в энергетический сектор страны. Что касается Хачатурова, то, как известно, что он является председателем Совета директоров группы компаний «Росгосстрах», которая владеет в Армении компанией «Армросгосстрах», лидирующей на рынке страховых услуг страны.

Во-вторых, министерство финансов США 22 декабря 2017 года внесло в новый санкционный список президента Федерации спортивной борьбы города Сочи Рубена Татуляна и две принадлежащие ему компании. Якобы ограничительные меры введены в рамках борьбы против организации «Воры в законе». Сам Татулян «вором в законе» не является, он даже ни разу не был осужден, но попал в этот список за материальную поддержку «воров в законе». Через несколько дней после публикации списка пресс-секретарь премьер-министра Армении сделал заявление о том, что Р. Татулян не является членом Клуба инвесторов Армении. Тем не менее, имя бизнесмена фигурировало в списке, представленном прессе в начале 2017 года. Как известно, в состав клуба входят российские бизнесмены армянского происхождения, заявившие о готовности принять участие в привлечении внутренних и внешних частных финансовых средств для развития таких сфер экономики, как энергетика, горнорудная и легкая промышленность.

В-третьих, в Армении внимательно приглядываются к действиям США в отношении российского военно-промышленного комплекса (ВПК): под прицел партнёров попали сделки по экспорту российского оружия по всему миру, в том числе и союзникам Москвы, коим является и Ереван. США пока воздержались от введения санкций за сотрудничество с российскими оборонными компаниями, что предусмотрено законом, принятым еще в июле. Администрация Дональда Трампа дала понять, что пока в этом нет необходимости. Впрочем, Вашингтон может в любое время применять санкции к компаниям и странам, сотрудничающим с рядом российских оборонных и военно-промышленных предприятий, и соответствующие информационные забросы уже имели место.

Возможные действия США относительного покупателей и получателей продукции российского ВПК вызывают в Ереване серьёзное беспокойство. Ни для кого не является секретом, что Вооружённые силы страны, уровень боеспособности которой оценивается достаточно высоко, на 90 % оснащены российским (в том числе усовершенствованным советским) оружием, поставки которого в Армению идут по нескольким каналам: в рамках военно-технического сотрудничества, путем прямых закупок и поставок российского оружия по российским целевым кредитам. Напомним, российское оружие поставляется Армении, как союзнику по ОДКБ, по внутрироссийским ценам. Остальные 10% оружия, Армения «точечно» закупает небольшими партиями в Китае, Индии, Сербии, Словакии и Греции.

Относительно поставок российского оружия в Армению и потенциальных американских санкций существуют альтернативные точки зрения. Так, издатель журнала «Экспорт вооружений» Руслан Пухов предположил, что американцы – прагматики, и возможные санкции отпугнут страны, находящиеся в близких отношениях с Вашингтоном: «Речь идет о странах, которые находятся в орбите США, но, тем не менее, позволяют себе «заигрывать» с Россией – покупать оружие у страны, которая проводит политику вразрез с интересами Вашингтона». По его мнению, это касается, в первую очередь, таких стран, как Катар или Саудовская Аравия. США даже не будут вводить санкции, задача скорее стоит напугать поглядывающих на сторону партнёров, полагает Р. Пухов, уверенный в том, что американцы сами себе не враги. Так что если следовать этой логике, то Армению возможные ограничительные меры США никак не коснутся, в том числе и потому, что оборонный бюджет страны достаточно мал (хотя в 2018 году и увеличился), и многое покупается в кредит. Кроме того, по критическим вопросам, жизненно важным для безопасности родины, мобилизуется армянская диаспора США, обладающая определёнными лоббистскими и финансовыми возможностями.

Более пессимистическую точку зрения выражает коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков полагает, что объектом санкций становятся, не только предприятия в России. Американцы используют «туз в рукаве», так что санкции вполне могут быть применены против закупщиков – третьих стран, в том числе и в отношении Армении. «США, таким образом, через союзников России пытаются давить на неё. При этом Вашингтон перестаёт быть гарантом для валютных операций по всему миру. Вас могут лишить средств по надуманным причинам, о каких гарантиях идет речь», – сказал Леонков. Перед малыми странами, по его словам, стоит сложный выбор – либо в одиночку противостоять США, что довольно сложно, либо подчиниться новым правилам.

Наконец, не совсем понятно, что будет с проектами в Армении, в которых предполагалось совместное участие российских компаний, принадлежащих лицам, попавшим в «Кремлевский доклад» и американских компаний. В частности, речь идет об американской компании The Robbins Company, которая намерена принять участие в проекте строительства ГЭС «Шнох» в Армении. В этом проекте The Robbins Company намерена тесно сотрудничать с ООО «Дебед Гидро», являющегося дочерней компанией зарегистрированного и действующего в Армении ЗАО «Энерго инвест холдинг». Трехстороннее рамочное Соглашение о проектировании, застройке, финансировании, строительству, управлении на правах собственности и владении расположенной в области Лори ГЭС «Шнох» установленной мощностью 76 МВт утверждено решением правительства от 10 августа и подписано правительством, компанией «Дебед Гидро» и закрытым инвестиционным фондом «Клуб инвесторов Армении» (в качестве спонсора). Собственником компании «Дебед Гидро» выступает «Ташир Капитал», принадлежащий упомянутому нами выше главе группы «Ташир» Самвелу Карапетяну.

Таким образом, очевидно, что санкции министерства финансов США в отношении ряда российских бизнесменов, в том числе и армянского происхождения, тем или иным образом соприкасаются с Арменией и различными сферами развития её экономики, показавшей в 2017 году некоторые признаки оживления.

По мнению экономиста Атома Маргаряна, потенциальные американские санкции конкретно для Армении могут добавить риски: «Львиная доля инвестиций в Армению – российский капитал, и это, действительно, может в определенной степени увеличить уровень рисков, но нет худа без добра, если биржи закрываются, то капитал остается капиталом тогда, когда он находится в движении, если он застоится, то он превращается в «драгоценность», – сказал он. Кроме того, по словам экономиста, этот капитал также может выйти на третьи рынки, включая и Армению.

Углубляющийся кризис в американо-российских отношениях не может не беспокоить официальный Ереван, ибо каждый «мост», сожженный между двумя сверхдержавами, уменьшает возможности политического маневрирования Армении, жизненно важные для небольшой республики, находящейся в сложном геополитическом окружении. США и Россия являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и относительная стабильность на границе сохраняется до тех пор, пока обе стороны заинтересованы в поддержании статус-кво, однако курс Вашингтона на тотальное противостояние Москве может внести здесь свои коррективы. Очевидно, что Армения, как союзник России и малая страна, вполне может оказаться в непростой ситуации, если вышеупомянутый «Кремлевский доклад», содержащий, как известно, закрытую часть, и иные решения правящей администрации и Конгресса США по санкциям будут задействованы в полном объеме. У Еревана могут возникнуть серьёзные проблемы – как в экономической сфере, так и в вопросах безопасности. Однако, полностью предугадать развитие событий не так просто, и остаётся ожидать, по какому сценарию будут развиваться события в американо-российских отношениях.

Давид Петросян, независимый журналист