Битва за Арктику под видом «правозащиты» и с помощью грантоедов (I)

Арктика

Обострившуюся в последние годы «борьбу за Арктику» не заметить невозможно. Таяние арктических льдов в ближайшие десятилетия сделает акваторию Северного Ледовитого океана более доступной для судоходства и хозяйственной деятельности, что уже привело к росту американских претензий к своим союзникам из Канады и Дании, не говоря уж о России. Обладая наибольшими арктическими территориями, наша страна единственная из восьми членов Арктического совета не связана союзническими обязательствами с США. А поскольку военный захват Русского Севера невозможен, «наши партнеры» не гнушаются средствами дестабилизации России изнутри.

Зачем дружим?

Распад СССР стал отправной точкой для развития «дружбы» ельцинской России с арктическими соседями. С заложенной еще М. Горбачевым тотальной доверчивостью ко всему западному правительство пошло на создание ряда сомнительных по своей ценности форумов. В 1993 г. министрами иностранных дел Норвегии и России учрежден Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), куда вошли Дания, Исландия, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Идейной основой для его создания стала концепция министра иностранных дел Норвегии Т. Столтенберга о некоем Баренцевом регионе. Для реализации инициатив в рамках СБЕР в октябре 1993 г. сформирован Баренц секретариат, который с 1995 г. стал проектом МИД Норвегии.

Ранее, в 1992 г., был учрежден и Совет государств Балтийского моря (СГБМ), куда, кроме России, вошли Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония, и Еврокомиссия. В 1995 году к организации присоединилась Исландия.

Еще одним детищем 90-х является Северное измерение, созданное в 1997 г. при участии России, ЕС, Норвегии и Исландии. Целью проекта является обеспечение безопасности и стабильности в регионе, а также помощь в недопущении появления новых разделительных линий в Европе в связи с расширением ЕС.

Внешне все прекрасно, если не принимать во внимание, что  в 2011 г. Европарламент принял резолюцию, согласно которой ЕС должен «активно продвигать культурные и языковые права финно-угорских народов, проживающих на севере России». Это было подтверждено в 2016 г. в рамках «Интегрированной политики Европейского союза в Арктике». Что касается «разделительных линий», то Европарламент не считает Россию стратегическим партнером, а российскую делегацию на прошедший в октябре с. г. Арктический форум ЕС даже не пригласили. По мнению «партнеров», европейская Арктика – это Швеция, Финляндия и не входящая в ЕС Норвегия, но никак не Россия, которой отводится лишь роль послушного ученика в рамках СБЕР.

Международное сотрудничество, конечно, вещь необходимая. Но на практике диалог «на северном направлении» свелся к подогреванию на территории России сепаратизма под видом защиты прав коренных народов, созданию пятой колонны и вмешательству во внутренние дела. Как заявила министр иностранных дел Норвегии И.Э. Серейде, во время председательства ее страны в СБЕР в 2020-2021 гг. приоритетное внимание будет уделено расширению поддержки НПО, СМИ и коренных народов и укрепление гражданского общества в России. По ее словам, поддержку получат специальные «семинары по правам человека» и проекты развития «свободной трансграничной журналистики», в частности «Баренц Пресс» и конференция для журналистов «Сварте Натта».

«Мягкая» сила

Деньги в расшатывание ситуации на русском Севере вливаются огромные. Совет министров Северных стран намерен профинансировать в общей сложности 22 проекта сотрудничества в регионе Балтийского моря и на Северо-Западе России. Финансирование составит 10 млн. датских крон. В 2010-2018 гг. Норвегией выделено на «сближение» менталитета жителей Северо-Запада России с баренц-эталоном 260,4 млн. крон. За 25 лет, с 1993 по 2018 год, норвежский Баренц-Секретариат профинансировал более 3200 проектов. В 2017 г. «обработано»  2940 россиян, в первом полугодии 2018 г. – уже 5 452.

Яркой иллюстрацией той самой баренцевой идентичности может служить облик учившегося в норвежском Тромсе члена президиума ассоциации финно-угорских народов России от Республики Коми, президиума Баренц Молодежного совета А. Терентьева, заявившего: «Выезжаешь в Киров, Казань, не говоря уже о Москве и Питере, там уже совершенно другой менталитет». И идентифицирует себя сей молодой человек не с Россией, а с Республикой Коми.

Приглядимся к списку реализуемых в рамках Баренц секретариата в 2019 г. проектов. Например, проект «Расскажи мне легенды своей родины» с бюджетом в 88 тыс. норвежских крон, целью которого является «укрепление чувства идентичности молодежи как члена Баренцева региона». Или медиаконференция «Черная ночь», на которую выделено 173 тыс. крон. На ней обсуждаются «проблемы и возможности средств массовой информации в нашей части мира, будь то рост милитаризации в регионе, эксплуатация ресурсов, прав человека (коренных народов) и условий жизни или постепенное ухудшение гражданских прав в России». Вся повестка полностью соответствует тезисам, продвигаемым странами ЕС и НАТО.

Что характерно, антироссийские мероприятия Запада тут же «переливаются» на территорию России посредством ручной своры грантоедов. Не успела патронируемая Дж. Соросом Грета Тунберг объявить об «украденном детстве», как по российскому Северу прокатились митинги Fridays For Future. «Битву за климат» тут же начало рекламировать «Радио «Свобода». «Милитаризацией» Арктики вдруг обеспокоилась участница «Баренц Пресс» Т. Брицкая, рассказывающая норвежцам, что «Россия опаснее СССР».

А нефтяные разработки и мероприятия по освоению северных территорий мешают не только «Абориген Форуму» и недавно закрытому Центру содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦСКМНС), чей руководитель Р. Суляндзига сбежал в США, но и старшему советнику по России в Международной рабочей группе по делам коренных народов (IWGIA, Копенгаген, Дания) и координатору проекта для Института экологии и антропологии (INFOE, Кельн, Германия) Й. Рору. По мнению последнего, нефтеразработки лишают «аборигенов» права на питание. Так расстроен активист, что аж кушать не может – простите за сарказм.

К слову, к хору защитников ЦСКМНС, признанного в РФ в 2015 г. иностранным агентом, тут же присоединились не только записные активисты «коренных народов», но и «Мемориал», Гринпис и Европейский союз.

(Окончание следует)

Ольга Деркул, по материалам: Ритм Евразии