Запад и Турция поддержат террористов «трансграничными поставками»
После начала в минувшем октябре на севере Сирии турецкой военной операции «Источник мира» ходило много разговоров о спешном отходе американских военнослужащих с 16 баз и блокпостов. Впрочем, ненадолго: по информации агентства Anadolu, американцы укрепляются на 6 объектах на северо-востоке Сирии на стыке границ с Турцией и Ираком и в районах нефтяных месторождений. Ранее сообщалось, что в северо-восточной провинции Хасеке оккупанты дислоцированы на территории пяти баз и блокпостов. Более того, создаются ещё два блокпоста в поселениях Кахтания и Химо, где активно снуют военные конвои. Всего же, по данным турецкого агентства, американцы дислоцируются в Сирии на 11 базах и блокпостах, 5 из которых в Хасеке, четыре в Дейр-эз-Зоре и два в Ракке. В провинции Дейр-эз-Зор строятся ещё два блокпоста. США не намерены выводить военный контингент с сирийской территории до окончательного подавления террористической угрозы, заявил глава Пентагона Марк Эспер. Иными словами – никогда, так как именно американцы, как мы неоднократно писали ранее, приложили для её разрастания максимум угрозы, и менять что-либо не собираются.
Со своей стороны, в ходе операции «Источник мира» турки поставили, по некоторым данным, уже более 40 своих блок-постов. Всё это чревато дальнейшим обострением оперативной ситуации, всплесками этноконфессиональной напряжённости и дальнейшими провокациями, ставит под угрозу возвращение беженцев и процесс политического урегулирования как таковой. Вместе со своими союзниками Вашингтон продолжает дезинформировать мировое сообщество о ситуации в Сирии, что тормозит процесс возвращения сирийских граждан на родину, следует из совместного заявления межведомственных координационных штабов РФ и Сирии, заявляют в Министерстве обороны РФ:
«Сирийское правительство проводит колоссальную работу по налаживанию мирной жизни в стране. Профильные структуры ООН признали соответствие созданных условий проживания возвращающихся граждан международным гуманитарным нормам. Тем не менее, США и их союзники продолжают дезинформировать мировое сообщество о ситуации в САР».
В целях обоснования легитимности своего присутствия в САР и для дальнейшего удержания нефтяных полей американские партнёры пытаются поддерживать очаги напряженности в Сирии. В частности, весьма острой остается проблема лагеря беженцев «Рукбан» в оккупированном США приграничном районе Эт-Танф. Критическая ситуация сохраняется и в другом лагере беженцев «Эль-Холь» в провинции Хасеке.
«Считаем необходимым подчеркнуть, что долю ответственности за такое положение дел несут и те европейские страны, которые всеми правдами и неправдами отказываются забирать к себе собственных граждан, воевавших на стороне [запрещённой в России террористической группировки] ИГИЛ»,
– говорится в заявлении российского военного ведомства.
«Американцы подогревают там антиасадовские настроения, лагеря становятся сосредоточением антиправительственной идеологии. Это хорошо вписывается в американскую тактику — они хотят натравить беженцев на действующую власть в Сирии… В рядах этих беженцев проводится активнейшая вербовка бойцов для курдских подразделений. И люди для того чтобы не умереть с голода и прокормиться, берут в руки автомат и идут воевать против сирийской армии»,
– напоминает военный обозреватель Виктор Баранец. Помимо того, в ходе начавшегося патрулирования в бывшей столице «халифата» Ракке российскими военнослужащими обнаружено большое количество самодельных взрывных устройств, мин-ловушек и других взрывоопасных предметов.
Отвечая на слухи о возможном увеличении численности российской военной группировки в Сирии, глава Генерального Штаба Валерий Герасимов признал возросший объем выполняемых военной полицией задач:
«В настоящее время они осуществляют патрулирование в кантонах Кобани и Джазира, а также контролируют соблюдение режима прекращения огня по периметру зоны проведения Турцией операции «Источник мира». Это потребовало привлечения дополнительных подразделений военной полиции на временной основе».
Он подчеркнул, речь идёт о временных мерах, так как
«…на сегодняшний день сил и средств, имеющихся в российской группировке войск (сил) в Сирийской Арабской Республике, достаточно для оказания эффективной помощи сирийской армии в борьбе с международными террористическими организациями. В этой связи количественный состав наших военных баз в Хмеймиме и Тартусе остается неизменным».
Однако не исключено, что ухудшение обстановки на северо-западе Сирии потребует мер дополнительного реагирования, о чём свидетельствует возросшая активность авиации ВКС РФ в идлибской «зоне деэскалации». Как и прогнозировалось ранее, 17 декабря боевики международных террористических группировок (в том числе «сирийской национальной армии») попытались прорваться в направлении позиций сирийской армии в районе Мелькии провинции Алеппо. 19 октября появились раненые в кварталах Хамдания и Хальдия. По-видимому, массированные атаки западных окраин Алеппо призваны оттянуть проправительственные силы с южного и западного участков линии соприкосновения с «зоной деэскалации» на северо-западе Сирии. По оценке полковника сирийской армии Рами Мауаса, только за последний месяц жертвами обстрелов боевиков стали десятки сирийских военнослужащих, так и мирных жителей.
«По имеющейся информации, главари вооруженных группировок в ближайшее время планируют новые нападения на позиции сирийских правительственных сил. Российскими средствами разведки выявлена переброска около 300 членов формирований «Сирийской национальной армии», 20 пикапов с крупнокалиберными орудиями и семь единиц бронетехники из района Африн провинции Алеппо в Идлибскую зону деэскалации»,
– сообщил руководитель Центра по примирению враждующих сторон в Сирии Юрий Боренков. 18 декабря около 200 боевиков атаковали позиции ВС САР в районе поселений Умм-Халахиль и Зарзур провинции Идлиб, ранены 12 сирийских военных. Противник действовал под прикрытием артиллерии, РСЗО и при поддержке 10 автомобилей повышенной проходимости с установленным на них крупнокалиберным вооружением. Чуть ранее около сотни боевиков запрещённых в России террористических группировок «Хайат Тахрир Аш-Шам», «Хуррас Ад-Дин» и «Сирийская национальная армия» на танках и БТР напали на позиции сирийской армии у Таманы и на высоте в районе Зайтуны в Идлибе. В районе населенного пункта Тамана при поддержке двух танков и БТР в наступление перешли около 40 человек. Ещё до 60 членов незаконных вооруженных формирований, проделав проход в минном заграждении, попытались овладеть высотой севернее поселения Зайтуна провинции Идлиб. Сообщается, что сирийская армия отбила все атаки, уничтожив один танк и один бронетранспортер террористов.
17 декабря газета al-Watan сообщила о сосредоточении сирийских войск в Идлибе для подготовки к широкомасштабной операции. Источник издания отмечал о вероятности боевых действий также на удерживаемых террористами территориях соседних провинций Алеппо, Хама и Латакия.
«Девятнадцатого декабря в 09.45 с беспилотного летательного аппарата боевиков сброшено взрывное устройство на позиции вооруженных сил САР на высоте Наби-Юнис (один километр восточнее города Хан-Шейхун провинции Идлиб). В результате взрыва двое сирийских военнослужащих получили ранения»,
– сообщил также Ю. Боренков. В 10.30 и 12.15 на освобождённый ранее Хан-Шейхун боевики также сбросили с БПЛА взрывные устройства. Пострадавших нет, незначительный ущерб нанесён ряду строений. В этот же день в ходе начавшейся новой военной операции на юго-востоке провинции Идлиб удалось освободить деревню Умм-Джаляль.
Наконец, 21 декабря террористы трижды атаковали объекты нефтегазового комплекса в центре Сирии: на нефтеперерабатывающем заводе в Хомсе, газовой станции и на станции эр-Раян.
* * *
18 декабря В. Герасимов встретился в швейцарском Берне со своим американским коллегой Марком Милли, обсудив работу созданного при предыдущем главе Объединенного комитета начальников штабов США Дж. Данфорде канала по обмену информацией, «стратегическую стабильность» и иные вопросы в целях укрепления взаимопонимания и снижения рисков. Вашингтон по-прежнему блокирует поступление помощи на основную часть территории страны, контролируемую «режимом Асада». Одновременно Германия, Бельгия и Кувейт предложили продлить резолюцией ООН ещё на год начавшиеся летом 2014 года так называемые «трансграничные операции» – доставку гуманитарной помощи под контролем ООН и без необходимости получения разрешения властей Дамаска (выделено нами – Авт.). В представленном ими варианте предлагается продолжить доставку через четыре уже существующих пункта пропуска и добавить к ним приграничный с Турцией Телль-Абъяд. Таким образом, де-факто они предлагают усилить боевиков «сирийской национальной армией» так называемой «гуманитарной помощью» и тем, что под ней подразумевается. Справедливо полагая подобный механизм нетранспарентным, Россия внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН свой проект резолюции, предусматривающий продление трансграничных поставок только на полгода и только через два пропускных пункта. В частности, до 10 июля 2020 года предлагается исключить пункты Аль-Раматха и Эль-Ярубия. В проекте резолюции отмечается необходимость доставки помощи во все нуждающиеся районы (не исключая Идлиб), и содержится адресованный ООН призыв «улучшить контроль за доставкой и распределением помощи».
Одновременно, 14 декабря 2019 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства № 3038-р о выделении из федерального бюджета средств международным организациям на восстановление Сирии:
Как видим, речь идёт о довольно значительных суммах, и остаётся только надеяться, что они будут использованы по назначению, а не в целях, диаметрально противоположных декларируемым «международным усилиям по восстановлению Сирийской Арабской Республики». В свою очередь, вице-премьер Юрий Борисов оценил затраты на модернизацию порта Тартус, где в последние месяцы ведутся активные строительно-монтажные и иные работы:
«Российская сторона намерена наладить работу старого порта и построить новый торговый порт. Сумма инвестиций на ближайшие четыре года оценивается в 500 миллионов долларов».
Планируется, что порт будет модернизирован до современного уровня, и уже сегодня в Тартусе создано 3700 рабочих мест. Также российская сторона планирует восстановить и проложить в некоторых регионах новую железную дорогу через Ирак и Сирию для создания транспортного коридора «Средиземное море – Персидский залив», что должно увеличить грузопоток через сирийский порт. В то же время, активизация боевиков – налицо, и она будет усиливаться по мере интенсификации потока «гуманитарной помощи» под прикрытием международных организаций. Так что экономические интересы Москвы на Ближнем Востоке могут потребовать дополнительной защиты и дополнительных средств.
Андрей Арешев