Турецкая дипломатия инициирует новые встречи по Сирии

Террористы готовятся к броску на юге провинции Алеппо

Российская военная полиция продолжает патрулировать сирийско-турецкую границу на нескольких маршрутах в сирийских провинциях Хасеке и Алеппо, сообщил на брифинге 15 декабря руководитель российского Центра по примирению враждующих сторон в САР генерал-майор Юрий Боренков:

«Продолжено патрулирование подразделениями российской военной полиции по маршрутам Камишлия – Тель-Базария, Айн-Иса – Нитулия, Камишлия – Мабрук в провинции Хасеке, Кобани – Махмудли, Аджами – Авшария, Аджами – Мембидж в провинции Алеппо».

На территории идлибской «зоны деэскалации» продолжаются нарушения режима прекращения боевых действий со стороны незаконных вооруженных формирований. Так, только в один день боевики обстреляли населенные пункты Алеппо, Биньямин, Маканис-Эд-Дувайри провинции Алеппо, Санджека, Сафсафа, Сараф, Кухбания провинции Латакия, Дар-Хардата провинции Хама, Шарки-Кафер-Дун, Суккория, Кефрайя, Тамана, Эс-Салихия, Умм-Эль-Халахиль провинции Идлиб. Всего зафиксировано 19 обстрелов.

Ранее спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев вновь напомнил о необходимости турецких усилий для прекращения обстрелов Алеппо террористами в зоне ответственности Анкары:

«Идлибская зона деэскалации в том в виде, в котором она существует сейчас, это зона ответственности наших турецких партнёров, поэтому проводить какую-то расширенную операцию смысла нет. Надо воздействовать на наших турецких партнеров с тем, чтобы они проводили соответствующие работы с теми вооружёнными группами, которые осуществляют такие провокации. Абсолютно неприемлемо, когда страдают мирные жители. Это недопустимо, этому надо поставить заслон».

О безальтернативности сотрудничества с Турцией напомнил в ходе программы «Большая игра» на Первом канале пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков:

«Это сотрудничество продолжается, и совсем недавно в Сочи два президента подтвердили свою решимость продолжать сотрудничество по Идлибу в плане реализации сочинских договоренностей. При этом мы не скрываем обеспокоенности, что сохраняется террористическая угроза в Идлибе и пока до сих пор не удалось произвести размежевание с террористами в Идлибе. Террористы там работают, они представляют угрозу и для сирийской армии, и для наших военных».

В том, что террористы работают, убеждает и очередное предупреждение ЦВПС о готовящихся главарями филиала небезызвестной террористической сети совместно с активистами-«белокасочниками» очередных инсценировок «применения химического оружия» на юге Идлибской зоны деэскалации. Предполагается съёмка видеороликов для раскрутки в интернете параллельно с публикациями в ближневосточных и западных СМИ с обвинениями «режима Асада» в преступлениях, «доказательства» которых чиновники ОЗХО регулярно фальсифицируют практически на глазах «международной общественности». И происходит всё это, напомним, в так называемой «турецкой зоне ответственности» на северо-западе Сирии.

На этом фоне относительно малозамеченной оказалась очередная, уже 14-я консультационная встреча по Сирии в «астанинском формате»,  состоявшаяся 10- декабря в столице Казахстана. По итогам мероприятия страны-гаранты политического урегулирования в Сирии приняли совместное заявление, в котором вновь зафиксировали ряд ставших уже традиционными формулировок. Во-первых, они вновь заверили в приверженности суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии.

Далее, Россия, Иран и Турция отвергли все попытки создать новые реалии, включая инициативы по «самоуправлению» под предлогом борьбы с терроризмом, и выразили решимость противостоять сепаратистским планам. Очевидно, под сепаратистами подразумеваются курды из «Сил демократической Сирии», лидеры которых не отказались от планов провозглашения на территории части страны автономии под эгидой США.

Фото: mintpressnews.com

Также участники встречи в Нур-Султане осудили незаконные захваты нефтяных месторождения и перераспределение доходов от их продажи в обход официального Дамаска. Очевидно, это также «камень в огород» сирийских курдов (и возможно, некоторых западных компаний), хотя достаточно взглянуть на карту, чтобы понять очевидный факт: любые контрабандные схемы на севере Сирии не могут быть эффективными без вовлечения в их реализацию тех или иных турецких кругов. Об этом же заявил в очередном интервью президент Асад:

«Когда ИГ пришла и вывела оттуда [запрещённую в России] "Нусру", а точнее, ИГ слилась с "Нусрой", то они стали воровать эту нефть и продавать. Кому? Продажи шли через Турцию. А теперь США воруют нефть и продают ее Турции. Турция – соучастник, для нее это не проблема, Турция готова».

Сирийский лидер отметил непосредственную роль Турции покупке нефти у террористов и на более раннем этапе.

Тем не менее, резко негативные оценки деятельности «СДС» позволило одному из местных политических обозревателей утверждать, что основным «победителем» по итогам встречи в Казахстане оказалось правительство САР, а проигравшими – сирийские курды.

Поприветствовав российско-турецкий Меморандум от 22 октября 2019 года, и не забыв об Анадском соглашении 1998 года, стороны подробно рассмотрели ситуацию в «зоне деэскалации» Идлиба. Обеспокоенность по поводу возросшей активности террористов из «Хайят Тахрир аш-Шам» и связанных с нею признанных террористическими решениями Совета Безопасности ООН группировок звучит уже не в первый раз, как и решимость совместно с ними бороться. Сожалея по поводу жертв среди мирных жителей, Москва, Анкара и Тегеран согласились предпринять конкретные меры на основе предыдущих договоренностей по обеспечению защиты гражданского населения в соответствии с нормами международного гуманитарного права и безопасности военнослужащих стран-гарантов, находящихся внутри и снаружи «зоны деэскалации». Думается, эти меры должны распространяться и на жителей ряда поселений северной Сирии, страдающих от бесчинств банд «сирийской национальной армии», открыто поддерживаемой одним из «гарантов политического урегулирования».

Не могли участники встречи в Казахстане не приветствовать деятельность Конституционного Комитета. Они также осудили продолжающиеся вооруженные атаки Израиля в противоречии с нормами международного и гуманитарного права, подрывающие суверенитет Сирии и соседних стран, угрожающие стабильности и безопасности в регионе. В этой связи интересны оценки протурецких оппозиционеров, на словах поддержавших  деятельность Комитета.

«В течение двух прошедших дней в столице Казахстана мы обсудили проблемы относительно будущей деятельности комитета по Конституции Сирии в Женеве. И мы (оппозиция) требуем от всех сторон преодолеть все препятствия по его созданию и также готовы утвердить повестку дня его работы в Женеве. Это самый главный вопрос, который был достигнут сторонами в течение этих двух дней в Нур-Султане»,

– сказал один из них, Ахмад Тума в ходе пресс-конференции по итогам консультаций. А другой представитель оппозиции, Асим-оглу Айман, заметил даже о об отсутствии разницы между такими группировками, как [запрещённые в России] «ИГ» и «Хайят Тахрир аш-Шам»:

«Эти две организации ничем не отличаются между собой. Обе привлекают в свои ряды детей и женщин, которых вынуждают воевать на их стороне. Цель – чтобы они стали оружием в их руках. Обе эти организации занимаются насильственным перемещением лиц, как арабов, так и курдов. Обе эти организации захватывают нефтяные и газовые ресурсы страны, на чем создают свое благополучие. И то, что сегодня происходит в провинции Идлиб, – это национальная катастрофа, так как миллион сирийцев вынуждены были уехать в Турцию».

Впрочем, пока это слова, в то время как о делах (а точнее – об их отсутствии) напомнил А. Лаврентьев:

«В Идлибской зоне деэскалации те усилия, которые предпринимает турецкая сторона с тем, чтобы умеренные оппозиционные группировки взяли контроль над этой зоной и обеспечили устойчивое прекращение огня в этой зоне, они не исполняются».

Оперативная ситуация складывается пока не слишком удачно для правительственных сил. Так, 13 декабря стало известно о массовой переброске боевиков террористических группировок из Идлиба на юг провинции Алеппо, что свидетельствует о подготовке здесь крупномасштабной атаки. В тот же день боевики захватили поселение Хариша, прервав тем самым пути снабжения сирийцев в районе Аль-Хадера. Несмотря на некоторые локальные успехи на востоке Идлиба,  попытка восстановить контроль над военным городком близ авиабазы Абу Ад-Духур успехом не увенчались. Неспокойно и на севере провинции, в удерживаемом турками Эль-Бабе, где беспредел боевиков, их бесконечные разборки и громкие теракты грозят очередной вспышкой вооружённого конфликта.

Боевики заметно активизировались в «северной столице» Сирии

Относительно ближайших перспектив развития ситуации в Сирии высказываются различные оценки.  С одной стороны, очевидные внешнеполитические неудачи Анкары (например, признание Сенатом Геноцида армян) вроде бы вынуждают её к более осмотрительным подходам в диалоге с Москвой и Тегераном. В то же время неизменный стиль турецкой дипломатии – активность на всех максимально возможных направлениях и изобретение всё новых переговорных форматов с целью продвижения собственных интересов, включая упомянутый выше специфический бизнес. Так, в Анкаре хотят собрать отдельный саммит с участием России наряду со встречей в верхах по Сирии, намеченном к проведению в феврале в Стамбуле, сообщил 14 декабря РИА Новости министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу:

«Мы проведем саммит по Сирии с участием глав ФРГ, Франции и Великобритании, и отдельно мы организуем двусторонний саммит с Россией».

Оценить результативность всех этих встреч пока не представляется возможным. При этом обязательства в рамках сочинских договорённостей президентов России и Турции, очевидным образом не выполняются турецкой стороной. Как известно, вот уже несколько лет Париж и Берлин вовлечены в переговоры по вопросу о мирном урегулировании на Донбассе, которые практически не сдвинулись с мёртвой точки. Как в случае «нормандского формата», так и российско-турецко-французско-германской переговорной «четвёрки», наблюдается очевидный изъян. Если в первом случае от самостоятельного голоса лишены республики Донбасса, то во втором в качестве стороннего наблюдателя выступает официальный Дамаск. Что же до европейских стран, то после бомбардировок Югославии, разгрома в 2011 году Ливии и поддержки государственного переворота на Украине и террористов в Сирии вряд ли они в состоянии придать позитивный импульс решению конфликтов, будь то на Ближнем Востоке или на Донбассе. Это, собственно, и засвидетельствовали очередные посиделки в «нормандском формате», предсказуемо не приведшие к каким-либо прорывам.

Таким образом, результативность предстоящих переговоров вызывает большие сомнения ещё до их начала.

Заглавное фото: раздача гуманитарной помощи из России и Армении в провинции Алеппо