В конце марта этого года, несмотря на эпидемию коронавируса, госсекретарь США Майк Помпео совершил внезапный наезд в Кабул. Среди прочего, там он встретился с президентом Ашрафом Гани и с его главным соперником в борьбе за президентский пост Абдуллой Абдуллой.
Госсекретарь предпринял попытку уладить разногласия между двумя политиками, однако не преуспел в этом. Впоследствии Госдепартамент США опубликовал заявление о сокращении годовой помощи Афганистану на миллиард долларов.
Из Кабула Помпео отправился в Доху, столицу Катара, где поговорил с представителями талибов во главе с муллой Барадаром. Однако его попытки убедить партнеров по переговорам в необходимости соблюдать мирное соглашение, подписанное ими с Вашингтоном в конце февраля этого года, как показали дальнейшие события, похоже, также не увенчались успехом, так как их содержание не предано гласности.
Для администрации Трампа жизненно важно добиться успеха в умиротворении враждующих сторон в Афганистане и выйти из самой длительной войны в своей истории. После этого США смогут начать полномасштабную реализацию своей новой стратегии в Центральной Азии, открытая часть которой была недавно опубликована.
Необходимость обновления своей стратегии в ЦА Вашингтон обосновывает тем, что «Китай и Россия борются за влияние в богатом энергоресурсами регионе, а боевики из Афганистана угрожают его дестабилизировать», как о том заявил представитель Госдепа 13 декабря прошлого года после встречи с министром иностранных дел Казахстана Мухтаром Тлеуберди. В ходе встречи Тлеуберди с Помпео, помимо прочего, была затронута тема возвращения граждан Казахстана из Сирии и Афганистана, а также беженцев из китайского Синьцзяна.
Напомним, в июле прошлого года делегация США посетила Киргизию, а в ноябре в Госдепе приняли министра иностранных дел Туркмении Рашида Мередова. В этом году в Госдепе ждут гостей – чиновников из Таджикистана и Узбекистана.
Вашингтон открыто заявляет, что его политика в Центральной Азии направлена против России и Китая. В США, между тем, публикуются данные мониторинга общественных предпочтений населения Центральной Азии. И эти данные – отнюдь не в пользу Америки. В Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане наибольшим одобрением пользуется Россия (80 процентов респондентов), существенно меньшим – Китай (46 процентов). И всего 30 процентов жителей региона выражают своё одобрение Соединённым Штатам.
Поскольку позиции России и Китая в ЦА традиционно сильны, то практическое преломление новой стратегии США будет направлено на дестабилизацию региона и одним из инструментов будет форсированная репатриация джихадистов в страны происхождения из Сирии.
Подрывные стратегии, главной ударной силой которых являются воинствующие исламисты, хорошо проработаны западными аналитическими центрами. В этой связи эксперт отдела стратегического анализа и военно-политических исследований Московского института социологических исследований Дмитрий Винник обращает внимание на сделанные в 2015-2016 гг. доклады Международной кризисной группы (МКГ) «Сирийский призыв: радикализация Центральной Азии», «Кыргызстан: хрупкость государства». В этом же ряду – доклад Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) «Исследование факторов, способствующих радикализации среди трудовых мигрантов из Центральной Азии в России».
В каждом из этих докладов содержатся рекомендации властям России и стран ЦА. Так, анализируя причины религиозного экстремизма в Киргизии, известная в том числе и по работе в России МКГ считает, что «правительство и доноры должны прикладывать дополнительные усилия к сотрудничеству с умеренными, авторитетными исламскими организациями и прочими лицами, включая аполитичных салафитов, которые сейчас ведут очень полезную работу на местах».
Но на самом ли деле салафиты аполитичны, и какую такую полезную работу они ведут «на местах»? Обратимся к источнику, который невозможно заподозрить в симпатии к России и антипатии к Западу, а именно – к известному эксперту по радикальному исламу, бывшему киргизскому оппозиционеру, ныне проживающему в США сотруднику аналитического центра The Modern Diplomacy Урану Ботобекову. В январе 2020 года он опубликовал на портале Modern Diplomacy свое исследование «Anti-Russian Ideology of Central Asian Salafi-Jihadi Groups: Causes and Consequences», в котором даёт развернутые характеристики лидеров салафитов, окопавшихся в Сирии.
Как известно, после начала гражданской войны в Сирии в 2011 году, вызванной организованными западными спецслужбами протестами «арабской весны», несколько сотен исламских радикалов в Центральной Азии, называющих себя махаджирами (то есть мигрантами-боевиками), совершили хиджру (миграция мусульман в джихад) в Сирию на призыв запрещённой в России «Аль-Каиды».
С тех пор северо-западная сирийская провинция Идлиб, очаг вооруженного сопротивления и центр операций, связанных с указанной террористической группировкой, стала настоящим убежищем для махаджиров из бывшего Советского Союза и китайского Синьцзяна. Уран Ботобеков перечисляет группировки орудующих в Сирии махаджиров: узбекские группировки «Катибат аль-Таухид валь джихад» (КТД) и «Катибат имам аль-Бухари» (КТБ), уйгуры «Исламской партии Туркестана» (ИПТ), а также чеченские группировки «Джайш аль-Мухаджирин вал-Ансар» (ДМА) и «Аджнад Аль-Кавказ» (АК).
Все эти боевики разделяют идеологическую доктрину «Аль-Каиды» и считают ее лидера Аймана аз-Завахири своим идейным вдохновителем. Джихадисты из ИПТ и КТЖ остаются верными Аль-Каиде, но одновременно подчиняются запрещённой в России «Хайат Тахрир аш-Шам» — коалиции группировок, возглавляемой боевиками запрещённой в России группировки «Джебхат ан-Нусра». Они координируют все свои военные операции в Сирии и проводят их под руководством «Хаят Тахрир аш-Шам», крупнейшей суннитской группы джихадистов, контролирующей большую часть провинции Идлиб, являющуюся последним оплотом боевиков.
«За последние пять лет Идлиб стал не только реальным убежищем для русскоязычных иностранных боевиков, но и местом подпитки агрессивной антироссийской идеологии центральноазиатских групп салафитов-джихадистов. Интересно отметить, что они активно используют канал Telegram российского предпринимателя Дурова в социальных сетях для широкого распространения антироссийской идеологии. У центрально-азиатских махаджиров есть радиостанция «Голос Шама», которая также имеет веб-сайт www.muhajeer.com и ежедневно обновляет более десяти каналов Telegram, через которые они прославляют священный джихад и распространяют антироссийскую пропаганду», – пишет Уран Ботобеков.
Лидеры и идеологи центральноазиатских групп салафитов-джихадистов стремятся к созданию глобальной сети «Аль-Каиды», как всемирного антироссийского интернационала, и поэтому они ведут активную антироссийскую идеологическую войну в Интернете.
Бывший лидер КТД Абу Салох (его настоящее имя Сироджиддин Мухтаров) обладает отличными ораторскими навыками и глубокими знаниями Корана. Уран Ботобеков называет его «пламенным голосом антироссийской идеологии». Абу Салох призывает своих слушателей создать религиозно чистые общины, управляемые строгим салафитским толкованием шариатского или исламского права. Он считает, что современные постсоветские страны в Центральной Азии нелегитимны и желает не только свержения этих государств, но и создания нового теократического государства на их месте, которое, в конечном счете, станет частью глобального исламского халифата.
«Россия обвинила Абу Салоха в теракте в метро Санкт-Петербурга в апреле 2017 года, а власти Кыргызстана обвинили его в нападении на посольство Китая в Бишкеке 30 августа 2016 года. Он и его узбекские боевики из Ферганской долины Центральной Азии поклялась в верности лидеру Аль-Каиды Айману аз-Завахири», – отмечает Ботобеков.
Еще один идеолог центральноазиатского джихадизма – Абу Юсуф Мухожир, лидер узбекской группировки «Катибат Имам аль-Бухари», боевики которого поклялись в верности талибам. В последнем видео, опубликованном 26 декабря 2019 года в Telegram, он призывает мусульман Центральной Азии и России сделать финансовые пожертвования для джихада. Если трудовые мигранты из Центральной Азии в России сделают финансовые пожертвования для поддержки джихада, то это искупит их грехи. Он призвал мусульман Центральной Азии не становиться рабами русских кафиров (неверных). Следуя концепции воинствующей идеологии салафитов, Абу Юсуф Муходжир считает насильственный джихад обязанностью всех мусульман.
22 марта 2018 года Государственный департамент США объявил КИБ террористической организацией.
В докладе Урана Ботобекова перечислены так называемые «медиаактивисты» Фарук Шами, Мухаммед Джазира, Гулям Мухаммед, Саад Мухтор и Абдул Азиз Казанлы, которые живут и работают среди центральноазиатских джихадистов в Сирии, специализируясь по антироссийской пропаганде. Они организуют прямые трансляции, интервью с лидерами центрально-азиатских и кавказских групп салафитов-джихадистов на YouTube и в Instagram, а также переводят богословские сочинения идеологов «Аль-Каиды» с арабского на русский, узбекский, таджикский, киргизский и уйгурский языки.
Перевод книг, очерков и видеороликов средневековых и современных идеологов джихада с арабского на русский и местные языки, их распространение на канале Telegram является важной частью пропагандистской работы центральноазиатских джихадистов. Распространение «классических» произведений салафитских идеологов помогает узаконить антироссийскую идеологию джихада. Важнейшей духовной подпиткой среднеазиатских махаджиринов являются сочинения Ибн Таймия, Абд аль-Ваххаба, Сайида Кутба, Абдуллы Аззама, Абу Мухаммеда аль-Макдиси, Сулеймана аль-Альвана, Усамы бен Ладена, Аймана аль-Завахиниади, и другие ученые салафизма. Это ясно указывает на идеологическую связь центральноазиатских махаджиров с транснациональными исламскими фундаменталистскими группами.
«Несмотря на то, что центральноазиатские джихадисты считаются маленьким винтиком в транснациональной суннитско-джихадистской сети, они фактически разрабатывают и распространяют антироссийскую идеологию на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке вместе с чеченскими и уйгурскими джихадистами», – пишет Ботобеков.
Российский военный аналитики Александр Собянин в интервью Vpoanalytics отметил, что, принуждая власти республик Центральной Азии к репатриации и адаптации бывших боевиков-салафитов на родину, США не ставят задачу немедленной организации террористических ячеек в регионе. Их задача состоит в том, чтобы вернувшиеся с Ближнего Востока, прошедшие сквозь пожар религиозной войны джихадисты вели идеологическую работу с местным населением, провоцируя массовое недовольство светскими властями и готовя ситуацию к грядущей «центральноазиатской весне», которую первоначально осуществит прозападная оппозиция, то есть такие люди, как тот же Уран Ботобеков. Однако затем, как это уже было в Сирии и не только, их выбросят из властных коридоров куда более радикальные джихадисты, которых поддержит распропагандированное ими население.
Проводниками такой стратегии США являются сторонники клинтонитов в спецслужбах и посольствах США в Центральной Азии, отметил Александр Собянин, по оценке которого, например, в посольстве США в Киргизии 90 процентов сотрудников разделяют именно их взгляды и стратегию. Кадров Трампа в посольствах США в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении и Казахстане мало, чаще его люди – это действующие послы и некоторые офицеры безопасности, выходцы из Минобороны США.
В конце мая прошлого года американская корпорация RAND, один из ведущих аналитических центров Пентагона и разведслужб США, опубликовала доклад «Overextending and Unbalancing Russia. Assessing the Impact of Cost-Imposing Options» («Слишком большая и несбалансированная Россия. Оценка влияния затратных вариантов»). Авторы доклада – бывший помощник госсекретаря США по делам Европы Джеймс Доббинс, кадровый военный разведчик Рафаэль Коэн, а также семеро экспертов RAND, специализирующихся на международных отношениях, военной промышленности и разведке.
Авторы доклада рассматривают известные им геополитические планы администрации Дональда Трампа, оценивают вероятность осуществления государственных переворотов на постсоветском пространстве, в частности, в Центральной Азии.
Аналитики RAND считают, что «уменьшение российского влияния в Центральной Азии будет очень трудным и будет непропорционально дорогостоящим для Соединенных Штатов». Похоже, что в Госдепе приняли к сведению это авторитетное мнение и разработали новую стратегию США в Центральной Азии, главным рычагом которой является репатриация в страны региона боевиков с Ближнего Востока.
Каково истинное лицо этих «аполитичных салафитов», и какую «полезную работу» они ведут, мы уже сказали выше. Усилиями религиозных фанатиков Вашингтон намерен без особых затрат дестабилизировать геополитическую ситуацию в Центральной Азии и вытеснить Россию и Китай из региона.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук
Фото: khabar24