А отставной главный разведчик предрекает дальнейшее разделение страны
Несмотря на видимость относительной стабильности и налаживание мирной жизни в освобождённых от террористов районах, накал подспудного напряжения в Сирийской Арабской Республике не снижается. Прежде всего, это обусловлено деятельностью оккупационных сил – прежде всего американцев и турок, создающих предпосылки для очередной военной эскалации, либо же – крупных инцидентов, возможно – в ряде местностей одновременно.
В частности, как пишет, ссылаясь на оппозиционные источники, «Независимая газета», турецкое командование занято реорганизацией разномастных отрядов боевиков в «Большом Идлибе» с целью интеграции их в подразделения Вооружённых сил Турецкой Республики. Возможно, в краткосрочном тактическом плане речь идёт об уходе от столкновений с Сирийской арабской армией, однако затем ситуация может измениться. Как мы упоминали ранее, по данным американского Института войны и мира, в период 1 февраля по 31 марта этого на севере Сирии могло быть развёрнуто до 20 тысяч турецких военных, включая спецназовцев, бригаду «коммандос», лёгкую пехоту и бронетанковые подразделения. ISW обращает внимание на то обстоятельство, что
Турция развернула свои войска на линии фронта против сил «режима Асада», к западу от международной автомагистрали Алеппо – Латакия, заставив президента России Владимира Путина согласиться на новую сделку по деэскалации 5 марта. Однако Россия и Турция не смогли реализовать ключевые элементы сделки, в том числе совместное патрулирование вдоль трассы М4. Турция продолжает укреплять свои позиции в Идлибе в рамках подготовки к возможному возобновлению боевых действий».
Базирующееся в Лондоне арабское издание Asharq Al-Awsat обращает внимание на то, что перестрелки в тех местностях в Идлибе, где сосредоточены подразделения сирийской армии, происходят регулярно, что вызывает опасения по поводу прочности российско-турецких договоренностей. По версии «независимого» интернет-издания Enab Baladi, Анкара стремится собрать враждующие военные «фракции» и группировки под единый военный «зонтик». Если верить некоему анонимному лидеру «Национального Фронта освобождения», эта, с позволения сказать, «интеграция» происходит внутри турецких наблюдательных пунктов (их количество возросло до 58 и постоянно растёт), по которым боевики передвигаются свободно, за исключением доступа в операционную комнату (military operations room). Боевики запрещённой в России группировки «Хайят Тахрир аш-Шам также не остались в стороне от этого процесса. Пресс-секретарь «Сирийской национальной армии» некто Наджи Мустафа подтверждает «эффективную координацию» боевиками и турками в регионе посредством специальных договоренностей по решению «организационных вопросов» по линии фронта. Учитывая то, что Идлиб пользуется периодом относительного мира, боевики накапливают силы в лагерях и готовятся к будущим боевым действиям, не скрывает их «говорящая голова». Что касается турецких партнёров, то они усиливают военное присутствие вдоль линии соприкосновения с «сирийским режимом», укрепляя наблюдательные пункты и способствуя тем самым более качественной координации действий с различными группировками боевиков.
Насколько можно понять, в дальнейшем планируется переформатирование марионеточных «органов власти» на неконтролируемых официальным Дамаском территориях, которые, в свою очередь, обратятся за признанием и поддержкой (в том числе вооружённой) в США и Европу. Ранее, в феврале, эксперты «Международной кризисной группы» поговорили с главарём «ХТШ» Джулани, представив его вполне себе «умеренным» и склонным к исправлению прошлых «ошибок». Заверив, что борется исключительно с «режимом Асада» и его союзниками, он не возражал против деятельности в Идлибе неправительственных организаций по оказанию гуманитарной помощи. И вот уже, по информации Telegram-канала «Вестник Дамаска», 17 апреля 56 грузовиков с гуманитарной помощью ООН проникли на северо-запад Сирии через КПП Баб аль-Хава. Как пишет РИА Новости, «…СНА перебрасывает подкрепления из Алеппо – колонны бронированных автомобилей, грузовики с боеприпасами и переносными зенитно-ракетными комплексами. Пандемия коронавируса, серьезно снизившая градус противостояния в этой проблемной провинции, судя по всему, не сможет предотвратить новый этап конфликта» (выделено нами – авт.). Всё это, конечно же, не является для российской дипломатии тайной.
«Рассчитываем…, что турецкие партнёры продолжат усилия по отмежеванию умеренных от террористов и примут меры для нейтрализации последних, а очередные попытки "ребрендинга" идлибских радикалов этому не помешают. Смена названий отнюдь не означает изменения их террористической сущности»,
– заявил в интервью РИА Новости посол России в Дамаске Александр Ефимов, напомнив, что российско-турецкие договорённости позволили совершенно не отменяют необходимости продолжения борьбы с терроризмом и скорейшего возвращения указанной территории под суверенитет Дамаска.
«Кстати, тот факт, что в Идлибе по-прежнему хозяйничают не "умеренные оппозиционеры", а настоящие террористы, настроенные на продолжение насилия и кровопролития, снова и снова подтверждается. И хотя начавшееся 6 марта прекращение огня в целом соблюдается, боевики из "Хайят Тахрир аш-Шам" и ей подобных не оставляют попыток сорвать выполнение российско-турецких договорённостей по Идлибу. Продолжают ежедневные обстрелы, атаки авиабазы «Хмеймим» с использованием беспилотников и реактивных снарядов»,
– подчеркнул дипломат, попытавшись привлечь внимания к многочисленным диверсиям террористов, включая захваты в марте офисов Сирийского общества Красного Полумесяца в Идлибе и Арихе. На этом тревожном фоне 15 апреля четвертое совместное патрулирование участка трассы М-4 в Идлибе. От России привлекалось два БТР-80 и бронеавтомобиль «Тигр», как и в прошлый раз, движение колонны с воздуха контролировалось беспилотниками ВКС России. О каких-либо инцидентах не сообщается – если не считать того, что дорога, по которой должно было проводиться патрулирование, остаётся заблокированной. Соответственно, как пишет Annа News, как предыдущие миссии двух стран,
«Четвертый патруль дальше третьего не продвинулся из соображений безопасности. Продолжить продвижение через окраину Нейраба турецкое командование российским партнёрам настоятельно не рекомендовало».
Предпринятая же ранее попытка турецкой военной полиции разблокировать участок трассы М-4 в районе поселения Нейраб, фактически закончилась провалом: боевики «ХТШ» попросту отошли западнее примерно на километр, снова перекрыв трассу и устроив здесь очередную «акцию протеста».
* * *
18 апреля российская компания «Европолис» передала Министерству здравоохранения САР 1000 защитных костюмов, 1000 антивирусных халатов, 10000 тестов на выявление антител к коронавирусу и 50 аппаратов искусственной вентиляции легких (кроме того, ещё 150 аппаратов ИВЛ будут доставлены 20 апреля). Двумя днями ранее главы сирийского и российского штабов по возвращению беженцев в Сирию объявили, что Сирия страдает от острой нехватки аппаратов искусственной вентиляции лёгких, в первую очередь – по причине западных санкций, которые препятствуют поставкам медоборудования.
«Несмотря на предпринятые усилия, власти имеют очень ограниченные возможности по диагностике и оказанию помощи при появлении коронавируса, в стране ежедневно проводится около 100 анализов, в сирийских медицинских учреждениях имеется только 25000 коек, и в них крайне не хватает оборудования».
На фоне возросшей активности террористов запрещённой в России группировки «ИГ» на востоке Хомса правительственным силам сдались 27 боевиков группировки «Магавир ас-Саура», проходивших подготовку на американской базе Эт-Танф. Руководитель Центра по примирению враждующих сторон в САР Олег Журавлёв сообщил, что они планировали сдаться и вернуться к мирной жизни, однако на границе «зоны безопасности» были атакованы подконтрольным США отрядом:
«В результате боестолкновения прорвавшиеся боевики потеряли три пикапа. Вырваться смогли 27 человек, которые в настоящее время находятся в Пальмире под охраной сирийских правительственных сил».
Задержанные сдали сирийцам десятки единиц стрелкового вооружения, включая гранатомёты и крупнокалиберные пулеметы. Тем временем, по информации РИА ФАН, в провинцию Хасаке был переброшен очередной военный конвой из Ирака. Согласно данным новостного портала Al Nour, в его составе на территорию провинции въехали 45 бронеавтомобилей и около 200 морских пехотинцев, которые проследовали в сторону базы США у Аш-Шаддади. Прикрытие им обеспечивали военные самолеты возглавляемой США международной коалиции. Возможно, эти передвижения связаны с нарастанием подспудного сопротивления американской оккупации на северо-востоке страны. Наконец, 16 апреля глава Европейского командования американской армии и главнокомандующий силами НАТО в Европе генерал Тод Уолтерс выразил «недовольство» полётом российского Су-35, перехватившего американский самолёт-шпион P-8A Poseidon, летевший в международном воздушном пространстве над Средиземным морем. В российском военном ведомстве ранее неоднократно отмечали, что полеты российской авиации выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства.
Высказывается предположение, что «американец» попытался в очередной раз проверить на прочность системы боевого охранения российских объектов в провинции Латакия (Тартус и Хмеймим). По мере роста социально-политической напряжённости в России и отвлечения от внешних проблем дальнейший рост напряжённости на Ближнем Востоке, по всей видимости, неизбежен. Возвращаясь в этой связи к долгосрочным планам Анкары, выделим недавние откровения бывшего начальника разведки турецкого Генерального Штаба Исмаила Хаккы Пекина, полагающего, что
«…правление Башара Асада, вероятнее всего, подойдет к концу примерно в июне. Отсюда мы можем понять, что Сирия либо будет разделена, либо превратится в федерацию или конфедерацию с очень слабым центральным правительством. Очень важно, чтобы регион на западе от Евфрата, включая Идлиб и Алеппо, под названием Республика Алеппо управлялся подконтрольными Турции силами. Нужно добиться этого ради будущего Турции. Ведь очевидно, что Сирия, так или иначе, будет разделена».
Что касается автономного курдского региона к востоку от Евфрата, где имеются интересы России, США и Израиля, то «здесь Турции может быть нелегко», признаёт отставной разведчик, занятый поиском различных вариантов и не исключающий дальнейших центробежных процессов в соседнем Ираке.
Помимо оккупации значительных территорий страны турками и американцами, а также постоянных израильских ударов, западные экономические санкции препятствуют восстановлению экономики, в то время как банковский кризис в соседнем Ливане ещё более подкосил финансовую систему страны. На фоне глобальной рецессии прогрессирующая бедность населения и дальнейшая фрагментация страны могут быть использованы для реализации деструктивных планов.
Андрей Арешев