Россия укрепляет передовые арктические рубежи
Предположение о том, что нестабильность на мировых энергетических рынках, вынудившая Вашингтон активно способствовать заключению сделки «ОПЕК+», поумерит империалистические амбиции США, было бы наивным. Более того, экспансия приобретает новые формы, о чём свидетельствует её политико-дипломатическое, экономическое и военное сопровождение.
В частности, в подготовленном энергетическим ведомством докладе «Восстановление конкурентного преимущества атомной энергетики Америки. Стратегия обеспечения национальной безопасности США», прямо говорится о том, что
«правительство США пойдет на рынки, где в настоящее время доминируют российские и китайские государственные предприятия, и восстановит позиции мирового лидера в экспорте лучших в своем классе технологий в области ядерной энергии, а вместе с тем и устойчивые стандарты нераспространения. Мы… продемонстрируем американское стремление конкурировать на оспариваемых рынках и изменить положение Америки как ответственного партнера по ядерной энергии».
Как представляется, с заявленными здесь амбициями на глобальное доминирование в сфере ядерной энергетики тесно связаны планы дальнейшего расширения экспансии в Арктическом регионе, о которых мы неоднократно писали ранее. В частности, немалый переполох летом прошлого года спровоцировали заявления хозяина Белого Дома о намерении прикупить остров Гренландия, по факту пользующейся широкой автономией в составе Дании. Разразившийся скандал не помешал дальнейшим переговорам, и вот 23 апреля стало известно о продавливании американцами под недовольное бурчание политиков в Копенгагене комплекса мер «помощи» крупнейшему ледовому острову, включая открытие там консульства «для укрепления двусторонних связей и противодействия растущим интересам России и Китая в Арктике». Этого не скрывает и посол США в Дании Карла Сэндс, ссылающаяся на «агрессивное поведение России, проводимой ею милитаризации Арктики» и на «хищнические экономические интересы» Китая в северных широтах. Реализацией проектов по «развитию энергетики и туризма» в Гренландии, по-видимому, займётся представительство Агентства международного развития в Нууке при вышеупомянутом консульстве. Как видим, организационная инфраструктура уже вполне сформирована, о чём было известно, как минимум, с января нынешнего года. По мнению анонимного американского чиновника, его страна пребывает «в процессе адаптации» артикулированной ранее арктической политики к актуальным стратегическим геополитическим реалиям, а именно – «желанием России и Китайской Народной Республики бросить вызов Соединенным Штатам и Западу».
Вложив немало денег в строительство арктического флота, уже сегодня Китай сумел сравняться с США по количеству ледоколов, с тревогой пишут американские эксперты. Лишь один из них был построен внутри страны, однако не исключено появление у Пекина и «атомного» ледокольного проекта. Первый корабль, Xuelong-1 («Снежный дракон»), был построен на верфи в Херсоне и дважды модернизировался Китаем. В сентябре 2018 года в порту Шанхая был спущен на воду Xuelong-2 – первый ледокол уже собственного производства. А не так давно оба этих научно-исследовательских (а не военных!) судна ледового класса вернулись из дальнего перехода в Антарктику, что расценивается как способность азиатской державы проецировать силу на значительные расстояния в ходе многомесячных морских операций (недавняя исключительная прерогатива Вашингтона – при том, что речь идёт, еще раз повторимся – не о военных китайских судах). Планы по созданию «Полярного шёлкового пути» (в рамках более широкой инициативы «Один Пояс – один путь») предполагает растущий интерес Пекина к Гренландии, включая строительство плавучих исследовательских станций, модернизацию аэродромов и создание на острове наземных станций спутниковой связи.
Быстро меняющаяся «арктическая система» увеличивает для Пекина и Москвы стимулы продвигать повестку дня, противоречащую интересам Соединенных Штатов и их региональных союзников и партнеров, беспокоится высокопоставленный чиновник Госдепартамента. Напомним, на севере Гренландии американцы арендуют авиабазу Туле, представляющую собой важный элемент национальной системы противоракетной обороны, и системы предупреждения о ракетном нападении. Кроме того, недра острова помимо энергоресурсов содержат также алмазы, уран, свинец, цинк, железную руду, вполне возможно – золото и редкоземельные металлы, необходимые для производства электроники. Как известно, основным поставщиком «редкозёмов» на мировые рынка является Китай, зависимость от которого в этом чувствительном вопросе Вашингтон всячески стремится уменьшить. Именно этим, как представляется, в решающей мере обусловлен накал разворачивающегося информационного, экономического, а в ближайшее время, не исключено – также и военного противоборства.
Наконец, обретение более плотного контроля над Гренландией значительно расширило бы американский сектор в Арктике с перспективой её дальнейшей милитаризации. Уже сегодня это хорошо видно на примере Аляски (бывшая «Русская Америка»), где, в непосредственной близости от Камчатки с объектами РВСН, к 2021 году предполагается развернуть 54 истребителя пятого поколения F-35A. Недавно на базе ВВС США Эйельсон были размещены два таких самолёта, призванных оказать поддержку уже развернутым истребителям F-22 Raptor. В мае прошлого года в районе этого приполярного американского штата проводились крупные учения Northern Edge 2019 с участием (впервые за 10 лет) авианосной ударной группы (АУГ). В общей сложности к мероприятию под эгидой Индо-Тихоокеанского командования привлекалось более 10 тысяч солдат и офицеров, около 250 летательных аппаратов, включая истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35B Корпуса морской пехоты и упомянутые F-22. Согласно официальной информации, в ходе учений отрабатывались «сценарии оборонительного воздушного боя, непосредственной авиационной поддержки, сдерживания с воздуха военно-морских сил» потенциального противника. Кроме того, манёвры призваны повысить слаженность при совместных операциях различных видов армии, совершенствованию командования и управления силами и средствами.
Как заявлял тогда командующий авиационной группой контр-адмирал Дэниел Дуайер, «Аляска является стратегически важной точкой земного шара, проведение здесь совместных операций и учений имеет важнейшее значение с точки зрения приверженности США обеспечению свободных и открытых регионов Индийского и Тихого океанов». Возможности этого крупнейшего по территории штата позволяют отрабатывать «интегрированные масштабные учения, подобные которым организовать невозможно нигде ещё в США». Помимо традиционных средств вооружений, для ледовых широт американские военные испытывают, в частности, беспилотники и сухопутные роботы, замеченные там же, на Аляске на недавних учениях Северного командования Arctic Edge 2020. Помимо адаптации предназначенной для жаркой и сухой среды военной техники к среде одновременно холодной и влажной, особое внимание уделялось компактным взрывным устройствам, методам их доставки беспилотниками и способам противодействия.
Как представляется, вся эта военная активность имеет непосредственное отношение к безопасности Северного Морского пути, пролегающего преимущественно в территориальных водах Российской Федерации. Вполне символично, что задействованный в учениях базирующийся в Калифорнии атомный авианосец Theodore Roosevelt ныне приобрёл скандальную известность в связи с массовым заражением его экипажа коронавирусом. По этой же причине пришлось отменить учения партнёров по НАТО в Норвегии, известные как Cold Response 2020 («Холодный ответ»). Тренировки за северным полярным кругом должны были включать высадку десантов на север Норвегии, откуда, уже в сопровождении тяжёлой техники морские пехотинцы отправились бы в северный регион – Финнмарк – для отражения мифической «российской агрессии». С учётом размещения на сопредельном Кольском полуострове – так же, как и на Камчатке – части российского ядерного арсенала, все эти игрища, хотя бы и поставленные на паузу, выглядят крайне опасной авантюрой.
Как утверждает официальный представитель альянса Оана Лунджеску, «за последние недели НАТО модифицировало или отменило некоторые военные учения из-за пандемии и продолжает принимать все необходимые меры для защиты своих войск. В то же время мы по-прежнему готовы сдерживать любую угрозу и защищать наши страны, поскольку мы не допустим, чтобы этот кризис здравоохранения превратился в кризис безопасности». Можно не сомневаться, что за этими пропагандистскими эвфемизмами как раз и кроется если не масштабный кризис (пусть и отложенный во времени), то, во всяком случае, ощутимый рост напряжённости, требующий эффективных мер упредительного характера, в контексте немаловажного значения Арктики, как в российской истории, так и для будущего.
Утверждённый в конце 2019 года План развития инфраструктуры Северного морского пути предусматривает модернизацию нескольких полярных аэропортов, строительство на Крайнем Севере железных дорог и морских портов. Несмотря на несопоставимый пока с «южным» маршрутом через Суэцкий канал объем перевозимых грузов, военно-политическое значение Арктического региона будет только возрастать. Соответственно, укрепление военной безопасности на северных широтах безальтернативно. Так, 28 апреля сдана в эксплуатацию новая всесезонная взлетно-посадочная полоса аэродрома Нагурская на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, способная «принимать большинство летательных аппаратов, стоящих на вооружении Воздушно-космических сил и морской авиации ВМФ России». В дальнейшем полоса будет увеличена, что позволит принимать все типы летательных аппаратов, в том числе тяжелые дальние бомбардировщики. Новый аэродром Нагурская построен возле самой северной военной базы Вооруженных сил России «Арктический трилистник», где несёт службу личный состав тактической группы Северного флота.
А несколькими днями ранее российское военное ведомство представило видеоролик учений российских десантников: после того, как военный транспортник Ил-76 поднялся на высоту 10 километров, бойцы ВДВ высадились в район архипелага Земля Франца-Иосифа. Военные были оснащены современными средствами для успешного приземления, а также всем необходимым оборудованием для выполнения задачи в суровых зимних условиях, что вызвало широкий резонанс на Западе.
Как сообщил заместитель министра обороны России Юнус-Бек Евкуров, групповое десантирование личного состава на парашютных системах спецназначения с такой высоты было проведено впервые в истории. Ожидается, что учения будут проводиться в разное время года, причём задачи, поставленные перед бойцами, не ограничиваются одним лишь десантированием. В частности, в рамках одной из операций разведывательное подразделение ВДВ десантировалось с высоты двух километров совместно с личным составом тактической группы Северного флота, обнаружив и уничтожив диверсионно-разведывательную группу условного противника. На острове Земля Александры у мысов Нимрод и Бабушкина десантники с помощью дронов выявили диверсионный отряд условного противника, в ходе этой операции были отработаны алгоритмы передачи координат и наводки штурмовой авиации.
По мнению специалистов, это свидетельствует о готовности российской армии к широкому спектру вызовов и к способности оперативно перебрасывать спецподразделения, причём не только в Арктике, но и везде, где это может потребоваться.
Андрей Арешев