Китай vs Америка: кто победит в войне санкций?

Противостояние США и Китая становится доминантой мирового развития. В зависимости от того, кто возьмет верх в этой борьбе двух экономических сверхдержав, будет складываться вся планетарная геополитическая геоэкономическая конфигурация.

Масла в разгорающийся пожар конфликта США и КНР подливает принятый Дональдом Трампом закон «Об автономии Гонконга». Ответ китайской стороны был незамедлительным. Китай осуждает принятие в США данного закона и намерен ввести санкции в отношении соответствующих американских граждан и организаций, говорится в заявлении на официальном сайте МИД КНР.

Ранее президент США Д. Трамп подписал закон и президентский указ о санкциях против Китая в ответ на принятие КНР закона о национальной безопасности, «который, по мнению официальных лиц США, законодателей и экспертов по правовым вопросам, фактически положил конец отдельной правовой системе бывшей британской колонии», – пишет американский журнал Politico.

Закон «Об автономии Гонконга» вводит санкции в отношении зарубежных лиц и компаний, причастных к нарушению британо-китайской декларации от 1984 года и основного закона КНР, определяющего положение Гонконга как особого административного района Китая.

Формально Китай декларацию 1984 года нарушил, ибо формально он должен был сохранять автономный статус Гонконга до 2047 года. Но, скорее всего, у китайских властей не было выбора. Активность прозападных организаций в Гонконге стала прямой угрозой национальной безопасности КНР.

В заявлении МИД КНР так и сказано: «Для защиты собственных законных интересов Китай предпримет необходимые ответные меры» и введёт санкции против имеющих отношение к принятию закона граждан США и американских организаций.

На брифинге с журналистами Трамп также объявил, что подписал распоряжение о прекращении преференциального режима США в отношении Гонконга.

Новый закон предписывает Министерству финансов США выявлять отдельных лиц и финансовые организации, которые позволяют правительству Китая выполнять новый закон о безопасности. На них будут распространяться санкции, в том числе визовые ограничения для топ-менеджеров и ограничения на долларовые операции.

Ранее США наложили санкции на ряд китайских официальных лиц, ответственных, по мнению Вашингтона, за нарушения прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Пекин ввел ответные санкции против группы американских законодателей и чиновников, среди которых – два влиятельных республиканца Марко Рубио и Тед Круз. В «черный» список попали также спецпредставитель Госдепа по вопросам религиозных свобод Сэм Браунбэк, а также сенатор республиканец Крис Смит, член Исполнительной комиссии конгресса США по Китаю.

Ответные санкции Китая против американских официальных лиц стали очередным этапом эскалации напряженности в отношениях между США и КНР. Если раньше спор между ними шел в основном из-за торговли, то сейчас они пикируются практически по всем вопросам, включая пандемию, права человека и геополитику.

На прошлой неделе Госдепартамент США одобрил продажу Тайваню запчастей к ЗРК Patriot Advanced Capability-3 (PAC-3) на сумму $620 млн. Пекин в ответ пригрозил наложить санкции на главного подрядчика этой сделки корпорацию Lockheed Martin.

Официальный представитель МИД Чжао Лицзянь заявил на брифинге в Пекине, что США должны сократить оборонные связи с Тайванем, «чтобы они не наносили дальнейшего ущерба двусторонним отношениям и не наносили ущерба миру и стабильности в Тайваньском проливе».

«Китай решительно выступает против продажи оружия США Тайваню, – сказал Чжао Лицзянь. – Китай решает принять меры для защиты национальных интересов. Мы наложим санкции на главного подрядчика этой продажи оружия Lockheed Martin».

Неделю назад США одобрили продажу Японии 105 новейших истребителей Lockheed Martin F-35 Lightning II на $23 млрд. Госдепартамент заключил, что этот контракт соответствует интересам США, поскольку помогает важному союзнику – Японии. «Китай выразил обеспокоенность наличием в регионе таких передовых самолетов, которые могут нанести ущерб безопасности как Китая, так и России»,пишет государственное издание КНР Global Times.

Как известно, американская оборонка не может обойтись, помимо прочего, без китайских редкоземельных металлов, в том числе для самолётной авионики и высокостойкого стекла. Поэтому заявленные Китаем санкции против Lockheed Martin могут нанести США столь нелюбимый американцами «неприемлемый ущерб».

Америка никогда не воюет в одиночку и любую войну начинает лишь после того, как сколотит масштабную коалицию. Global Times пишет об этом так: «американцы охотятся стаей, как волки, а не как тигры».

США нанесли ощутимый урон Пекину, выкрутив руки правительству Бориса Джонсона, которое ранее одобрило участие китайской компании Huawei в создании британской сети 5G, но на днях подчинилось давлению Вашингтона и объявило, что с конца этого года операторам мобильной связи Великобритании запрещено покупать оборудование Huawei 5G. Кроме того, все операторы должны удалить все оборудование Huawei из британской телекоммуникационной сети к 2027 году.

«Это, безусловно, удар по Huawei. Отказ Великобритании от Huawei, вероятно, усилит колебания других стран», – пишет Global Times. – Необходимо, чтобы Китай принял ответные меры против Великобритании, чтобы показать, что нас не так-то легко запугать. Такое возмездие должно быть публичным и болезненным...»

Америка пускает в ход и дипломатию канонерок, как, например, в Южно-Китайском море. 13 июля госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что «претензии Пекина на офшорные ресурсы на большей части Южно-Китайского моря полностью незаконны – как и его усилия поставить их под контроль путем давления».

В ответ официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что американская сторона пренебрегает историей и фактами, нарушает свои обязательства сохранять нейтральную позицию в спорах о территориальном суверенитете, а «также нарушает и искажает международное право, намеренно провоцирует споры в отношении морских территорий и подрывает стабильность и мир в данном регионе».

Ранее американские авианосцы «Рональд Рейган» и «Нимиц» вместе с кораблями сопровождения были направлены в район Южно-Китайского моря для проведения крупных военно-морских учений, как сообщила Wall Street Journal. Издание отметило, что корабли направлены с тем, чтобы «донести до Китая недвусмысленное сообщение о том, что они не одобряют наращивание военной мощи Пекина в регионе».

«Цель состоит в том, чтобы послать недвусмысленный сигнал нашим партнерам и союзникам, что мы привержены поддержанию региональной безопасности и стабильности», – заявил журналистам контр-адмирал Джордж Уикофф, командующий ударной авианосной группой.

Такие визиты американских боевых кораблей в Южно-Китайское море происходят не первый год. МИД КНР реагирует на американскую дипломатию канонерок довольно сдержанно, призывая не нагнетать напряженность в регионе. Китай, между тем, полным ходом создает сеть насыпных островов на атоллах Южно-Китайского моря с целью как можно дальше отодвинуть от сухопутного побережья свои морские рубежи и создать условия для размещения подальше от своих берегов средств раннего предупреждения о ракетном нападении и комплексов ПРО и ПВО.

Кроме того, это позволит Пекину исключить возможность блокады со стороны США стратегически важного для Пекина Малаккского пролива.

В данном случае время работает на Китай. В соответствии со стратегией «Превратить роль гостя в роль хозяина», Китай продолжает активное строительство искусственных островов. На насыпных островах создано уже около трех десятков передовых военных баз. Там устанавливаются различные системы вооружений, в том числе средства ПВО, радиоэлектронной борьбы, ракетное оружие. Строятся также взлетно-посадочные полосы. Расширение операционной зоны своих ВМС дает Китаю возможности наносить по противнику превентивные локальные удары в случае угрозы.

Особое беспокойство в мировом финансовом сообществе вызвали резкие заявления Трампа в отношении Гонконга.

«Распоряжение президента США Дональда Трампа о начале процесса отмены особого режима для Гонконга, скорее всего, вернет на передний план напряженность в отношениях между Китаем и США в ближайшие месяцы, создав новый драйвер волатильности на мировых фондовых рынках и приостановив наблюдающийся последние два месяца рост американских фондовых рынков», – пишет Reuters.

«Хотя Вашингтон пока далек от введения масштабных ограничений, которые могут нанести серьезный урон интересам самих США, а также всей мировой финансовой системе, уже сама перспектива вызывает тревогу», – беспокоится Bloomberg.

Столь единодушную тревогу финансистов вызвало обсуждение советниками Трампа инициативы Майка Помпео развязать настоящую «валютную войну против Гонконга, ограничив доступ гонконгских банков к долларам». «Идея обсуждалась, но выше не пошла», – сообщил Bloomberg со ссылкой на неназванные источники. По данным агентства, противники этой идеи опасаются, что она навредит только банкам в Гонконге и самим США, а не Китаю. Поэтому её положили под сукно до тех времен, пока не будут исчерпаны менее рискованные санкции, вроде отказа от соглашений об экстрадиции и обмене информацией между правоохранительными органами США и Гонконга.

В итоге советники Трампа все же отказались от предложения Майка Помпео подорвать валюту Гонконга, так как это нанесло бы ущерб и самим США. Гао Линюнь, эксперт Китайской академии социальных наук в Пекине, заявил «Global Times», что «санкции США против Гонконга подобны самоубийству и могут свестись к чисто символическим мерам без какого-либо реального эффекта».

Маловероятно, что Трамп будет настаивать на безусловном выполнении и ряда других санкций против Китая. «Еще неизвестно, будет ли Трамп полностью выполнять санкции, – пишет Politico. – Трамп, например, недавно подписал закон, который предусматривает санкции в отношении китайских чиновников, связанных с задержаниями уйгуров. Но в сопроводительном заявлении президент ясно дал понять, что будет рассматривать ключевое положение как «рекомендательное и необязательное».

Китай, со своей стороны, перешел к жестким симметричным ответам на американские санкции. Так, МИД Китая обязал американские СМИ AP, UPI, CBS и NPR сообщать информацию о деятельности своих филиалов в Китае, в том числе о персонале и финансах, в качестве контрмеры против причисления в США ряда китайских СМИ к числу иностранных агентов.

8 июля, в качестве контрмеры против ограничений США на выдачу виз некоторым китайским чиновникам, работающим в Тибете, Китай объявил об ограничении в выдаче виз для американских чиновников, которые «злонамеренно действовали по вопросам, связанным с Тибетом».

США и дальше будут генерировать новые санкции против Китая, развязывая против него настоящую мультидоменную войну. Дональд Трамп отложил на некоторое время самые решительные удары по китайской экономике, не желая слишком уж накалять международную обстановку перед ноябрьскими выборами.

После того, как определится новый президент США, борьба с Китаем разгорится с новой силой. Это неизбежно, как неизбежна «Ловушка Фукидида». Данный термин ввёл Грэм Эллисон – гарвардский профессор и бывший заместитель министра обороны США.

Древнегреческий историк афинянин Фукиди считал, что войны не закончатся, пока природа человека остается такой, какая она есть, пока люди готовы драться, побуждаемые «завистью, корыстью, гордыней или жаждой мести за оскорбленную честь». Грэм Эллисон обобщил тезисы Фукидида. Эллисон считает, что причиной всех крупнейших войн, начиная с античных времен, является страх супердержав перед появлением сильных конкурентов.

США попались в «Ловушку Фукидида», и антикитайская стратегия стала для них долгосрочной. Непосредственным поводом для старта такой стратегии стало то, что Пекин объявил о своем намерении стать мировым лидером в области технологий. Китай как «мировая фабрика» не представлял особой угрозы для Америки. Когда же Китай заявил свои вполне обоснованные претензии на мировое лидерство в области высоких технологий, то противостояние с ним стало неизбежным. Кто бы ни победил на ноябрьских выборах в США, стратегия Госдепа в отношении Китая не изменится. В последнее время китайские власти осознали, что идти на уступки США – значит проиграть. Это дает Китаю шанс, по крайней мере, на ничью, что, возможно, будет лучшим вариантом для остального мира.

Владимир Прохватилов