Кто и как лепит из аль-Джуляни респектабельного политика
12 августа 2020 года состоялось очередное совместное российско-турецкое патрулирование участка по трассе М-4 в зоне деэскалации Идлиб, связывающей Алеппо и Латакию, сообщил Российский Центр примирения враждующих сторон. Как и один раз ранее, оно прошло по всему маршруту поселения Трумба западнее Саракиба до Айн эль-Хабра в провинции Идлиб протяженностью более 70 километров. От российской стороны российской стороны привлекалось три бронетранспортера БТР-82А и беспилотные летательные аппараты ВКС России, контролировавшие движение совместной колонны с воздуха. Организация взаимодействия между сторонами осуществлялась через Совместный координационный центр.
Ранее протяженность маршрута совместного патрулирования сокращалась из-за провокаций со стороны непримиримых группировок, использующих в качестве «живого щита» мирных жителей, в том числе женщин и детей. Накануне стало известно о создании в районе Джебель-Аль-Акрад близ Латакии, в относительной близости и от российских военных объектов, очередной турецкой военной базы, предназначенной для сдерживания продвижения здесь сил «режима Асада». Более того, как утверждает бывший депутат турецкого парламента и старший директор турецкой программы в американском Фонде защиты демократии Айкан Эрдемир, турецкие власти остро нуждаются в использовании в Ливии или Сирии российских зенитных ракетных систем С-400, однако не хотят ставить под удар свои отношения с Москвой: «С одной стороны, Эрдоган, который хочет избежать американских санкций в рамках CAATSA, отложил активацию С-400. С другой стороны, Эрдоган, больше всего испытывающий необходимость в С-400 в Сирии и Ливии, боится восстановить против себя Путина, развернув там батареи, потому что российские самолеты станут основными целями». Ранее в Идлибе были замечены турецкие ЗРК и артиллерийские система различных модификаций.
По информации Федерального агентства новостей, отмечаются столкновения и артиллерийские дуэли на линии разграничения между позициями Сирийской арабской армии и террористами запрещённой в России группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» у высот Джебель аз-Завия и близ поселений Аль-Фатира, Кансафра, Сафухан. Продолжаются и разборки между фракциями «Сирийской национальной армии», обусловленные, по-видимому, попытками её консолидации под турецким «зонтиком». Так, по данным SOHR, боевики группировки «Аль-Джебхат аш-Шамия» провели в посёлке Саджу рейд, арестовав «коллег» из состава так называемой «23-й дивизии», распущенной ранее после ареста высокопоставленного полевого командира вместе с обвинёнными в «коррупции» подельниками.
В этой связи следует должным образом оценить усилия по медийному «отбеливанию» предводителя запрещённой не только в России, но также и в США и по линии ООН «ХТШ», некоего Абу Мухаммеда аль-Джуляни, разгуливающего по улицам и общественным местам «свободного Идлиба». Особо не скрываясь, террорист позирует в самых разных ракурсах, встречается и «мирными гражданами», пациентами лечебных учреждений, с временно перемещёнными лицами и представителями местных племён, инспектирует рынки и рестораны – всё ли там в порядке? Некоторые «революционеры» подозревают его в стремлении увеличить собственную популярность, приблизившись к местному сообществу.
Напомним, в 2013 году этот колоритный персонаж объявил о выходе из террористической группировки «ИГ» с тем, чтобы присоединиться к «Аль-Каиде» (обе запрещены в РФ). Однако в июле 2016 года Джуляни отошёл и от наследников бен Ладена, возвестив в следующем году о создании уже собственной организации, коей в конечном итоге и стала «ХТШ». По мере установления контроля над Идлибом, частичного военного разгрома конкурентов (запрещённые в РФ банды «Нур-ад-Дин аль-Зенги», «Хуррас-ад-Дин» и др.) и формирования так называемого «правительства спасения» он всё чаще примеряет на себя роль правителя неподконтрольного Дамаску северо-запада Сирии, подражая в своём поведении президентам и официальным лицам.
Несмотря на то, что позиционирование Джуляни в роли заботящегося о народе «сына Сирии» и открытого к диалогу «рукопожатного» политика выглядит абсолютным спектаклем, он и его люди получают немалую материально-техническую, организационную и медийно-пропагандистскую поддержку из Турции. Об этом же рассуждают некоторые местные активисты, увязывающие «хорошее поведение» боевиков «ХТШ» с жизнеспособностью касающихся Идлиба международных и региональных соглашений и договорённостей. Высказывается даже мнение об амбициях Джуляни на то, чтобы возглавить партию, теоретически способную проявить себя в сирийской политике в будущем. Дескать, «ХТШ» эволюционирует от амплуа джихадистской секты к опирающейся на широкую местную поддержку политической силы, что должно быть должным образом оценено как внутри страны, так и за рубежом.
В реальности де численность этой наиболее опасной для Дамаска коалиция исламистских группировок – около 20 тысяч человек, Как ранее отмечали российские военные именно формирования «ХТШ» имели возможность атаковать российскую базу Хмеймим. Соответственно, попытки представить главаря террористов в позитивном свете, едва ли не как большого «демократа», с содержательной точки зрения, мягко говоря, полностью несостоятельны (впрочем, как показывает пример одиозного Хашима Тачи, в нашем перевёрнутом мире возможно всё). Вместе с тем, они свидетельствуют о системной работе соседней Турции на переформатирование политического поля Сирии в выгодном для себя направлении уже в среднесрочной перспективе. И хотя пока об этом говорить преждевременно, не исключено, что уже в скором времени мы, возможно, услышим доводы в пользу включения представителей «ХТШ» в состав сирийского конституционного комитета, очередное заседание которого запланировано на 24 августа в Женеве.
В контексте предполагаемого очередного раунда межсирийских консультаций следует упомянуть о заявлении члена политического комитета Сирийской национальной коалиции (ранее известной как поддерживаемый Эр-Риядом «высокий переговорный комитет»), президента совета сирийских племен Салима аль Муслита. В беседе с РИА Новости он призвал «Совет Безопасности ООН принять решение по полному изгнанию иранских сил и ополченцев от "Хезболлах" из Сирии и замены их на российские силы во всех городах, которые оккупированы ополченцами», добавив, что руководимые им организации данную позицию поддерживают. Разумеется, вероятность принятия подобного рода документа стремится к нулю; что же касается содержательной стороны вопроса, то гипотетическое расширение российского присутствия в Сирии именно в таком формате едва ли целесообразно. Более того, в последнее время нелегальные военные базы, военные колонны и коммуникации США в Сирии подвергаются регулярным обстрелам и нападениям, приписываемым неким «неизвестным вооружённым формированиям». Возможно, дальнейшее увязание Москвы в сирийской трясине, да ещё и сопровождающееся утратой взаимопонимания с Тегераном – именно тот сценарий, который желателен для сил, заинтересованных в том, чтобы противостояние в Сирии продолжалось бы вечно.
Характерно, что подобного рода забросы синхронизированы с активизацией племенной политики США и подконтрольных им местных формирований. Как пишет Directorate4, вечером 13 августа главы племён провинции Дейр-Эз-Зор вновь обсуждали вопросы безопасности в регионе. Встречу, на которую собралось около трёх тысяч человек, якобы посетили представители «CДС» и делегация «международной коалиции» во главе США. По итогам на этот раз собрания шейхи, в противовес своим предыдущим обращениям, призвали коалицию избавить регион от иранских формирований и сил официального Дамаска, якобы виновных в развязывании конфликтов между племенами и в протестах против «СДС» на востоке Сирии. Можно предположить, что данное заведомо однобокое заявление могло стать результатом торга или даже шантажа со стороны оккупантов, и вряд ли оно будет способствовать нормализации обстановки на восточном берегу Евфрата.
* * *
Недавние, уже которые по счёту, односторонние санкции США в рамках «акта Цезаря» против Дамаска являются продолжением многолетней блокады, ответом на которую должен быть рост производства и самообеспечения, заявил президент Сирии Башар Асад, выступая 12 августа перед собранием народного совета. По словам сирийского лидера, «США нуждаются в присутствии ИГ в регионе», выражая принятием «акта Цезаря» поддержку террористам: «Война в Сирии – не единичный случай, но часть общей международной борьбы Запада за сохранение своего контроля над миром. Политика наших врагов направлена на поддержку терроризма. Наша – на борьбу с ним. Пришло время освободить нашу землю. И вооруженные силы Сирии готовы к битве. Нам все равно, будут это местные террористы или «импортные», будут это террористы или оккупационные ВС, будут это сионисты, турки или американцы. На нашей земле все они – наши враги». От зарубежных наблюдателей не ускользнуло падение у главы сирийского государства давления, вынудившего его прервать выступление на несколько минут. Можно предположить, что слухи об «ухудшающемся» здоровье 55-летнего сирийского лидера и будут использоваться в неблаговидных дезинформационных вбросах.
Андрей Арешев