«Халифат» возвращается на оккупированный турками север Сирии?
В первые недели наступившего года интенсивность израильских ударов по сирийской территории заметно возросла.
Так, в ночь на 13 января государственное телевидение сообщило в ночь на среду об израильских авиаударах по юго-восточным районам Сирии. По данным радиостанции Sham FM, что на западе и востоке провинции Дейр-эз-Зор одновременно были слышны несколько взрывов. Со ссылкой на высокопоставленного сотрудника разведки США, агентство Associated Press рассказало о том, что израильские авиаудары были нанесены после получения от Вашингтона разведданных относительно объектов, на которых якобы хранилось иранское оружие. Ещё один собеседник АР из Белого Дома, на условиях анонимности поведал даже, что 11 января (дорабатывающий в этой должности последние дни) госсекретарь Майк Помпео якобы «обсудил авиаудары с руководителем «Моссада» Йоси Коэном в кафе Milano в Вашингтоне в понедельник».
По данным сирийских источников базирующегося в Лондоне центра мониторинга за соблюдением прав человека, до двух десятков ударов было нанесено вдоль границы с Ираком в городах Дейр-эль-Зор, Меядин и Аль-Букмаль. В результате атаки погибли 57 человек, включая 27 боевиков бригады афганских шиитов «Фатимийюн», ливанской «Хизбаллы» и 14 солдат Сирийской арабской армии, пострадало несколько складов оружия. Со времени, когда Израиль начал атаковать Сирию, это наибольшее число погибших в результате «единовременных» действий. Скорее всего, сирийская ПВО не смога перехватить ни одной ракеты в ходе наиболее массированного за последнее время налёта, явно не последнего. Более того, недавняя израильская атака на провинцию Дейр-эз-Зор (административный центр которого, как пишет SOHR, «находится под контролем России») была самой интенсивной за всю историю сирийской войны.
Дамаск осудил израильские авиаудары по юго-восточным районам страны, говорится в заявлении МИД САР:
«Сирия осуждает израильскую агрессию против районов в Дейр-эз-Зоре, которая совпала по времени с репрессивной террористической деятельностью SDF против сирийского народа в Эль-Хасеке, Ракке и Дейр-эз-Зоре».
Симптоматично, что ровно в этот же день, 13 января, по данным источников Al-Masdar, из иракской провинцией Найнава через КПП «Аль-Валид» в северо-восточную провинцию Хасеке проследовал очередной большой американский конвой США, уже второй за 5 дней. Десятки военных грузовиков и других военно-транспортных перевозили личный состав и грузы на одну из своих «нелегальных» баз на сирийской территории.
Некоторые комментаторы прогнозируют ужесточение подходов к Турции после окончательного утверждения в Белом Доме администрации Байдена. Со своей стороны, президент Эрдоган надеется на «позитивные шаги» команды «сонного Джо» после исключения в 2019 году Турции из программы истребителей-невидимок F-35. Всего за семь дней до своей инаугурации Байден не согласовал телефонный звонок от «султана» – необычное пренебрежение для союзника НАТО, располагающего там второй по мощи армии после американской. Возможно, какие-то тактические изменения, обусловленные некоторыми кадровыми назначениями, в риторике Вашингтона можно будет наблюдать, однако рассчитывать на некий серьёзный разлад в диалоге столь давних партнёров могут рассчитывать разве что описанные ещё Ильфом и петровым «пикейные жилеты»...
* * *
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил 14 января о пагубных последствиях американской политики на Ближнем Востоке, характеризующейся вмешательством во внутренние дела суверенных государств и навязывании им идеологических схем и рецептов извне»
«Этим никто не должен заниматься. А мы, к сожалению, видим, как в этом регионе США и их ближайшие союзники ведут себя как слон в посудной лавке: Ирак, Ливия, попытки разрушить еще и Сирийскую Арабскую Республику. Все это, к сожалению, аукается слишком тяжелыми последствиями для стран регионов, для народов, которые здесь живут».
В контексте приближающегося десятилетия начала «арабской весны» в Сирии данная оценка звучит более чем актуально. 2011 год – «эпоха Обамы», у которого нынешний (рискнём предположить – изначально известный узкой группе лиц) победитель скандальной президентской гонки служил вице-президентом. Не менее очевидно и то, что при «коллективном Байдене», начинающем своё президентском по итогам более чем неоднозначных событий, разрушительный курс на Ближнем Востоке будет продолжен.
…11 января в Москве состоялась трёхсторонняя встреча президентов России, Азербайджана и премьер-министра Армении, посвящённая актуальным проблемам нагорно-карабахского урегулирования, возвращению пленных и разблокирования коммуникаций в Закавказье. Мало кто сомневается в том, что по факту ещё одним участником этой встречи стал турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган. Связь «сирийского» и «нагорно-карабахского» сюжетов беспокойного соседства России и Турции подчёркивалась нами в предыдущих публикациях. И на Кавказе, и на Ближнем Востоке российские военнослужащие и политическое руководство вынуждены учитывать фактор протурецких вооружённых формирований, тесно аффилированных с Анкарой и являющихся инструментами реализации её геополитических интересов.
Так, с момента развёртывания в конце декабря российских наблюдательных постов в районе Айн-Иссы обстановка там в значительной степени стабилизировалась, передают «Военкоры Русской Весны». На фоне продолжающихся обстрелов и атак протурецких боевиков, достигнутые с турками договорённости позволили организовать также совместные российско-сирийские посты. Аналогично Карабаху, российский воинский контингент в Сирии «не только работает над стабилизацией обстановки, но и обеспечивают нормализацию условий жизни местного населения». 10 января силы военной полиции ВС РФ охраняли сирийскую ремонтную бригаду, восстанавливавшую ЛЭП в районе Айн-Иссы, повреждённую ранее в ходе столкновений протурецких боевиков и курдских отрядов «СДС». Возобновлена подача электричества в Аль-Халидия и еще 19 соседних населенных пунктов. Несмотря на недавний провокационный обстрел, в районы Айн-Иссы и Тель-Тамера прибыли дополнительные силы российской военной полиции. По информации «Военкоров...», в связи с обострением турецко-курдского конфликта потребовались дополнительные рейсы военно-транспортная авиация ВКС России на аэродром Камышлы. Только с начала 2021 года военная полиция ВС РФ сопроводила по трассе М-4 более 1500 машин и свыше 3500 гражданских лиц.
Наряду с безотлагательными мерами военного характера, как и в Карабахе, оказывается медицинская помощь гражданам, оказавшихся заложниками кровавых геополитических экспериментов и авантюр ближних и дальних соседей. На минувшей неделе турецкие и западные источники сообщили, как минимум о двух случаях столкновений боевиков «сирийской национальной армии» с силами «режима Асада» и предположительно «российского спецназа». По данным арабских СМИ и социальных сетей, уничтожение в ночь с 11 на 12 января более десятка боевиков террористической группировки «Джейш-аль-Наср» стало ответом на их недавние провокации в «большом Идлибе». Террористы бездоказательно уверяют, что небезуспешно вели бой против подразделения российского спецназа. Обвиняя своих противников в нарушении режима прекращения огня, они помалкивают о собственных преступлениях, включая неоднократное применение тяжёлой артиллерии, в нарушение любых мирных договорённостей. Турецкое вмешательство, как и ранее, придаёт боевикам наглости. Daily Sabah пишет об успешном для них исходе столкновения близ деревни Фаттира в сельской местности Хамы ночью 14 января боевиками «СНА»: силы «режима» якобы понесли «тяжёлые потери»; якобы ранения получили и несколько российских солдат.
В связи с участившимися терактами с характерным почерком запрещённого в России «Исламского государства» высказываются предположения о его «возвращении» на оккупированный турками север Сирии (Эль-Баб на севере провинции Алеппо в зоне операции «Щит Евфрата» и др.). По словам одного из местных журналистов, террористы «проводят операции средь бела дня», что обусловлено «провалом системы безопасности» и недостатками в работе «институтов безопасности оппозиции», которые необходимо исправить. Мы же рискнём предположить, что всё будет происходить с точностью наоборот, ибо, как и ранее, отличить «умеренную оппозицию» от радикалов – практически невыполнимая задача. Стремясь отвлечь внимание от своих преступлений, боевики пугают «международную общественность» перспективой совместного наступления на Эль-Баб сил Дамаска и Москвы, явно стремясь спровоцировать очередной сирийско-турецкое и российско-турецкое столкновение (возможно, наподобие событий февраля-начала марта 2020 г.).
Между тем, из пустыни в центре страны («Бадия») террористы «ИГ» уже давно атакуют сопредельные районы, контролируемые сирийской армией, ополченцами, а также «Сирийскими демократическими силами». В 2020 года в Сирии было совершено около 600 терактов, большинство – на востоке страны. Аффилированное с «ИГ» агентство Amaq сообщает о 593 нападениях с 1327 погибшими и 901 раненым из «СДС». Кроме того, убито 407 сирийских силовиков и 19 боевиков различных оппозиционных «фракций». Основная активность «халифата» приходится на Дейр-эз-Зор (389 атак), далее следуют провинции Ракка (59), Хасеке (39), Хомс (38), Алеппо (36) и Дара`а (29). В результате обстрелов было уничтожено и повреждено 292 автомобиля, в том числе 172 в Дейр-эз-Зоре, 51 в Ракке и 25 в Хомсе. 256 нападений были совершены с применением взрывных устройств. С учётом всего вышеизложенного, а также информации предыдущих обзоров, можно сделать уверенный вывод о том, что на ближайшую и среднесрочную перспективу работы у российских военнослужащих в Сирии явно не убавится.
Андрей Арешев