В результате нового витка кризиса расклад сил на Ближнем Востоке претерпит существенные изменения
Несмотря на введённый властями жёсткий карантин, уже несколько дней крупные турецкие города охвачены массовыми антиизраильскими манифестациями. «Мехметчиков – в Газу, мехметчиков – в Аль-Аксу!» – скандируют демонстранты, имея в виду гипотетическую отправку турецких войск на защиту арабского народа Палестины.
Особое возмущение разгорячённых турецких граждан вызвали столкновения израильской полиции с палестинскими демонстрантами в мечети Аль-Акса с возгоранием баррикад на прилегающей территории. Турецкие лидеры, ранее стремившиеся нормализовать отношения с еврейским государством (одной из косвенных форм сотрудничества стала совместная поддержка Баку в недавней карабахской войне), также не замедлили выразить возмущение. Президент Эрдоган в своём Twitter-аккаунте на турецком, арабском языках и на иврите назвал Израиль «жестоким террористическим государством», призвав мусульманские страны к эффективным шагам для прекращения насилия. В телефонных разговорах турецкий лидер выразил поддержку главе Палестинской администрации Махмуду Аббасу и лидеру ХАМАС Исмаилу Хании. Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу пообещал, что Турция и дальше будет голосом «палестинских братьев и сестер», защищая их права. Как следует из слов министра, на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН его страна представит очередную резолюцию в поддержку прав палестинского народа. Возможно, в этот документ попытаются включить заведомо невыполнимый пункт об отправке «международных сил защиты» палестинцев. Глава департамента по связям с общественностью администрации Эрдогана Фахреттин Алтун призвал исламский мир и всё человечество «остановить отвратительные и жестокие нападения Израиля» и «положить конец этому государству апартеида». В свою очередь официальный представитель турецкого лидера и один из его ближайших соратников Ибрагим Калын обратился к мировому сообществу с призывом принять в отношении Израиля меры из-за беспорядков в Восточном Иерусалиме.
Отменено приглашение министру энергетики Израиля посетить в июне в Анталье дипломатический форум. По приказу государственного управления по делам религий Турции в мечетях по всей стране прошли молитвы «за спасение мечети Аль-Акса» от «израильской террористической оккупации». Саудовская Аравия, Кувейт, Египет и другие арабские страны тоже осудили действия Израиля, но язык их заявлений гораздо более сдержанный, чем язык Ак-Сарая.
…Вспыхнув 7 марта в районе Храмовой горы в Иерусалиме – центре трёх религий, провозглашённом «единой и неделимой» столицей Израиля, беспорядки быстро распространились на Западный берег и на сектор Газа, контролируемый радикальной группировкой ХАМАС. Насилие распространяется по мере ракетных обстрелов городов в центральной и южной части Израиля (в частности, Тель-Авива и Ашкелона) и ответных мер Армии обороны Израиля, включая массированные ракетно-бомбовые удары по контролируемому палестинскими радикалами анклаву. Как результат – десятки убитых и сотни раненых, преимущественно с палестинской стороны, что ведёт к ещё большему насилию. Вечером 11 мая возобновились беспорядки в районе Шейх Джарах Восточного Иерусалима.
По мнению многих экспертов, подоплёку противостояния следует искать в постоянных усилиях израильских властей по сокращению численности арабского населения в восточных кварталах провозглашённой столицы страны с целью последующего водворения там израильских поселенцев. В качестве других возможных причин называют острый внутриполитический кризис в Израиле и непростой процесс формирования новой парламентской коалиции из партий Яира Лапида и Нафтали Беннетта, которая рассчитывает прийти на смену Биньямину Нетаньяху.
Турецко-израильские отношения всегда находились под влиянием «палестинского вопроса» и застарелого ближневосточного конфликта. Власти Израиля традиционно обеспокоены усилением группировки ХАМАС, известной своими тесными связями с турецким истеблишментом. Имеются основания предполагать, что Турция вербует агентов влияния в среде палестинцев с израильским гражданством, составляющих около 20 % населения страны. Неслучайно едва ли не основным требованием Западного Иерусалима в вопросе нормализации отношений с Анкарой является прекращение поддержки ХАМАС и выдворение с турецкой территории активистов этой группировки.
До некоторой степени это перекликается с позицией Каира, требующего от Анкары прекращения поддержки лидеров запрещённой в России организации «Братья-мусульмане», многие из которых после прихода в 2013 году к власти в Египте военного правительства Абдель Фаттаха ас-Сиси под страхом репрессий на родине перебрались в Стамбул. Хотя в обоих случаях турецкие власти вроде бы демонстрируют готовность пойти навстречу, предпринятые ими половинчатые шаги не удовлетворили ни Египет, ни Израиль. Первые за 8 лет официальные переговоры между Турцией и Египтом в Каире окончились без видимого результата. Стремясь восстановить пошатнувшиеся позиции, глава турецкой дипломатии прибыл в Эр-Рияд с целью наладить отношения с королевством, неофициальный бойкот которым турецких товаров усугубляет финансово-экономическое положение Турции. Однако и здесь положительный результат не очевиден, а тем временем Израиль обвиняет Турцию в разжигании беспорядков на Храмовой горе путём отправки «агентов-провокаторов» для провоцирования смуты среди палестинцев и помощи радикалам ХАМАС.
В конце ноября 2020 года стало известно о секретных переговорах главы Национальной разведывательной службы Турции Хакана Фидана с израильскими коллегами в рамках инициированных Анкарой усилий по нормализации двусторонних отношений. Ранее, в январе 2020 года главы спецслужб двух стран предположительно встречались в Вашингтоне, обсуждая конфликты в Сирии, Ливии и Восточном Средиземноморье. В мае 2020 года национальный израильский перевозчик El Al возобновил грузовые рейсы в Турцию, что стало отражением растущего товарооборота, превысившего в 2019 году 7 млрд. долл. Попытки турецкой дипломатии хотя бы частично нормализовать отношения с Израилем в немалой степени обусловлены стремлением восстановить пошатнувшийся диалог с Вашингтоном. Кроме того, Турция надеется сорвать неблагоприятный для неё альянс Израиля, Греции, Кипра, Египта и ОАЭ, способный бросить «новым османам» серьёзный вызов в Восточном Средиземноморье. Со своей стороны, после нормализации дипломатических отношений с несколькими странами Персидского залива, Марокко и Суданом, Израиль, похоже, уже не столь заинтересован в тесном альянсе с мусульманской Турцией, как в первые десятилетия своего существования.
Отвечая на словесные выпады турецкого лидера, отпрыск действующего израильского лидера намекает на возможные проблемы Турции на Кипре и в Курдистане. Даже если в данном случае мы имеем дело с блефом, стоит предположить наличие у Израиля и других рычагов давления на Турцию, равно как на любую другую потенциально враждебную страну. Во всяком случае, повторения истории 2010 года с отправкой к берегам сектора Газа очередной «Флотилии свободы» ожидать, видимо, не следует. Патриотическая риторика под воспоминания об османском прошлом Иерусалима и жалобы в «международное сообщество» – вот, собственно, пока и всё.
President @RTErdogan: “We consider it an honour on behalf of our country and nation to express the rights of the oppressed Palestinian people on every platform, with whom we have lived for centuries.” pic.twitter.com/yCcfrrc5RY
— Turkish Presidency (@trpresidency) October 1, 2020
Вне зависимости от морально-этических оценок происходящего решительная политика Израиля недвусмысленно очерчивает пределы региональной мощи адептов неоосманизма, способных побеждать разве что в разорванной Ливии и в (ослабленном пашиняновским режимом) Нагорном Карабахе. Можно предположить, что в результате нового витка кризиса расклад сил на Ближнем Востоке претерпит существенные изменения.
Дмитрий Нефёдов, по материалам: Фонд стратегической культуры