Турция приводит террористов Идлиба в боевую готовность, очередная встреча Конституционного комитета завершилась неудачей, в Дамаске – крупный теракт
Возвращаясь из поездки по африканским странам, президент Турции Реджеп Эрдоган пригрозил Дамаску применением на севере Сирии тяжёлых видов вооружений:
«В нашем регионе продолжаются операции в очень чувствительных точках. Мы ни в коем случае не отступим. Мы продолжаем процесс в Сирии. Не знаю, какие действия будет предпринимать сирийский режим, но в Идлибе мы сделаем все, что нужно, мы ответим со всем нашим тяжелым вооружением. Мы не оставим ситуацию, как она идет».
«Процесс» действительно продолжается – в оккупационную зону на северо-западе Сирии заехала очередная военная колонна турецкой армии из нескольких десятков транспортных средств, доставила террористам Идлиба оружие и средства материально-технической поддержки. По данным агентства SANA, «две группы автомобилей, включая грузовики и военные машины, въехали на территорию Сирии через населенный пункт Кафр-Люсин, расположенный на границе с Турцией».
По словам некоего полевого командира «Свободной сирийской армии», в начале октября из Турции были получены инструкции по повышению боевой готовности, подготовке военной техники и вооружения. Вместе с тем, сроки и место проведения операции пока не известны: предводители боевиков в ближайшее время должны съехаться в Анкаре, чтобы обсудить этот вопрос. Контролирующие Тель-Рифаат «Сирийские демократические силы» якобы представляют угрозу для оккупированного турками района Африна, однако присутствие сил «режима» и отчасти российских войск может оказаться сдерживающим фактором при возможном турецком наступлении. Военные действия могут развернуться также в Айн-эль-Арабе на северо-востоке провинции Алеппо.
Председатель партии Демократического союза (PYD) Салих Муслим заявил 18 октября, что любая военная операция Турции на северо-востоке Сирии встретит ожесточённое сопротивление. Анкара стремится ликвидировать курдское присутствие «по всему региону» в то время как курдские силы никогда не нападали на турецкую границу, будучи привержены октябрьским российско-турецким договорённостям 2019 года, предполагающим их отвод на 30 километров от турецкой границы.
Готовя информационную почву для возможной агрессии, проправительственное издание Daily Sabah рассказывает о протестах в Азазе неких «местных жителей, перемещённых сирийским ответвлением террористической группировки РПК»:
«"Отряды народной самообороны" захватили Телль-Рифаат в феврале 2016 года при поддержке России с воздуха. В результате этого вынуждены были покинуть свой город около 250 000 человек, большинство из которых искали убежища недалеко от турецкой границы».
Одновременно агентство SANA сообщило о протестах в самом Тель-Рифаате, но уже с требованием прекращения турецкой оккупации.
«Время от времени [в Идлибе] происходят некоторые нарушения, в целом в рамках принятых мер сохраняется перемирие и стабильность. Обстановка стала спокойнее после встречи нашего президента с господином Путиным в Сочи»,
– заявил министр обороны Турции Хулуси Акар. Можно предположить, что окончательно вопрос о турецкой военной операции на севере Сирии будет решён после предполагаемой встречи президентов США и Турции 30-31 октября в Глазго.
Ближе к вечеру 22 октября стали распространяться неподтверждённые сообщения об ударах беспилотниками по автомобилям сирийской армии в районе Айн эль-Араб (Кобани), а также по складам с вооружением, предназначавшимся для проведения операции в Идлибе.
* * *
18-21 октября в Женеве состоялось очередное заседание «малой группы» сирийского конституционного комитета. Раздел о суверенитете страны был представлен делегацией Дамаска, в то время как оппозиция рассказала о своём видении «военной» части Основного закона. Делегаты от «гражданского общества» представили текст о верховенстве закона, а посланцы правительства – проект положений о борьбе с терроризмом и экстремизмом. Некоторые положения были опубликованы агентством Anadolu: так, согласно первой статье проекта, Сирийская Арабская Республика является полностью независимым суверенным государством, которое не приемлет внешнего вмешательства в свои внутренние дела. Кроме того, Сирия «является частью арабского мира, гордится своей арабской самобытностью и поддерживает взаимное сотрудничество и солидарность арабов на пути к достижению единства арабских наций». Напомним, переговоры под эгидой ООН проходят без участия делегаций, представляющих сирийских курдов и их политические объединения.
По мнению члена делегации от «гражданского общества» Мэйс Крейди, женевская встреча отличалась возможностью диалога и отсутствием прежней напряженности. Спецпредставитель генсека ООН Гейр Педерсен, впрочем, скрыть своих смешанных чувств даже и не пытался:
«В течение четырех дней были успехи и неудачи. Три дня прошли довольно успешно, один был более сложным. Но в итоге прошли хорошие дискуссии по принципам, которые они представили… Дискуссия [в заключительный день] стала большим разочарованием. Мы не смогли достичь того, на что надеялись, – мы надеялись на хорошую дискуссию о том, как добиться какого-то консенсуса».
Так больше продолжаться не может, добавил дипломат, предложив подумать над логикой продолжения совместной работы. Не делясь особыми подробностями, прежде более оптимистичный господин Педерсен заявил, что делегация, направленная в Женеву Башаром Асадом, не смогла внести на рассмотрение какой-либо новый текст. Её руководитель Ахмад аль-Кузбари заявил, что контрагенты от оппозиции пытаются «узаконить турецкую и американскую оккупацию сирийской территории». В свою очередь, представитель «Сирийского национального совета» сообщил, что у Дамаска «даже не было попыток достичь консенсуса». Позиция правительства неизменна: вся территория страны должна вернуться под его контроль.
Можно предположить, что крайне негативно на женевские дискуссии повлиял подрыв автобуса с военнослужащими в Дамаске 20 октября, унесший жизни 14 военнослужащих (ещё двое были ранены).
«В районе 6.45 во время проезда армейского автобуса в Дамаске рядом с мостом Раис было совершено террористическое нападение. Сработали два взрывных устройства, которые были заранее прикреплены к транспорту. В результате погибли 14 военнослужащих и несколько получили ранения. Саперы обезвредили третье взрывное устройство, установленное также на упомянутом автобусе»,
– говорится в сообщении службы безопасности САР. Мост Раис («Президентский») пересекает реку Барада в центральной части Дамаска на оживленной магистрали недалеко от Национального музея Дамаска и отелей Dama Rose и Four Seasons. Очевидно, столь наглая вылазка террористов, предпринятая после длительного перерыва, нацелена на запугивание населения, создания атмосферы хаоса и неуверенности на фоне острых проблем в повседневной жизни граждан.
* * *
Вечером 20 октября ракетному обстрелу подверглась военная база США в Эт-Танфе на стыке границ Сирии, Ирака и Иордании, включая расположенные там объекты группировки «Магавир ас-Саура». По данным представителя CENTCOM в Багдаде, удары наносились также и беспилотными летательными аппаратами количеством не менее пяти, вылетевшими с территории Ирака и Сирии. Telegram-канал «Вестник Дамаска» предполагает, что
«атака может быть актом возмездия проиранских формирований, которые пообещали самым решительном образом отомстить за израильские авиаудары со стороны Эт-Танфа по их объектам в провинции Хомс».
Сами боевики, используя снимки с женщинами и детьми на фоне обугленных построек, обвинили Иран в намеренном ударе по домам мирных жителей. Однако, как пишет Telegram-канал «Рыбарь», в действительности речь идёт об одной из казарм «Магавир ас-Саура» на территории военной базы.
Несмотря на известные разногласия между Москвой, Дамаском и Тегераном с одной стороны, и Анкарой с другой, все они не считают присутствие США в Сирии бесконечным, отмечает лондонское издание Asharq Al-Awsat. Со своей стороны, новый премьер-министр Израиля Нафтали Беннет стремится «унаследовать» рычаги влияния своего предшественника Биньямина Нетаньяху на Владимира Путина, включая прежний «свободный проход» для бомбардировок так называемых «иранских» объектов в Сирии. Так, по данным российских военных, «иранская база» на аэродроме «Т-4» в провинции Хомс была 14 октября атакована «израильскими тактическими истребителями F-16, которые вошли в воздушное пространство Сирии через контролируемый США район Эт-Танф». Широко распространено мнение, что именно эта подвергшаяся нападению база оказывает материально-техническую поддержку израильским рейдам. В последнее время российская авиабаза Хмеймим публикует подробности использования сирийскими силами ПВО, что привело к «сокращению масштабов израильских атак в Сирии».
Официальные лица США при Трампе в ходе контактов с Россией якобы рассматривали возможность сворачивания Эт-Танфа, однако встретили категорическое неприятие со стороны Израиля. Налёт на базу предварял визит в сочинскую резиденцию Президента России Владимира Путина премьер-министра Израиля Нафтали Беннета для переговоров по широкому кругу вопросов, включая иранское присутствие в Сирии, утверждает Asharq Al-Awsat. Впрочем, всё это ещё «не означает, что взрыв в Эт-Танфе был инсценирован Россией» – допускает автор. Как говорится, и на том спасибо…
Особых публичных заявлений по итогам российско-израильских переговоров не было. Издание «Коммерсант» обратило внимание «на грубые протокольные нарушения в ходе встречи». По утверждению пресс-секретаря посольства Израиля в России Рами Теплицкого, встреча продолжалась дольше времени, что свидетельствует о её позитивном содержании. Позже стало известно о договорённости продолжить диалог сторон по Сирии.
Андрей Арешев