Деятельность западных структур способна поставить национальную безопасность республики перед серьёзными вызовами
9 ноября «Российская газета» опубликовала статью министра иностранных дел России Сергея Лаврова с подведением итогов трёх десятков лет сотрудничества Российской Федерации и независимого Казахстана.
Констатируя «масштабные шаги по выстраиванию двусторонних отношений», вместе с тем, не обошёл глава российской дипломатии молчанием и резонансные проявления ксенофобии в отношении русскоязычных граждан Казахстана, ставшие «продуктом применения извне специальных информационных методик, направленных на культивирование местечкового национализма и дискредитацию сотрудничества с Россией».
Данное замечание Сергея Лаврова тотчас же вызвало вполне предсказуемый ответ в виде опуса признанного в России иностранным агентом казахстанского филиала «Радио Свобода» – «Радио Азаттык», поведавшего о негативной реакции на статью Лаврова зарубежных СМИ. К примеру, факт публикации статьи Сергея Лаврова накануне саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Стамбуле Ахас Тажутов в EurasiaReview рассматривает как подрыв «тюркского единства». Но не является ли «тюркское единство» виртуальным политтехнологическим конструктом? Что общего у Якутии, Казахстана и той же Турции? Мягко говоря, не так уж и много…
Трудно спорить с тем обстоятельством, что «Радио Азаттык» представляет собой классический пример подрывного влияния зарубежных СМИ на внутреннюю политику Казахстана. Одна из его бывших сотрудниц, Асем Токаева, 13 лет проработавшая в казахстанском филиале «Радио Свобода», прямо обвиняет казахстанскую редакцию в «целенаправленной исламизации контента» для местной аудитории и засилье пропаганды. Она рассказала, что на радио «Азаттык» руководство откровенно проталкивает сомнительные темы, несовместимые с журналистской этикой и стандартами профессии.
«Как теперь уже бывший редактор русскоязычного сайта «Азаттыка» могу документально подтвердить, что Аббас Джавади (региональный директор центральноазиатских служб «Радио Свобода») часто извращал политику Казахской редакции. Делалось это в ущерб стандартам честной журналистики…», – заявила Асем Токаева. Возражавшие против такой практики журналисты, в том числе и она сама, были уволены под предлогом реорганизации.
Ни для кого уже не секрет, что «Радио Азаттык» – типичный агент влияния действующих извне антироссийских сил в Казахстане. Редакция поддерживает и раздувает любые русофобские акции, сталкивает граждан республики между собой. В частности, скандальные «языковые рейды», организованные Куатом Ахметовым, были энергично поддержаны «Радио Азаттык».
Даже после того, как в Ак-Орде назвали «языковые патрули» Куата Ахметова проявлением «пещерного национализма», «Радио Азаттык» продолжало превозносить Ахметова (который в итоге сбежал на Украину), как «героя». Выпавшее из его рук русофобское знамя «пещерного национализма» подхватил его единомышленник Адильжан Абдугали, который на своем канале в Youtube регулярно проводит переклички с украинскими националистами.
Похоже, оперативным планированием националистических акций занимались на Украине, ведь «языковые патрули» в Казахстане – калька с «мовных патрулей» в стране победившего майдана. А кураторы у тех и других – за океаном.
«Радио Азаттык» работает в тесной связке с западными НКО, такими, как, например, Internet Society Kazakhstan, возглавляемое Талгатом Нурлыбаевым. Эта структура представляет собой филиал глобалистской организации Internet Society со штаб-квартирой в городе Рестон (штат Вирджиния, США).
15 сентября Мажилис, нижняя палата казахстанского парламента, одобрил в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка». Согласно документу, иностранные сети и мессенджеры будут блокироваться в случае их отказа открывать местные представительства. Аналогичный «закон о приземлении» существует и в России и в большинстве других развитых стран.
В ответ «Радио Азаттык» сразу же дало слово «экспертам и представителям гражданского общества», которые «забили тревогу», заявляя, что цель законопроекта – контроль над соцсетями.
«Правительство хочет превратить Казахстан в такую страну, как Северная Корея, Туркменистан, Иран, а в последнее время Афганистан?» – сказал Нурлыбаев в интервью «Азаттык». Хотя речь идёт всего лишь о том, что глобальные корпорации должны платить налоги в тех странах, в которых зарабатывают, и подчиняться местному законодательству.
В конце концов, давление извне взяло верх. Министерство информации и общественного развития Казахстана предложило заменить открытие представительств крупных иностранных интернет-платформ в Казахстане на институт «законных представителей» вне страны.
Огромную роль в навязывании антироссийской повести в Казахстане играет и запрещённый в России Фонд Сороса, который финансирует сотни образовательных и культурных программ в республике.
За 15 лет количество неправительственных организаций в Казахстане выросло более чем в десять раз. Если в 2003 году их было около двух тысяч, то сейчас – 22 тысячи. Иностранное финансирование получают примерно 200 неправительственных организаций Казахстана, 70% из этих средств приходится на США. Такие данные привёл в своем докладе на Гражданском форуме в Астане министр общественного развития Дархан Калетаев, добавив: «В Казахстане на сегодняшний день действуют 53 международных организации, 30 иностранных государственных организаций, 77 зарубежных НПО и фондов».
Конечная цель большинства поддерживаемых американцами информационных проектов в Казахстане – окончательный культурно-психологический отрыв населения республики от России. Основной упор при этом делается на молодежь: со временем к власти в стране должны прийти люди, воспитанные на западных «демократических» ценностях и отвергающие общую судьбу и общие интересы с Россией. В ход идут самые нелепые фейки и передергивания с учётом местной специфики.
Издаваемый Центральным командованием Вооруженных сил США интернет-ресурс «Караван-сарай» регулярно размещает публикации, направленные на дискредитацию российского военного присутствия в Средней Азии, утверждая, что странам Центральной Азии со значительным числом русских и русскоговорящих граждан может угрожать военная «агрессия России».
Для противодействия российскому влиянию в Казахстане и других странах СНГ запущены специальные программы, реализуемые американскими НПО. Так, в декабре 2018 года в Казахстане стартовала пятилетняя программа MediaCAMP, реализуемая НПО Internews Network из Калифорнии при поддержке запрещённого в России Агентства США по международному развитию (USAID). Бюджет программы составляет $15 млн. Официальная цель – «развитие сбалансированной информационной среды» и вовлечение граждан в жизнь общества. В реальности за этой изящной формулировкой кроется внедрение в умы казахстанцев западной модели гражданского общества. «Медиа и гражданское общество совместно могут противодействовать дезинформации» – девиз программы MediaCAMP. Под дезинформацией имеются в виду, в том числе, любые позитивные сообщения о России, где деятельность Internews Network была прекращена ещё в 2007 году. Но в большинстве стран Центральной Азии эта организация продолжает действовать.
Независимый американский журналист Джереми Бейкер пишет в своем блоге, что «Интерньюс» – это крупный игрок в создании глобальной медиаполитики в интересах США, цель которого – импортировать американские идеи и внедрять демократию в американском стиле. Кроме того, Бейкер пишет о связи организации с ЦРУ. Аналогичные MediaCAMP программы по борьбе с «российской дезинформацией» реализует в Центральной Азии и Евросоюз.
Финансируемый USAID через казахстанский филиал Internews Networkинтернет-ресурс New Reporter занят «проверкой фактов, отслеживанием слухов и ложной информации», под которой понимается почти исключительно «российская дезинформация». Целевой аудиторией данного проекта являются медийные, политические и культурные элиты Казахстана.
В недавней статье замдиректора Кавказского исследовательского ресурсного центра Дастина Гилбрета, обобщающей результаты некоего исследования «Борьба с антизападной пропагандой», предлагается два способа борьбы с информационным влиянием России: блокировать нежелательные источники информации и вырабатывать у аудитории нужную точку зрения на те или иные события. При этом «правильные» взгляды должны продвигать НПО и СМИ, поддерживаемые Вашингтоном и Брюсселем.
Финансируемый грантами Конгресса США через Агентство по глобальным медиа (USAGM) признанный в России иноагентом телеканал «Настоящее время» ежедневно обрушивает на своих зрителей и читателей портала ушаты «правильной» информации о событиях в России, создавая образ зловещего и агрессивного Мордора, в котором душат свободу слова и сажают в тюрьму за анекдоты. Этот ресурс специализируется на постоянной критике властей Казахстана в тех случаях, когда позволяют себе хоть на йоту отступать от прозападной повестки дня.
Посольство США недавно объявило о программе «Американские уголки Казахстана». Американские уголки, говорится на официальном сайте диппредставительства – «это небольшие библиотеки, организованные по американской модели и базирующиеся при местных партнерских организациях, обычно при библиотеке. Американские уголки – это подлинное партнерство с местными организациями, потому что их штат укомплектовывается сотрудниками принимающей организации. Свободный доступ в американские уголки и к их коллекциям информационных ресурсов открыт для всех граждан Казахстана».
Нетрудно догадаться, что под партнерскими организациями подразумеваются финансируемые Фондом Сороса или USAID американские НПО, которые по определению будут зомбировать граждан Казахстана антироссийской пропагандой, помалкивая об актуальных проблемах за океаном. На реализацию этой программы Госдеп намерен выделить до 30 грантов размером от $2,5 до $50 тыс.
«Отдел по связям с общественностью посольства США в Нур-Султане принимает предложения от казахстанских и американских некоммерческих и негосударственных организаций, поддерживающих разработку и реализацию стратегических программ в «Американских уголках» на территории Казахстана», – сообщается на сайте посольства США. Получатели грантов примут участие в разработке образовательных программ по предложенным американской стороной темам, в том числе таких, как медиаграмотность, культурное наследие, экономика и предпринимательство, инновации и климат. «Предлагаемые мероприятия… должны быть сосредоточены на приоритетных темах и дополнять основные программы «Американских уголков» или опираться на них», – уточняют в посольстве. В перспективе предложенные соискателем гранта программы могут быть применены в одном из девяти американских центров, расположенных, в том числе, в Нур-Султане, Костанае, Чимкенте и Караганде.
Одним из ведущих фронтменов антироссийской пропаганды является казахстанский публицист, колумнист Forbes.Kasakhstan и частый гость на портале «Азаттык» Досым Сатпаев. После известных высказываний российских политиков об исторической принадлежности северных территорий Казахстана он предложил составить список «кремлёвских провокаторов», которым следовало бы запретить въезд в страну. Это, по мнению «борца за независимость», станет «проверкой на вшивость» казахстанских властей: «В любом случае это лишь первый шаг к тому, чтобы начать защищать свой суверенитет. Следующим шагом должен быть выход Казахстана из ЕАЭС, а потом приостановление своего участия в ОДКБ…». Антироссийской пропагандой Сатпаев занимается при поддержке немецкого Фонда Эберта, Офиса программ ОБСЕ в Нур-Султане, Британского института по освещению войны и мира и Фонда Сороса.
Есть в Казахстане и свой аналог Навального – бывший журналист и прозападный активист Жанболат Мамай, создатель ультрарадикального дискуссионного клуба с говорящим названием «Рух Пен Тiл» (Дух и язык). Мамай специализировался на публикациях против коррупции в Казахстане и стал любимчиком «Радио Азаттык» и «Настоящего времени», которые раскручивают его как перспективного прозападного политика.
Жамболат Мамай – типичный националист-либерал, рассуждающий о «культурном коде казахского народа» при полном игнорировании многонационального характера страны. Настольная книга Мамая – «Культурный код» американского маркетолога Клотера Рапая. Несколько лет назад Мамай на деньги связанного через своего сына с западными финансовыми структурами казахстанского оппозиционера Тулегена Жукеева снял документальный фильм «Зулмат. Геноцид в Казахстане» («Бедствие»), в котором тенденциозно и предвзято трактуется трагедия голода в Советском Союзе в 1920-1930-х годах. Подобную фальсификацию истории Мамай называет «проявлением духовного возрождения». В его планах – создание новых антироссийских поделок.
В сентябре незарегистрированная Демократическая партия Казахстана, основателями которой стали вышеупомянутые Мамай и Жукеев, провела в Алма-Ате митинг, в ходе которого Мамай потребовал освободить «политических заключенных» и (ни много ни мало) выслать из страны посла Китая.
США пытаются навязать Казахстану крайне опасные с точки зрения национальной безопасности решения. Так, в декабре 2019 года тогдашний госсекретарь Майк Помпео, принимая в Вашингтоне министра иностранных дел Казахстана Мухтара Тлеуберди, настойчиво муссировал тему приёма в республике бывших граждан Казахстана – боевиков-салафитов из Сирии и Афганистана, а также беженцев из китайского Синьцзяна. Что из себя представляют эти боевики, готовы ли они вернуться к мирной жизни? Известный эксперт по радикальному исламу, бывший киргизский оппозиционер, ныне проживающий в США сотрудник аналитического центра The Modern Diplomacy Уран Ботобеков, которого невозможно заподозрить в симпатии к России, в своем докладе «Anti-Russian Ideology of Central Asian Salafi-Jihadi Groups: Causes and Consequences» пишет, что, «несмотря на то, что центральноазиатские джихадисты считаются маленьким винтиком в транснациональной суннитско-джихадистской сети, они фактически разрабатывают и распространяют антироссийскую идеологию на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке вместе с чеченскими и уйгурскими джихадистами»…
Тем временем в республике продолжают беспрепятственно регистрировать проамериканские НПО. Некоторые из них даже претендуют на роль партий, как, например, «Республика», иные намерены объединить вокруг себя группы потенциального уличного протеста, как например, «Оян Казахстан». Одобрение со стороны высокопоставленного сотрудника Госдепа США Элис Уэллс вызвала регистрация НПО «Атажурт ериктилери», выступающей в защиту этнических казахов, проживающих на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Одним из требований таких НПО является запрет строительства АЭС и отказ от применения в Казахстане российских технологий (в перспективе – не только атомных).
Пропагандистский интерфейс «Оян Казахстан» вполне ясен по выступлениям на одной из презентаций этой структуры: из пяти выступавших четверо – активные участники программ Фонда Сороса и прочих западных центров. Пятый, Димаш Альжанов, – бывший координатор программ запрещённого в России Национального демократического института США (NDI) и участник наблюдательной миссии ОБСЕ на Украине в 2014 году.
…Чем глубже вникаешь в деятельность иностранных НПО в Казахстане, тем лучше понимаешь, что Сергей Лавров, как и подобает дипломату, весьма мягко охарактеризовал их антироссийскую активность. Фактически же в дружественной России стране действуют прозападные структуры, которые занимаются откровенно враждебной не только России, но и русскоязычным гражданам Казахстана пропагандой. Подобного рода деятельность наносит ущерб не только отношениям Казахстана с Россией, но и основательно подрывает национальную безопасность республики.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук