10 января в режиме видеоконференцсвязи прошёл внеочередной саммит Совета Коллективной Безопасности ОДКБ, посвящённый экстраординарной ситуации, сложившейся в Республике Казахстан. В конце 2021 года внезапно англо-американские владельцы месторождений на Мангышлаке увольняют несколько десятков тысяч рабочих, с нового года повышаются цены на газовое автомобильное топливо. В Алматы активизируется прозападная оппозиция, из Турции прибывает криминальный авторитет с претензиями на роль «народного батыра», известный как «Арман Дикий». Начавшиеся 2 января относительно мирные выступления в Жанаозене Мангистауской области в короткие сроки перекинулись на южные и некоторые другие области массовыми погромами, грабежами, убийствами, захватами оружейных складов, при крайне пассивном поведении, по крайней мере, части «силовиков». Складывалась реальная угроза хаоса и гражданской войны, чреватая дезинтеграцией страны – ключевого союзника России по евразийским интеграционным объединениям (ОДКБ, ШОС, ЕАЭС) и превращениям российско-казахстанской границы протяжённостью в 7,5 тысяч километров, как минимум, в зону нестабильности. Заложниками действующих с подачи как деструктивных внутренних, так и заинтересованных внешних сил бандитов и террористов (с коими ни в коей мере не стоит отождествлять граждан, выступавших с требованиями улучшения социально-экономической ситуации) стали бы миллионы русских и русскоязычных граждан Казахстана, представителей десятков национальностей. Под угрозой оказалось бы функционирование критически важных для российской стороны объектов, в первую очередь космодрома Байконур и полигона Сары-Шаган, нескольких тысяч совместных предприятий, коммуникаций, связывающих Россию с государствами Центральной Азии…
После вступительного слова председателя СКБ Никола Пашиняна слово взял президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, охарактеризовавший драматические события первых январских дней 2022 года как «масштабный кризис», ставший «самым тяжёлым за всю 30-летнюю историю независимости. С реальной угрозой такого уровня не сталкивалась и наша организация в целом». «Фактически это первый случай, когда миротворческий потенциал ОДКБ был реально задействован для обеспечения безопасности, стабильности и целостности одного из государств-членов. Для нас принципиально важна не только военная, но и прежде всего моральная поддержка партнеров по ОДКБ. Все государства – участники организации выступили единым фронтом, решительно поддержали обращение Казахстана», – продолжил глава государства. Накануне стало известно о завершении развёртывания в республике в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности 1992 года и на основании Статьи 51 Устава ООН, миротворческих подразделений ОДКБ, взявших под охрану основные административные здания и ключевые объекты инфраструктуры. Привлечение к работе над стабилизацией ситуации в стране вооружённых сил государств-союзников позволило спецподразделениям местных силовых структур более эффективно противостоять террористическим бандам, действия которых носили скоординированный и чётко выверенный характер.
Удовлетворение властями основных социально-экономических и общественных требований митингующих не имело для «организаторов агрессии против Казахстана» никакого значения, подчеркнул Токаев: «…Как по единой команде проявились религиозные радикалы, криминальные элементы, отъявленные бандиты, мародеры и мелкие хулиганы. Социально-экономические и общественно-политические требования отошли на второй и третий планы, о них забыли. Вслед за этим развернулась горячая фаза, и вступили в действие группы вооруженных боевиков, которые ждали своего часа». О тщательно спланированном характере попытки государственного переворота свидетельствуют «синхронные, нападения на здания региональных властей, правоохранительных органов, на следственные изоляторы, стратегические объекты, банки, телевышку и телеканалы. Захватывались аэропорты, перекрывались автомобильные и железные дороги, блокировалась работа скорой помощи и пожарных». Падение под натиском бандитов Алма-Аты «открыло бы путь к захвату всего густонаселённого юга, а затем всей страны. Террористы рассчитывали оттянуть на себя силы правопорядка, чтобы затем нанести удар по столице Казахстана. Мы видели скопления боевиков вокруг резиденции Президента. По сути, это была настоящая террористическая война, развязанная против нашего государства самыми разными методами».
Чрезвычайный характер ситуации вынудил власти страны принять «беспрецедентные меры», включая обращение за помощью к ОДКБ. «В соответствии с решением Совета коллективной безопасности в Республике Казахстан развернуты и приступили к выполнению поставленных задач Коллективные миротворческие силы ОДКБ в количестве 2030 человек и 250 единиц техники. Они реализуют функции прикрытия и обеспечения безопасности аэропортов, военных складов и других стратегических объектов». К сожалению, «отдельные средства массовой информации и общественные институты продолжают вброс ложной информации, основанной на вымыслах и непроверенных фактах», что предполагает заполнение наметившегося информационного вакуума оперативной и достоверной информацией о происходящем.
Несмотря на продолжение антитеррористической операции, уже в ближайшее время будут поставлены «конкретные задачи по решению острых проблем в социально-экономической сфере». Безусловно, это крайне насущная задача, равно как и общая инвентаризация наследия предшествующей эпохи. Очевидно, что рисовавшаяся авторами многих экспертных публикаций благостная картинка «казахстанской стабильности» и «оптимальной модели транзита власти», мягко говоря, показала свою несостоятельность.
Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась рассказал о незамедлительно организованной работе «по подготовке юридически обоснованных решений по проведению миротворческой операции и координации вопросов развертывания Коллективных миротворческих сил ОДКБ на территории Республики Казахстан». Оперативное принятие 6 января решения СКБ о мерах по нормализации обстановки в Республике Казахстан позволило начать действовать незамедлительно. И хотя все аспекты начавшейся операции предстоит проанализировать позже, уже сейчас один, наиболее важный вывод можно сделать точно: «тот миротворческий потенциал и механизм его использования, который создан в [ОДКБ], реально работает и способен выполнять поставленные задачи».
Максимально оперативное оказание мер помощи «братскому казахстанскому народу», реальное включение механизма ОДКБ отметил и белорусский лидер Александр Лукашенко, задавшись вполне логичным вопросом: «…откуда взялись эти банды вооружённых людей, прошедшие подготовку в зарубежных центрах и явно имеющие опыт боевых действий в горячих точках планеты?» Здесь надо отметить, что появление в горных районах близ Алма-Аты неких тренировочных лагерей со специфическим контингентом, по крайней мере, для российских наблюдателей не было секретом. И уж тем более оно не могло являться таковым для КНБ Казахстана, относительно действий которого, насколько можно понять, имеются серьёзные вопросы. Некоторые журналисты проводят в этой связи прямые аналогии с действиями СНБ Украины при Валентине Наливайченко, «крышевавшей» радикальные националистические группировки с прицелом на будущий майдан, который, в конечном итоге и свершился в виде государственного переворота 2014 года, проложив прямую дорогу к братоубийственной войне и национальной катастрофе. Хотелось бы надеяться, что начавшееся следствие, равно и задержания некоторых лиц, долгие годы пользовавшихся практически безграничным влиянием, позволят дать ответы, по крайней мере, на некоторые вопросы…
Об активном применении присущих «майданным» технологиям элементов силовой и информационной поддержки протестов говорил в ходе своего выступления на сессии ОДКБ Президент Российской Федерации Владимир Путин: «Использовались хорошо организованные и чётко управляемые группы боевиков, о чём Президент Токаев только что и сказал, в том числе прошедших… подготовку в лагерях террористов за рубежом… их нападение на Казахстан, – а по сути это нападение на страну, на Казахстан, – по сути явилось актом агрессии. Полностью с этим согласен». Коллективные миротворческие силы ОДКБ направлены в республику «на ограниченный по времени период, на такой, какой сочтёт возможным для его применения Президент Казахстана, глава государства Казахстан, – подчеркнул глава российского государства. – После выполнения своих функций, безусловно, весь контингент будет выведен с территории Казахстана. Нам удалось осуществить полное развёртывание этого контингента в достаточно короткие сроки». Оперативная и слаженная деятельность ОДКБ не возникла сама по себе: исключительно важно, что военнослужащие входящих в неё государств «проходят подготовку по общим программам, оснащаются едиными или совместимыми образцами вооружения, техники и связи». Навыки развёртывания миротворцев совершенствовались «в ходе регулярных совместных учений, в частности, на недавних манёврах ОДКБ "Нерушимое братство", организованных с учётом приобретённого российскими военными опыта в Сирии... Именно такая планомерная совместная учебно-боевая деятельность войск стран ОДКБ позволила перебросить миротворцев в Казахстан в кратчайшие сроки и с максимальной эффективностью».
«События в Казахстане не первая и далеко не последняя попытка вмешательства извне во внутренние дела наших государств», – уверен Владимир Путин, отмечающий продолжающиеся попытки «вовлечения наших граждан в протестные акции, которые являются предтечей и нападения террористов», через интернет-коммуникации и социальные сети. В то же время, не меньшее значение, как представляется, имеют и внутренние факторы нестабильности, на которые указывают некоторые погружённые в региональные реалии наблюдатели. К примеру, речь может идти о попытках передела собственности и некоторых имущественных активов внутри так называемой «Большой Семьи» по мере ухудшения физического состояния первого президента. Кризисные явления в экономике на фоне демографического роста, резкое социальное расслоение в сочетании с некоторыми специфическими особенностями местной «кочевой демократии» (свойственной и соседней Киргизии) – всё это формирует «горючий материал», которым не преминут воспользоваться внешние игроки, стремящиеся к превращению бывшей советской Средней Азии в «пороховую бочку» на границах России, Китая, Ирана…
«Основная миссия миротворческих сил ОДКБ успешно завершена, через два дня начнется поэтапный вывод объединенного миротворческого контингента ОДКБ. Процесс… займет не более десяти дней», – заявил уже на следующий день, 11 января, выступая перед депутатами парламента, Президент Республики Казахстан. Нам же остаётся надеяться на мудрость казахстанских элит на ни их способность поставить общегосударственные интересы над групповыми и местечково-клановыми.
P.S. К сожалению, назначение министром информации Республики Казахстан отъявленного русофоба Аскара Умарова об этой мудрости и об ответственности за будущее государства никоим образом не свидетельствует…
Андрей Арешев, по материалам: ИнфоШОС
Читайте также: