Токаев превращает Казахстан в квази-государство

Фото: kazlenta.kz

На днях президенты Казахстана и Украины поговорили по телефону и обменялись поздравлениями по случаю 30-летия установления дипломатических отношений.

Помимо прочего, Касым-Жомарт Токаев подтвердил принципиальную позицию своей страны относительно «дипломатического урегулирования ситуации на Украине». По факту же такая принципиальность состоит в твердой антироссийской позиции.

Столь сердечные отношения властей Казахстана и Украины при откровенном антироссийском и антирусском курсе Нур-Султана дали повод российским аналитикам назвать Казахстан «второй Украиной».  При этом высказываются порой довольно радикальные мнения: «Мы исходим из реальности – если будет плохо, значит, будет плохо. Будет хорошо, значит, будет хорошо. Если можно будет дружить домами, то при всех издержках никто не будет Казахстану особо досаждать. Если Казахстан окажется по какой-то причине второй Украиной, с ним и будет так же, как и с Украиной».

Но каким видится будущее Казахстана его властям?

Скоропостижно сочинённая идеологема «Жаңа Қазақстан» («Новый Казахстан»), которую президент Токаев провозгласил в своём Послании народу после трагических январских событий, достаточно быстро запомнилась широким народным массам республики как абстрактный лозунг и даже повод для иронии, по причине отсутствия за ним какого-либо осмысленного содержания. Общественность понимает, что это образ будущего, но каково это будущее – покрыто туманом неопределенности.

В этом смысле Токаев пошёл по пути Наполеона, который в свою бытность Первым консулом на вопрос юристов, разрабатывавших конституцию, ответил: «Пишите коротко и неясно». Тем самым инициатор разработки «Кодекса Наполеона» создал законодательные предпосылки для последующего увековечивания своей власти путем всенародного референдума, который дал ему титул императора Франции.

Мы не можем исключить, что Токаев втайне мечтает пойти по пути если не Наполеона, то по меньшей мере Елбасы, став де-факто несменяемым лидером казахской нации.

Но Наполеон разработал и принял вышеупомянутый Гражданский кодекс, ставший основой для буржуазного законодательства во всем мире, и приложил титанические усилия для достижения Францией экономической независимости.

Что касается первого президента Казахстана, господина Назарбаева то по ходу своего правления кабальными соглашениями о разделе продукции он вверг свою страну и свой народ в колониальную зависимость от западных нефтяных корпораций.

«Новый Казахстан» может стать не на словах, а на деле таковым лишь в одном случае: если он избавится от ига транснациональных западных монополий, ведущих республику к разорению и, возможно, гибели.

Интересы нефтегазовых гигантов Запада (Chevron, Exson Mobil, Shell и т.д.) и стоящих за ними «глубинных государств» англосферы не вполне совпадают. Так, в ходе январского путча британцы ставили на отложение от основной территории страны нефтеносной Магистауской области, ареала Малого жуза, с целью снижения трансакционных издержек на социальную сферу Казахстана и максимизацию своей прибыли.

Если кто-то думает, что британские корпорации и их казахстанская клиентела не слишком влиятельны по сравнению с американскими, то это опасное заблуждение.

Напомним, крупнейшими британскими компаниями в казахстанской экономике являются:

  • British Gas (BG) – британская компания, она владеет 32,5 процента месторождения Карачаганак, также имеет долю в 2 процента в Каспийском Трубопроводном Консорциуме;
  • British Aerospace (BAE) Systems – одна из крупнейших компаний в мире по производству оружия. Владеет 49 процентами акций авиакомпании «Эйр Астана». Бывший исполнительный директор BAE и выпускник Королевской масонской школы сэр Ричард Эванс в 2006-2008 годах был председателем совета директоров холдинга «Самрук»;
  • Royal Dutch Shell – одна из крупнейших компаний в мире, совместная британо-нидерландская. Она владеет 16,81 процента в Кашагане и 40 процентами в Жемчужинах;
  • Hambledon Mining Plc. – золотодобывающая компания. В настоящее время компания разрабатывает золоторудное месторождение Секисовское, запасы которого составляют 1,8 миллиона унций, с возможным приростом до 2,5 миллиона унций;
  • HSBC – одна из крупнейших финансовых компаний в мире.
  • Royal Bank of Scotland Group Plc – дочерняя компания одного из крупнейших английских банков. Не работает в розницу, выступая в качестве инвестиционного и корпоративного банка.

А вот и представители британской «мягкой силы», формирующие пятую колонну в республике:

Нежелательный в России Британский Совет, своего рода культурный отдел при Посольстве Великобритании в РК, а также соучредитель Казахстано-Британского Технического Университета.

Финансовый рынок Казахстана практически монополизирован Лондоном. Большая часть крупнейших казахстанских компаний, в том числе «Казахмыс ПЛС», ENRC, АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», KazakhGold Group Limited, АО «Народный Банк Казахстана» представлена на Лондонской бирже.

Бывшим президентом Казахстана Н.Назарбаевым был запущен и ныне действующий проект международного финансового центра «Астана» (МФЦА). МФЦА «заточен» под обслуживание иностранного капитала в Казахстане. Этот замысел был оговорён между Нурсултаном Назарбаевым и Джейкобом Ротшильдом.

Состав МФЦА, представлен в основном подданными Её величества:

Леди Барбара Джадж, председатель Совета директоров комитета МФЦА по регулированию финансовых услуг;

  • Анджела Найт, заместитель Председателя Совета директоров;
  • Грегори Танзер, неисполнительный член Совета директоров;
  • Дэниел Хэллер, неисполнительный член Совета директоров;
  • доктор Акаш Дип, неисполнительный член Совета директоров;
  • Масуд Ахмед, неисполнительный член Совета директоров;
  • Марк Хольцман, неисполнительный член Совета директоров.

Все это дает Туманному Альбиону мощные рычаги влияния на внутреннюю и внешнюю политику Казахстана своих интересах. Между тем, интересы эти ничуть не изменились со времен январского путча. В рамках новой британской глобальной стратегии Global Britain наследники Ост-Индской кампании нацелены на создание в регионах-мишенях полностью подконтрольных ему квази-государств (это термин Токаева!). Таким квази-государством и может стать «независимый» Мангистау. Сепаратисты Малого жуза сейчас затихли в ожидании нового политического кризиса в Казахстане, чтобы повторить январскую попытку выхода из состава «независимого» Казахстана.

Заокеанские «кузены» британцев мыслят гораздо «ширше», так как располагают на порядок более мощными ресурсами, чем Британская Корона. Их стратегической целью является радикальная хаотизации Центральной Азии, как единственного способа вытеснить из региона Россию и Китай.

В январе США намеревались достичь этой цели, приведя к власти радикальных исламистов из «Невидимого легиона джихада» – запрещённой в России террористической организации «Таблиги Джамаат».

Господину Токаеву оба варианта как-то не запали на душу, и он обратился за помощью к России, вместе с ОДКБ и спасшей и главу государства лично (испуг на его лице на пике беспорядков 5 января был виден невооружённым взглядом), и казахстанскую государственность в её нынешнем виде.

На днях президент Токаев совершил вояж в Саудовскую Аравию, где совершил умру (малый хадж) в Мекке, а также пригласил местных бизнесменов инвестировать в Казахстан. В ходе переговоров с наследным принцем Мохаммедом бин Сальманом обсуждались вопросы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества: «Казахстан готов предложить особые условия и широкий спектр преференций для саудовских инвесторов в различных перспективных областях, представляющих взаимный интерес». Думается, это прекрасное начинание, так как диверсификации иностранных инвестиций – хоть и небольшой, но всё-таки шаг к расширению возможностей правительства центральноазиатской страны влиять на поведение зарубежных корпораций.

Но помнит ли Токаев, что в Саудовской Аравии официальной религией (хотя власти королевства и отрицают это) является неприкрытый ваххабизм, иначе говоря – салафизм. Речь идёт о наиболее радикальном течении в исламе, которое исповедуют джихадисты всех сортов. Да, внутри страны наследный принц пытается несколько приспособить его к меняющимся реалиям окружающего мира, однако затронет эта модернизация экспортную версию саудовского ислама – большой вопрос. И если двустороннее торгово-экономическое сотрудничество получит новый импульс, то вместе с инвестициями придут и салафистские идеологи, за которыми стоят американские спецслужбы.

В январе 2022 года у них не получилось захватить власть в республике путём путча, а спустя полгода открывается перспектива получения радикалами своей цели, относительно «мирным» путем. 

В настоящее время американская стратегия постепенного втягивания Казахстана в антироссийскую орбиту возобладала над британской сепаратистской методичкой. При Трампе американские спецслужбы усиленно навязывали республике репатриацию боевиков-салафитов казахстанского происхождения, и немало в этом преуспели.

Когда в Казахстан придут саудовские инвесторы, а за ними салафитские проповедники, то их синергия с вернувшимися ранее боевиками создаст искомую Западом синергию и позволит повторить неудачную январскую попытку разрушения хрупкой и шаткой государственности. 

Нельзя исключить, что Токаев этого не понимает. Но он уже оказался в воронке событий и не может, а. возможно, и не стремится ничего изменить. Возможно, ему, как его недавнему собеседнику из Киева, уже обещано гражданство Великобритании. Поэтому опасность превращения Казахстана во вторую Украину её лидера, похоже, волнует мало.

Презрительно отозвавшись о республиках Донбасса как о квази-государствах, президент Токаев вольно или невольно превращает в квази-государство своё государство, и, похоже, этот процесс уже необратим.

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук