16 ноября в Москве в середине ноября состоялось очередное, четвёртое заседание «Московского» консультационного формата по Афганистану, сформированного в 2017 году и объединяющего 11 государств. По итогам встречи спецпредставители и старшие должностные лица России, Китая, Пакистана, Ирана, Индии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана приняли следующее заявление выпустили Совместное заявление с настоятельными рекомендациями де-факто кабульским властям «выполнить свои обязательства по искоренению терроризма и наркотрафика, исходящих с его территории, принять более ощутимые меры против всех террористических организаций, решительно противодействовать, ликвидировать и уничтожать их с тем, чтобы гарантировать, что Афганистан больше никогда не станет «рассадником», убежищем или источником распространения терроризма». Подписанты заявления «строго осудили террористические атаки против невинных афганских мирных жителей в публичных местах, включая образовательные учреждения, а также недавний теракт у Посольства России в Кабуле», акцентировав «неприемлемость размещения объектов военной инфраструктуры третьих стран в Афганистане и в сопредельных с ним государствах». Подчеркнута важность формирования в Афганистане правительства, отражающего интересы всех основных этнополитических групп, отмечена важность практического взаимодействия соседей по региону с Кабулом в данном вопросе.
Предмет особой обеспокоенности – усугубление миграционной ситуацией вокруг Афганистана, способной создать угрозу для мира и стабильности соседних стран, снизить остроту которой могло бы наращивание «усилий по предоставлению гуманитарной и экономической помощи афганскому народу по постконфликтному восстановлению страны». «…Силы, ответственные за 20-летнее военное присутствие в Афганистане, должны взять на себя основное финансовое бремя по постконфликтному восстановлению афганской экономики в целях благополучия и процветания простых афганцев без вмешательства во внутренние дела Афганистана… все слои афганского общества требуют полной разморозки США заблокированных зарубежных активов и призвали предпринять все необходимые меры для разблокировки удерживаемых афганских национальных резервов. Большинство делегаций озвучили призыв компенсировать нанесенный ущерб афганцам за годы американо-натовского присутствия», – говорится в документе.
«Год назад мы встречались практически в этом составе. Было принято совместное заявление, один из пунктов которого призывал афганские власти в Кабуле предпринять шаги по формированию этнополитического инклюзивного правительства. К сожалению, этого не произошло. С учётом этого обстоятельства, на сей раз мы решили ограничиться приглашением других региональных стран "Московского формата", чтобы выработать общий подход», – сообщил в начале заседания, спецпредставитель президента России по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов. Несмотря на поощрение афганскими властями «развития программ замещения культур и борьбе с наркопроизводством и трафиком, а также во всех их усилиях по устранению наркопроблемы», помимо более низкого дипломатического ранга участников, от внимания наблюдателей не ускользнуло отсутствие приглашения в Москву представителей запрещённого в России «Талибана». Причину озвучил Сергей Лавров: в Москва «не увидели, что наши коллеги, которые сейчас являют собой власть в Кабуле, движутся достаточно быстро по тем направлениям, которые были объявлены в качестве обязательств перед своим народом, особенно имея в виду необходимость все-таки консолидировать этнополитическое единство афганского народа, обеспечить инклюзивный этнополитический характер власти». И хотя министр иностранных дел РФ упомянул о регулярных контактах с талибами, которые будут осведомлены о ходе дискуссии, сам факт их непредставленности (в отличие от предыдущего раунда московских консультаций) не остался без реакции. «В Афганистане теперь есть независимое, подотчетное и законное правительство, которому удалось установить эффективную безопасность, надежные границы и позитивно взаимодействовать с соседними, региональными и мировыми игроками в вопросах политики, экономики и безопасности», – заявил накануне встречи представитель внешнеполитического ведомства «Исламского Эмирата Афганистан» Абдул Кахар Балхи, подчеркнув, что обсуждение афганского досье без участия кабульских властей будет неполным. Не согласился Балхи и с высказыванием секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева, напомнившего, что крупные радикальные движения джихадистского толка, включая и «Талибан», были в своё время созданы американцами, «и по-прежнему активно ими используются для достижения своих геополитических целей»: «После поражения Советского Союза исламское движение «Талибан» возникло в народе, чтобы спасти нацию, боровшуюся за исламскую систему, положить конец феодализму 1990-х годов и иностранной оккупации», – делает упор на внутреннем генезисе движения дипломатический представитель талибов, что, конечно, если и соответствует действительности, то лишь частично.
Тем не менее, реакция официального Кабула оказалась куда сдержаннее: в заявлении внешнеполитического ведомства талибов итоги ноябрьского раунда «московских» консультаций оценены в целом позитивно. Особо выделена та часть заявления, в которой идёт речь о мирном, едином, суверенном, независимом и экономически развитом Афганистане, а также об активизации усилий по оказанию гуманитарной и экономической помощи афганскому народу в постконфликтном восстановлении страны.
Самопровозглашённый «Исламский Эмират Афганистан» сегодня явно не в том положении, чтобы ссориться с ближайшими соседями, позиции которых отличаются порою довольно сильно, и сблизить которые как раз и призван «московский» переговорный формат. Внутри разрушенной перманентными действиями и многолетней западной оккупации страны проблем также явно меньше не становится – явно неспроста, по данным ряда источников, талибские власти вернулись к системе жёстких, средневековых наказаний, бытовавших в первый период их правления (1996-2001 гг.). Несмотря на заверения относительно беспощадной борьбы с производством наркотиков, оно, похоже, лишь возрастает, как и объёмы трафика, что, разумеется, не может не беспокоить российскую сторону и, напротив, явно устраивает американцев, заметно активизировавшихся на афганском направлении. Как пишет ИнфоШОС, после исхода из страны в августе 2021 года Вашингтон принципиально изменил свою афганскую стратегию, ставшую менее затратной и вместе с тем позволившей обрести новые рычаги давления как на талибов, так и на их ближних и дальних соседей. В частности, беспилотники ЦРУ – практически полновластные хозяева неба над Кабулом. Одновременно эмиссары американского разведсообщества при содействии некоторых чиновников Госдепа ведут закрытые переговоры с разными влиятельными персонами «Талибане» как в самом Афганистане, так и за его пределами. Очередной раунд таких переговоров прошёл недавно в Катаре, в последние годы являющемся переговорной площадкой Вашингтоном и Кабулом. Со ссылкой на осведомлённые кабульские источники ИнфоШОС упоминает о договорённостях глав спецслужб США и талибов о координации действий в борьбе с запрещёнными в России «Исламским государством» и «Аль-Каидой» (оба запрещены в России). Практическим следствием «новой» афганской стратегии Вашингтона может стать появление по южному берегу Пянджа сотен американских инструкторов, призванных обучать «антитеррористические» подразделения талибов практически по соседству с регионом Центральной Азии, входящим в сферу ответственности ОДКБ. Резонно предположить, что в реальности их задачи будут фактически нацелены на поощрение трансграничного терроризма. Вслед за сентябрьским взрывом у российского посольства в Кабуле, боевики местного филиала «ИГ» атаковали отель, популярный у китайских бизнесменов. Инцидент имел место аккурат через день после встречи посла КНР в Кабуле с заместителем министра иностранных дел Афганистана по вопросам безопасности. Ещё одна угроза позициям и инфраструктурным проектам Пекина в Афганистане – боевики вполне вольготно там себя чувствующей запрещённой в России «Исламской партии Туркестана».
В конце ноября по меньшей мере 15 человек погибли от взрыва бомбы в медресе в Айбаке, столице провинции Саманган. 28 сентября в результате теракта, совершенного террористом-смертником, погибли по меньшей мере 30 человек, в основном студентки, готовившиеся к экзаменам в Высшем учебном центре Каадж в Кабуле – и это лишь некоторые теракты последних месяцев. Неутешительная ситуация в Афганистане способствует племенной, фракционной, идеологической и организационной фрагментации местных группировок (не исключая и сам «Талибан») при растущей радикализации небольших отрядов, традиционно пользовавшихся значительной самостоятельностью в силу природно-географического, этнического и иных факторов. Можно уверенно предсказать, что и они неизбежно окажутся в поле внимания зарубежных «специалистов»…
На дипломатическом «треке» усилия администрации Байдена направлены на дискредитацию афганской политики Москвы, и в конечном итоге – на исключение России из процесса афганского урегулирования, что неизбежно аукнется гулким эхом в бывшей советской Средней Азии. И для того, чтобы избежать реализации этого негативного сценария, придётся прилагать значительные усилия.
Александр Григорьев