Анкара мечтает об армии Великого Турана

He оставляя имперских амбиций по созданию армии Великого Турана под своим флагом, Анкара радостно провозгласила 2023-й годом развития тюркской цивилизации.

И первый пункт её наполеоновских планов – с широким размахом отметить 10-летний юбилейный саммит Организации тюркских государств (ОТГ), любезно пригласив на него не только её членов – Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, но и наблюдателей – Венгрию и Туркменистан.

Торжество решили провести не где-нибудь, а в Казахстане, или, как ласково его называет глава государства Касым-Жомарт Токаев, на «земле отцов Тюркского мира», поскольку, по его мнению, именно эта страна явилась инициатором большинства организаций, ставших катализатором тюркского сотрудничества.

Вообще, казахстанское руководство слишком благоволит к ОТГ, в адрес которой за последнее время им было озвучено множество лестных слов. В частности, Токаев уверен, что роль Организации тюркских государств значительно возросла в 2022 г. и Казахстан крайне заинтересован в дальнейшем развитии сотрудничества и выходом её на принципиально новый уровень с укреплением силы и авторитета в мире.

Похоже, в Казахстане ещё не до конца осознают, что же скрывается за яркой вывеской этой замечательной тюркской семьи, а также какие скелеты в шкафу прячут его турецкие братья.

А Анкара тем временем не дремлет и в своем стремлении сделать «одну нацию из шести» готовит для своих центральноазиатских друзей мину замедленного действия, мечтая в скором времени сформировать военный альянс, включающий все тюркоязычные страны.

Видимо, Турцию очень вдохновили результаты рейтинга Global FirePower – 2022, в котором достаточно сильной была признана армия Узбекистана (62-е место), за ней Казахстан – 63-е место, Туркменистан – на 82-м месте, Кыргызстан – на 107-м, Таджикистан – на 120-м.

При этом турки не сильно мелочатся, испытывая острое желание организовать сильную объединенную армию численностью в 10 млн солдат, что, безусловно, предполагает очевидное покровительство США с созданием в Центральной Азии стратегически важного для стран НАТО плацдарма, каковым в свое время была ныне утерянная площадка в Афганистане.

Так, в конце прошлого года они умудрились провести совместные учения военнослужащих стран – членов Организации тюркских государств в турецком учебном центре войск специального назначения в городе Испарте. В военных манёврах принимали участие военнослужащие Турции, Азербайджана, Турецкой республики Северного Кипра, Казахстана, Киргизии, из них два последних государства, между прочим, являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В данном контексте надо отдать должное проницательности и дальновидности Узбекистана и Туркменистана, которые дистанцировались от подобного мероприятия, несмотря на долгие и настойчивые приглашения турецких друзей.

А терять странам ЦА есть что... Центральноазиатской пятерке следует понимать, что Турция, как член НАТО, прежде всего, является марионеткой в руках Вашингтона. И за красивыми самонадеянными обещаниями Р. Эрдогана, что «скоро Солнце вновь будет восходить с Востока», скрывается, по сути, желание США прочно обосноваться на территории ЦА, сформировав там армию по стандартам НАТО.

Конечно, здесь американцы преследуют ключевую цель: полностью оттеснить Россию от пятерки не только в рамках ОДКБ, ШОС и ЕАЭС, но и прекратить их сотрудничество во всех сферах деятельности.

И почему-то в столицах стран ЦА совсем не вспоминают о том, как во время кровавого января 2022 г. в Казахстане весь мир увидел, что только Россия способна всполошить страны-члены ОДКБ и оперативно ринуться вызволять попавшего в беду союзника.

Хотя, наверное, здесь стоит призадуматься не столько англосаксам, сколько находящейся в восхищении от ОТГ Астане, которая в настоящий момент, похоже, немного заигралась в многовекторную политику, пытаясь поймать сразу двух зайцев. Например, Казахстану стоит оценить такие недавние действия Анкары, как продажа Кыргызстану турецкого ударного оперативно-тактического средневысотного беспилотного летательного аппарата «Байрактар» модели «Акынжы». Теперь на вооружении у Бишкека БЛА, напрямую контролируемые Турцией, то есть она способна развернуть купленные беспилотники против самого Кыргызстана.

В то же время сама Анкара покупает у России зенитные ракетные системы С-400 и не намерена от них отказываться даже из-за сильного давления США, поскольку осознаёт, что вся техника НАТО не может наводиться на другое вооружение стран - ее членов.

В конечном счете ЦА-пятерке надо осознать, что, хотя тюркские страны на протяжении тысячелетий оставались центром культуры и цивилизации, им не удастся конкурировать с другими более мощными объединениями.

На данный момент, согласно статистическим данным, все население тюркских государств составляет около 150 млн человек, общая площадь – 4,5 млн кв. км, объем ВВП оценивается примерно в 1,5 трлн – 13-е место в мировой экономике. Кроме того, для формирования сильной армии Великого Турана необходима полная интеграция как в политической, так и в экономической и иных сферах, поскольку военно-стратегическое партнерство является финальным аккордом любого объединения.

Поэтому данный футуристический замысел президента Турции Эрдогана возродить Османскую империю с былой мощью, в итоге заставив считаться весь мир, особенно такие крупнейшие державы, как Россия и Китай, явно обречен на провал.

Хотя Анкара и необычайно активизировалась в рамках «исторических» границ Османской империи, она должна понимать всю утопичность её планов.

Представляется, что относиться к Великому Турану стоит как к личной пиар-акции Эрдогана. Недаром же лидер партии националистического движения Турции Девлет Бахчели недавно подарил ему карту «Тюркского мира», в которой не постеснялись, помимо стран-членов ОТГ, прихватить «красным цветом» 20 субъектов Российской Федерации.

Марат Нургожаев, по материалам: Ритм Евразии