Судьба империи (I)

Исторические вопросы к 410-летию империи Романовых

1. Династия Романовых или "Дом Романовых"?

Сто десять лет тому назад, в 1913 году, в Российской империи пышно праздновалось трёхсотлетие династии Романовых, вспоминались события 1613 года, когда царём России Земским собором, заседавшим в Москве в январе-марте того года, был избран боярин Михаил Фёдорович Романов. Однако сразу же здесь проходит одна неточность, очень существенная неувязка, которая многое ставит под сомнение. Официально празднества 1913 года именовались как трёхсотлетие "Дома Романовых" - дома, а не династии, что очень важно. В чём же принципиальное отличие здесь?

Дело в том, что сами представители династии Романовых, в начале XX века, прекрасно осознавали, что никакими Романовыми они не являются, что их предки были немецкими князьями и герцогами, а их кровная связь с Россией весьма условна. Однако само родовое имя Романовых для царствующего в России семейства, видимо, было очень значимым, своего рода "брендом", как принято сейчас говорить, а значимость его была так велика, что отказ от него был равен отказу от легитимности, от "права на власть", подкреплённого многовековой традицией. Однако вернёмся, всё же, именно к "династии" Романовых и посмотрим, когда же она прервалась на самом деле, кто был последним Романовым на престоле?

В 1761 году скончалась императрица Елизавета Петровна Романова, "дщерь Петрова", отец которой всемогущий царь Пётр Алексеевич Романов, провозгласил себя первым российским императором. Так уж судьбе было угодно, что именно Елизавета и была в действительности последней подлинной Романовой на престоле. У её отца Петра Алексеевича, могущественного Петра I, внука первого царя из династии Романовых Михаила, трудно складывалась семейная жизнь. Первой его женой была боярыня Евдокия Лопухина, родившая ему сына Алексея. Но занятый бесконечными хлопотами по реформированию России, учёбой за границей, военными походами, строительством новой столицы города Санкт-Петербурга, и множеством других неотложных дел во взбудораженной стране, Пётр упустил дело воспитания сына и тот рос под присмотром своей старомосковской боярской родни, достаточно враждебно смотревшей на все новины, что вводил в России беспокойный царь-реформатор. В результате Алексей Петрович вырос человеком, отрицательно относящимся ко всей деятельности своего отца. Раскол между отцом и сыном рос и углублялся и вот в 1717 году Алексей Петрович бежал за границу под покровительство австрийского императора. В результате ловкой дипломатической операции, осуществлённой сподвижником Петра графом Петром Толстым (кстати, предком нашего великого писателя Льва Толстого), царевич Алексей был возвращён в Россию и здесь его отец совершил преступление... одно из тех роковых преступлений, что меняют историю целых народов. Великий Пётр казнил своего сына в июне 1718 года, поставив тем самым фактически крест на судьбе династии Романовых. Не знаю, говорил ли царевич Алексей своему свирепому отцу те слова, что вложены в его уста писателем Дмитрием Мережковским в трилогии "Христос и антихрист": "Коли казнишь меня, то падёт моя кровь на всех потомков наших от главы к главе, вплоть до последнего царя". Но так и случилось - дорого обошлось династии Романовых это страшное злодейство, совершённое Великим Петром; мы видим, что после того четыре представителя царствующего дома (находящихся на престоле, или имевших право на престол, а именно: Пётр III, Иван Антонович, Павел I, Александр II) были убиты, а последний царь Николай II погиб со всей своей семьёй. Погиб и его брат великий князь Михаил Александрович, последний из Романовых, кто мог бы стать царём.

Убив своего сына, Пётр прервал наследование в своей династии по мужской линии. Другой его сын, рождённый от второй его жены литовки Марты Скавронской, получившей в православном крещении имя Екатерины, царевич Пётр умер в малолетстве. Осталось у Петра ещё две дочери от Екатерины – Анна и Елизавета. Анну отдали замуж за герцога Голштинского, а Елизавета воспитывалась при дворе своего отца, после его кончины в 1725 году - у матери, а после и её кончины была отправлена в Москву и близко ко двору долгое время не допускалась, воспитываясь среди незнатного народа. Возможно, это и стало причиной её сближения с простым украинским казаком Алексеем Розумом, ставшим впоследствии блистательным графом Разумовским. У Елизаветы и Разумовского, по некоторым сведениям, были дети, но они не обладали правом престолонаследия, так как брак этот был тайным. Впоследствии одна европейская авантюристка, неизвестного происхождения, скорее всего полячка, выдавала себя за дочь Елизаветы и Разумовского и под именем принцессы Владимирской или княжны Таракановой волновала умы в Европе. Она была выкрадена из Италии графом Алексеем Орловым и привезена в Петербург, где и скончалась в одной из секретных камер Петропавловской крепости.

Царевич Алексей, казнённый своим отцом, умер не бездетным. У него остался сын Пётр, рождённый от брака с немецкой (брауншвейгской) принцессой Шарлоттой из династии Вельфов. После смерти Петра I и Екатерины, их сына Петра, только этот внук Петра Великого и остался последним мужским представителем царствующей династии. Он и был провозглашён царём под именем Петра II, но правил недолго. Виноваты в том были братья князья Долгорукие, которые пользовались подавляющим влиянием на молодого 14-летнего царя, свели его со своей сестрой Екатериной и намеревались как можно быстрее устроить этот брак. Царский двор переехал в Москву, но за полгода до свадьбы юный самодержец простудился, заболел воспалением лёгких (по другим сведениям – оспой) и умер в январе 1730 года, оставив ни с чем свою "государыню-невесту", как называли уже тогда княжну Долгорукую. Казалось, династия Петра Великого закончилась. О Елизавете, молодой девице, никто не вспоминал, но вспомнили, что ведь у Петра I был брат по отцу - царь Иоанн Алексеевич, который хотя и считался слабоумным, но был женат и имел детей. Его дочь Анна Иоанновна была отдана замуж за герцога Курляндского и пребывала в Митаве, после кончины своего супруга. Известно было уже тогда в Москве, что она крутит роман с неким герцогским конюхом Бироном (а может быть - Биренем - по-латышски) и потому, когда к ней обратился Верховный Тайный совет, как называлось тогда фактическое правительство России, состоящее из наиболее знатных вельмож, с предложением занять пустующий престол Романовых, то с неё была взята подписка, что она порвёт с Бироном и вообще - власть её будет ограничена властью Верховного Тайного совета, который она не имела права распускать. Однако, заняв престол, Анна быстро показала свой крутой нрав и "верховники", как насмешливо называли членов этого правительства, скоро отправились в места отдалённые, или даже были казнены.

В России на десятилетие установилась ночь "бироновщины" – один из самых мрачных периодов нашей истории, сравнимый, разве что, с десятилетием 90-х годов XX века, когда после расстрела уже законно избранного Верховного совета, Россия погрузилась в ночь "ельцинщины", всем нам памятную, когда население нашей страны сократилось на 15 миллионов человек. Интересное сопоставление, но при Анне Иоанновне, как и при Ельцине, финансовая система России была разрушена полностью, процветала коррупция и взяточничество, чудовищные афёры и насилие над народом. Как при Ельцине, так и при Бироне в России процвело такое явление, как невыплата месяцами и годами (!) жалованья и заработной платы госслужащим, военным и рабочим, в то же время росли как на дрожжах миллионные и миллиардные состояния новоявленных нуворишей и воров всех мастей. Недобрую память оставила после себя Анна Иоанновна и её немецкие советники, окружающие "милого друга" Бирона, так же как и ханыга Ельцин с его "чикагскими мальчиками" из госдепа США.

Вот почему смерть этой царицы в 1740 году, а потом и переворот, устроенный гвардейцами в 1741 году, помнящими ещё деяния славного Петра, был воспринят всем российским общество положительно и судьба племянницы Анны Иоанновны (дочери её сестры Екатерины Ивановны, отданной замуж за мекленбургского герцога Леопольда) - Анны Леопольдовны (Анны II) и её сына Иоанна Антоновича, коронованного на русский престол под именем Иоанна VI, мало кого интересовала. На престол вступила Елизавета Петровна, а царевича (формально даже царя, хотя и младенца) Иоанна заточили в Шлиссельбургскую крепость, где дни его и закончились. В сырой камере он был убит своими тюремщиками, когда его попытался освободить офицер Мирович в июле 1764 года, уже при императрице Екатерине II. Итак, все представители династии Романовых были истреблены в результате многочисленных дворцовых переворотов и заговоров середины XVIII века. А после смерти императрицы Елизаветы Петровны династия Романовых, род Романовых, если говорить точнее, прекратил своё существование, как по мужской, так и по женской линии.

2. Право на власть.

Тут бы и закончится истории Романовых в России, но вышла одна закавыка, во многом определившая дальнейшую судьбу власти в России. Закавыка эта была указом от 1722 года царя Петра Великого о порядке престолонаследия. Указ этот определял, что прежний порядок наследования престола - от отца к сыну, отменялся, и царствующий монарх получал право самому назначать себе наследника. Тут всё понятно, Пётр желал, чтобы сын царевича Алексея, его внук Пётр Алексеевич, не смог бы претендовать на престол в обход его Петра второго сына от Екатерины - малолетнего Петра Петровича. Но, как мы видим, малолетний Пётр Петрович не выжил, внука своего Пётр I не любил, с женой своей Екатериной рассорился (она изменила мужу), старшая дочь Анна была отдана замуж в Голштинию, другая Елизавета была ещё мала и ветрена... Престол передавать было некому. Царь Пётр так и умер в мучениях, успев сказать перед смертью два слова: "Отдайте всё..." - и умер.

Но указ его действовал, следующие правители России сами назначали себе наследников, не считаясь со степенью отдалённости родства. Так и Елизавета "назначила" наследником российского престола своего племянника, сына герцога голштинского Карла Петра Ульриха, ставшего в России Петром III. То, что он был внуком Петра I, сыном его дочери Анны, ничего здесь не меняет - Романовым он по своей фамилии не был, а был по своему отцу чистой воды немцем, представителем Голштейн-Готторпской династии. Но воля императрицы была неоспорима, указ Великого Петра действовал и потому новоявленный наследник, наречённый Петром Фёдоровичем при православном крещении, был, как бы, принят в "Дом Романовых", стал, так сказать, приёмным Романовым. С него, и его жены, урождённой немецкой принцессы Анхальт-Цербстской – будущей Екатерины II, фактически, началась новая династия - условных Романовых, людей, принятых в "Дом Романовых", не по праву родового наследования, а по воле высшей власти. Вот потому и праздновалось в 1913 году не 300-летие династии Романовых, а 300-летие "Дома Романовых" и это было совершенно честно.

Таким образом, можно говорить о двух династиях - условно назовём их Московской (вплоть до Елизаветы Петровны) и Петербургской (начиная с Петра III). Две династии, но объединённые под крышей одного "Дома Романовых".

Однако, почему петербургской династии так важно было сохранить за собой имя Романовых? Что за магия была у этого имени? Магию этому имени придали события 1613 года, 410-летие которых мы отмечаем в этом году. Первый царь династии Романовых боярин Михаил Фёдорович был избран царём России на всенародном Земском соборе, по согласию всего общества. Власть ему была доверена всем народом и не только ему, а и его потомкам. Не только по Божьему произволению, а и по "человеческому хотению", по великой народной воле Россия была передана в управление семейству Романовых. Этим определялась та священная легитимность, та харизма власти, что пребывала над домом Романовых и быть причисленным к этому дому, означало для петербургских царей иметь право на власть, освящённую Богом и утверждённую народом русским.

Вот почему на "ура" была принята царским семейством опера Глинки "Иван Сусанин", рассказывающая о событиях 1613 года, но царь Николай I сделал существенную поправку - опера по его высочайшей воле была переименована в "Жизнь за царя". Очень уж важно было царствующему дому утвердить в обществе идею о народе, призвавшим Романова на престол и готового жертвовать за него даже жизнью. Собственно этой народной волей и держался все 300 лет у власти дом Романовых, а чем же отплатили Романовы русскому народу за это высокое доверие?

3. Романовы - "хозяева земли русской"?

Начнём с того, что Романовы - изначально не русская династия по своим отдалённым предкам. Основоположник этой династии некий Гландо Камбила (или Камбилла), выходец из Пруссии, по преданию - потомок рода прусских королей, уступивших свою землю немецким рыцарям-крестоносцам ещё в XII - XIII веках, и приехавший в Новгород 1287 году, где была даже Прусская улица. Был крещён именем Иван, а его сын, получивший имя Андрей Иванович Кобыла (так по-русски переиначили западное имя Камбила) был первым точно известным основателем династии. Он поселился на Москве и служил князю Ивану Даниловичу Калите (внуку Александра Невского). Не потому ли и сами бояре Романовы, были известны в старой Москве, как боярский род, испытывающий сильное западное влияние, и во многом бывший проводником этого западного влияния на внутриполитическую жизнь в Московском государстве. Примечательный факт, но даже известный в истории России "вор" Гришка Отрепьев, принявший на себя имя последнего сына царя Иоанна Грозного - Дмитрия Иоанновича, ярый проводник польско-католической политики, был изначально служилым человеком в московской усадьбе бояр Романовых на Варварке. После Андрея Кобылы род этот не раз менял своё родовое имя. Звались они и Кошкиными и Захарьиными, и Юрьевыми, но всегда близко стояли к московскому престолу, чаще всего представители этого рода были воеводами, дипломатами, придворными. Окончательно свою фамилию Романовы они получили от окольничего царя Иоанна Грозного - Романа Юрьевича, известного воеводы, скончавшегося в 1543 году. Дочерью Романа Юрьевича была Анастасия Романовна, избранная молодым царём Иоанном себе в жёны. Породнившись с царским домом Рюриковичей, эти бояре, которые звались до того Захарьиными-Юрьевыми, приняли на себя имя Романовых, ведь Романовой (то есть дочерью Романа) была сама царица Анастасия. А её братом был боярин Никита, значит теперь уже царский шурин. С него этот род высоко стал у московского престола, опередив другие, более знатные роды. Сыном Никиты был племянник Анастасии Фёдор Никитич Романов (будущий патриарх Филарет), а его сыном уже был Михаил Фёдорович Романов - основатель новой царской династии.

Таким образом, права на престол, после пресечения династии Рюриковичей, у Романовых были, их родство с Фёдором Иоанновичем - последним царём этой династии, сыном Грозного и Анастасии, неоспоримо. Другие, более знатные боярские и княжеские роды всё же не стояли в родственно-семейном отношении так близко к последним царям из рода Рюриковичей. Поэтому выбор Михаила Романова на царствование в 1613 году был предопределён. Впоследствии, уже в XVII веке, для упрочения своих прав на царствование в "Третьем Риме" (коим признавалась Москва) была сочинена красивая легенда, что предок Романовых прусс Камбила был потомком аж самого брата римского императора Октавиана Августа, некоего Пруса, который якобы получил во владение область у Янтарного моря, обосновался там со своими римскими легионерами, от него и пошёл народ пруссов.

Красивая легенда, ничего не скажешь, но здесь характерно то, что уже вторая царствующая династия на Руси не признавала себя русскими по происхождению. Иоанн Грозный считал себя потомком варяга Рюрика, выходца из немецких земель; Романовы считали себя потомками пруссов, народа балтского корня, родственного литовцам, и возможно, что осознание себя неким чужеродным телом в России заставляло царей этой династии с высокомерием смотреть на простой русский народ, считать его не совсем полноценным, что ли... Во всяком случае, Романовы во все времена своего правления довольно бесцеремонно обращались с простым народом, окончательно закрепостили его и держали в крепостном рабстве почти 250 лет из 304 лет своего царствования (1613-1917).

Но если первый царь династии Михаил Фёдорович Романов отличался тихостью своего нрава и немало сделал для выволакивания России из состояния смуты, во всём советуясь с Земскими соборами, которые при нём собирались регулярно, то уже его сын Алексей Михайлович (несмотря на прозвище "Тишайший"), был человеком с очень далеко идущими планами. Он первый, по сути, сделал шаги в направлении превращения России из Московского государства во всесветную империю. Конечно, его шаг по воссоединению России и Украины в 1653 году, закреплённый специальным решением Земского собора, нельзя не признать положительным, но последовавшая за тем многолетняя война с Польшей и Швецией снова разорила Россию. Далее последовала уже совершенно безумная церковная реформа (т.н. "исправление книг"), которая привела к ужасающим последствиям. Раскол русского народа по религиозному признаку, когда официальная версия православного обряда (т.н. "никонианство" - по имени инициатора реформы властолюбивого патриарха Никона) силой, как говорится, "огнём и мечом" вводилась в сознание верующего русского народа. Поставьте себя на место праведных русских людей, которые веками молились Богу по освящённому всем авторитетом веры и древних святых обряду, и которые должны были теперь, по приказу "сверху", молиться как-то иначе! Ничего более безумного придумать было невозможно. Кровь рекой потекла по русской земле, в пламени пожаров погибали сотни, тысячи селений - это верующие русские люди предпочитали сжигать сами себя, но не поддаваться "царю-антихристу", как с пламенных слов протопопа Аввакума, яростного борца за старую веру, стали теперь называть царя. Если добавить к этому ярмо крепостного права, которое всё туже затягивалось на шее простого народа, то становится ясно, что путь к падению династии Романовых начался с тех времён.

Сознание русского народа исказилось. Героями его дум, часто облечённых в эпическую песенную форму, становятся уже не добрый православный царь, честные бояре и подвижники веры, а лихие разбойнички, сорви-головушки, которые умеют и попить, и погулять, да и "царёвым слугам головы поотшибать". Русский национальным героем на века становится «Че Гевара XVII века» удалой разбойник Стенька Разин. Начинается великое противостояние народа и власти, которое проходит потом красной линией через все времена царствования Романовых - вплоть до последнего царя, Николая Александровича, который, может быть, меньше всего был в этом виноват, хотя и написал в анкете переписи 1897 года, в графе должность - "Хозяин земли русской"!

(Продолжение следует)

Станислав ЗОТОВ