Различные аспекты азербайджано-израильского военно-технического сотрудничества, о котором мы подробно писали в предыдущей публикации, время от времени привлекают внимание региональных СМИ, полностью подтверждая ставшую широко известной благодаря Wikileaks формулировку Ильхама Алиева об «айсберге, который на девять десятых скрыт от посторонних глаз». Рассмотрим лишь некоторые из них, недавние по времени, что, на наш взгляд, позволит также отчасти объяснить резко ужесточившийся градус антииранской риторики к северу от Аракса.
За последние семь лет 92 грузовых рейса азербайджанской авиакомпании Silk Way Airlines приземлились на авиабазе Овда – единственном аэродроме в Израиле, через который в страну и из неё могут доставляться взрывчатые вещества, сообщает в своём недавнем расследовании ведущее издание Haaretz. Согласно источнику издания, очередной грузовой самолет приземлился 2 марта на военном аэродроме Овда к 60 километрами севернее Эйлата. После двух часов на земле видавший виды Ил-76 взял курс через воздушное пространство Израиля, Средиземноморья и Турции к пункту постоянной приписки – Баку.
Silk Way – одна из крупных грузовых авиакомпаний в Азии, являющаяся, как следует из официальных документов, тесно сотрудничающая с военными ведомствами многих государств. Грузовые самолёты Boeing 747 выполняют три еженедельных рейса между Баку и Тель-Авивом, и 2022 году Silk Way вышла на третье место среди иностранных перевозчиков (по объему грузов) в международном аэропорту Бен-Гурион, через который переброска взрывчатки запрещена по соображениям безопасности. И в этой связи, как выяснили авторы расследования, неудивительно наличие ещё одного, не вполне обычного для гражданских грузовых самолетов места назначения – того самого аэропорта Овда. Помимо Silk Way, лишь редкие лайнеры из Восточной Европы, перевозившие взрывчатку, приземлялись и вылетали оттуда. В 2017 году вспыхнул небольшой скандал после расследования болгарской журналистки Диляны Гайтанджиевой о предполагаемой перевозке самолётами прописанной в Баку авиакомпании оружия сирийским террористам под прикрытием дипломатического иммунитета (1).
Одним из проявлений особо тесных связей с Израилем можно считать подписанное в октябре 2013 года главой Управления гражданской авиации Гиором Роммо исключение, разрешающее самолетам Silk Way перевозить грузы взрывчатых веществ, «классифицированных как опасные материалы, запрещенные к полетам», из Увды на военный аэродром на окраине Баку, пишет Haaretz. Соответствующий документ, опубликованный на официальном сайте Управления гражданской авиации, требует строгих условий безопасности и включает список азербайджанских воздушных судов, которым разрешено перевозить взрывчатые вещества из Увды в Азербайджан. С момента выдачи разрешения самолеты Silk Way и некоторых других компаний приземлялись в Увде почти 100 раз, причём всплески рейсов из Баку и обратно пришлись на середину 2016, конец 2020 и конец 2021 года, совпадая с периодами боевых действий в Нагорном Карабахе. Некоторые из этих рейсов приземлились на юге Израиля с позывными Министерства обороны Азербайджана. В 2016 году Silk Way было предоставлено ещё одно исключение и разрешено продолжать полёты, даже несмотря на несоответствие её самолётов израильским стандартам авиационного шума – «только для того, чтобы они могли продолжать летать в Увду». Многочисленные официальные отчеты, заявления и видеозаписи свидетельствуют об экспорте Израилем на берега Каспия самого широкого спектра вооружений – от штурмовых винтовок Tavor до суперсложных систем, включая радары, систем ПВО, противотанковых и баллистических ракет, широкого спектра беспилотников и дронов камикадзе, оказавшихся осенью 2022 года в «незаслуженной» тени пресловутых «Байрактаров».
Израильские партнёры делились с Баку передовыми разведывательными технологиями, такие как системы мониторинга связи от Verint и ставшими широко известным программным обеспечением Pegasus от NSO Group, широко использовавшимся и в целях внутренней политики (контроль за оппозиционными настроениями). Возможно, утверждение Haaretz о пости 70 «израильских» процентах в импорте Азербайджаном оружия и выглядят некоторым преувеличением, однако предположения ряда экспертов о закупках Баку ряда российских систем вооружений как о некоей операции прикрытия и «успокаивающего» Москву фактора, возможно, не столь уж безосновательны…
Фрагменты кассетных боеприпасов израильского производства, использовавшиеся Азербайджаном при обстрелах гражданских кварталов Степанакерта осенью 2020 году, публиковались в расследовании Human Rights Watch, усилив напряжённость и недоверие в армяно-израильских отношениях. Сообщалось также, что ближе к окончанию военных действия в 2020 году именно батарея Barak сбила предположительно запущенную армянской стороной баллистическую ракету «Искандер». «Умелое использование Вооруженными силами Азербайджана высоких технологий и высокоточного оружия, в том числе произведенного в Израиле, в частности беспилотных летательных аппаратов, сыграло важную роль в достижении военной победы. Я уверен, что наши двусторонние связи будут еще более укреплены и углублены в различных областях после Отечественной войны», – заявил в апреле 2021 года в интервью газете Israel Hayom министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов.
В начале марта Ильхам Алиев встречался с министром разведки Израиля Гилой Гамлиэль, а через несколько дней официозное агентство APA сообщило о задержании 32 человек, якобы совершавших «акты саботажа и разрушения под видом религии… Следователи установили, что они организовали продажу наркотиков, целенаправленно отправляемых из Исламской Республики Иран, и использовали полученную огромную сумму денег для пропаганды религиозного радикализма в Азербайджане и финансирования другой подрывной деятельности». Сразу стоит отметить, что утверждения о якобы целенаправленном распространении наркотиков иранскими вызывает большие вопросы. 11 марта министерства иностранных дел и обороны Азербайджана рассказали о беспосадочном полёте самолёта ВВС Ирана по линии большей части азербайджано-иранской границы от Зангиланского до Билясуварского района и обратно. Полёт был обычным и проходил на территории Ирана, ответил через два дня представитель МИД Ирана Н. Канаани. Шумно протестуя и вызвав иранского посла для вручения ноты протеста, Баку «действовал не по доброй воле» и «выходит за рамки нормальных отношений между странами, особенно соседними». В начале апреля стало известно о высылке из Баку очередных 4 иранских дипломатов, и скорее всего процесс продолжится до тех пор пока таковых не останется почти или не останется вовсе.
Если верить некоторым сообщениям, Баку дал добро на создание на территории Азербайджана передового оперативного управления израильской разведки «Моссад» с широким функционалом слежения за иранцами в обмен на «в обмен на оружие из Израиля» (в этом контексте, вполне объяснимы и цели столь возмутившего Баку полёта иранского самолёта). В ходе интервью The Times ещё в 2012 году некий агент «Шимон» рассказал о значительном, но незаметном присутствии людей «Моссада» в Азербайджане: приграничный с Ираном регион, расположенный всего в нескольких часах езды от столицы Баку, скорее всего, исключительно важен с точки зрения операций израильских спецслужб. Конфиденциальные документы, относящиеся к ядерной программе Ирана, предположительно ушли в 2018 году именно через Азербайджан: тогда иранские власти арестовали десять человек, подозреваемых в связях с «Моссадом», обвинявшиеся в нападении на сотрудников иранских спецслужб в провинции Западный Азербайджан. Участникам шпионской сети, действовавшим в Западном Азербайджане, Тегеране и Хормозгане под кураторством офицеров разведки с ореолом одной из влиятельнейших в мире, были предъявлены обвинения в поджоге домов и автомобилей служб безопасности Ирана и в попытке убийства сотрудников разведки.
Кроме того, Баку якобы подготовил аэродром для оказания помощи в случае, если дорогие партнёры решат-таки атаковать иранские ядерные объекты. Присутствие ВВС Израиля на аэродромах севернее Аракса укрепило бы их возможности к нанесению ударов по целям в Иране, сокращая обратный путь и исключая необходимость дозаправки в воздухе. И «Моссад», и Silk Way Airlines – неотъемлемые составляющие «стратегического разведывательного и военного партнерства между Израилем и Азербайджаном», направленного против Ирана и имеющего тенденцию к расширению. Соответственно, Тель-Авив будет и далее обходить формальные эмбарго и санкции, обеспечивая военные нужды Баку, а заодно – расширяя влияние и обретая в Азербайджане дополнительные возможности.
Как свидетельствуют периодические удары по секретным базам «Моссада» в районе Эрбиля, на определённом этапе ответ Ирана может быть весьма жёстким, однако, похоже, и у Израиля не остаётся иного выбора, нежели чем пытаться перенаправить острейший общественный кризис в русло «экзистенциального» противостояния с соседями. Таким образом, несмотря на позитивные тенденции последних недель, безопасность и стабильность в регионе и далее будет подвергаться вызовам и рискам, делая постсоветские страны Кавказа заложниками геополитического авантюризма и этнорелигиозных фобий.
Александр Григорьев
Примечание
(1) Грузовая авиакомпания, предположительно ранее связанная с правящей в Азербайджане семьёй, получила несколько выгодных контрактов от вооруженных сил США, утверждают авторы расследовательского проекта OCCRP. В их числе – кредит на 419,5 миллионов долларов в виде кредитов от Экспортно-импортного банка США закупки трёх грузовых «Боингов». В 2014-2017 гг. Silk Way якобы выполнил 350 секретных рейсов, нелегально перевозя сотни тонн оружия из Болгарии боевикам на Ближнем Востоке, что в самой авиакомпании категорически отрицали, кивая на происки дезинформаторов, «руководствующимися геополитическими мотивами». Помимо Пентагона, Boeing и Boeing Global Services, в круге деловых партнёров Silk Way – министерство обороны Канады, бундесвер, французская армия и сама ООН.