О пятилетней годовщине «бархатной революции» в Армении ныне если и вспоминают, то не столь уж часто и в тонах куда менее восторженных, чем через год или через два после того, как памятной весной 2018 года под бурное ликование заполнивших центр Еревана восторженных толп Никол Пашинян провозгласил: «Либо я буду премьером, либо в Армении премьера не будет!»
И вот пересевшие с велосипедов в сопровождаемые полицейской охраной дорогущие внедорожники «бархатные революционеры» уже практически пять лет находятся у власти, но большинство обещаний так и не выполнены; некоторые же выполнены «с точностью до наоборот». В Армении стремительно растет бедность, и многие прогнозы говорят о том, что в самый короткий срок в республике её уровень составит около 40%. Да, армянская экономика, пятая часть которой, согласно данным Статкомитета, пребывает в тени, это экономика парадоксов, сочетающая заметный рост и повышение уровня бедности.
«В условиях пограничной нестабильности, уязвимости системы безопасности РА, краха миропорядка десятки тысяч граждан РА покупают квартиры, тысячи инвесторов строят квартиры. Почему они это делают? По моей оценке, это может означать одно: люди поверили в мирную повестку правительства, они верят в то, что будет мир и у них будет возможность жить счастливо и творить на своей родине, иначе не было бы смысла покупать или построить квартиру. Люди верят в лозунг правительства "Апага ка"», – рассказал 18 апреля в парламенте Никол Пашинян, в очередной раз записав себе в заслугу то, что ею вовсе не является. Рациональное объяснение росту экономики по отдельным направлениям кроется в потоке релокантов из России, Украины и других государств, во многом вынужденно перебравшихся в Армению и перенесших сюда свой бизнес, а также приехавших со своими деньгами, так или иначе пополняющими бюджет РА.
Разумеется, правительство Пашиняна сегодня пытается использовать этот фактор и показать свою серьёзную заслугу в процессе роста экономики, однако на самом деле это не более чем очередная манипуляция. Перед действующей властью стоит задача уже сейчас думать, что она будет делать с экономикой, когда релоканты в силу тех или иных обстоятельств покинут Армению – ведь это может привести к негативному эффекту, в то время как страна может быть к этому не готова.
Между тем бедность в Армении продолжает расти, так как возможности, которые возникли в результате притока релокантов, появились у вполне конкретной части населения, специализирующейся на предоставлении услуг: туристический, ресторанный бизнес и т.д. Остальные же, а это большая часть граждан, продолжают нищать, так как власти вопреки своим обещаниям не смогли, да и не стремятся решать базовые социально-экономические проблемы в стране.
Именно на этом фоне команда Пашиняна готовится к предстоящим очередным выборам в совет старейшин Еревана, которые должны состояться в сентябре текущего года. Выборы в совет старейшин определят ту политическую силу, которая по факту возьмет большинство в управлении столицы страны. Кроме того, по итогам выборов будет понятно, кто станет мэром города.
Из официальных источников известно, что кандидатом от «партии власти» на ереванских выборах является Тигран Авинян, который возглавит партийный список «Гражданского договора» и будет бороться за голоса ереванцев. С этой целью Авиняна назначили первым вице-мэром Еревана, что позволяет ему уже набирать политические очки и проявлять накануне предстоящих выборов немалую активность. Статус вице-мэра дает возможность Авиняну проводить свою неофициальную предвыборную кампанию за несколько месяцев до выборов с использованием административного ресурса, а после принять участие уже и в официальной предвыборной агитации, которая продлится 28 дней.
Наряду с властью своё решение принять участие в ереванских выборах озвучили ещё несколько политических сил. Как представляется, желающих будет достаточно: ожидается, что в выборах примут участие не менее десяти политических партий и групп. Напомним, в прошлых ереванских выборах 2018 года участвовали 12 политических сил.
Самое главное, что ереванские выборы предполагают только «партийное» выдвижение; самовыдвиженцы отсутствуют. Таким образом, борьба развернётся между партиями и блоками, а значит, с учётом немаловажной роли и места столицы в жизни республики, итоги этих выборов во многом определят политическую повестку республики на ближайшие годы. В совет старейшин проходят минимум три политические силы, а побеждает та из них, которая набирает большинство по принципу 50+1 голос избирателей.
С учётом того, что в Ереване проживает практически половина населения Армении, победить в столице – означает взять власть, потому как после этого победа по всей республике станет для фаворита столичных выборов лишь вопросом времени. Неудивительно, что для команды Пашиняна победить в Ереване является сейчас важнейшей внутриполитической задачей, на решение которой будут брошены все имеющиеся ресурсы.
Действующая парламентская оппозиция пока не приняла решение по участию в выборах, но едва ли блок второго президента Роберта Кочаряна «Армения» и Республиканская партия Сержа Саргсяна проигнорируют ключевое событие «внутриполитического» 2023 года. Шансов у действующей парламентской оппозиции может быть больше, если они выступят единым фронтом, сформировав общий список с единым кандидатом в мэры.
Среди участников выборов также будет партия «Страна для жизни» бывшего госминистра Арцаха Рубена Варданяна, предвыборный список которой возглавит Мане Тандилян, бывший министр труда и социальной миграции Арцаха.
Фаворитом на предстоящих выборах является правящий «Гражданский договор» и кандидат в мэры Тигран Авинян. Как и любая власть они располагают административным ресурсом, а также имеют определенное количество сторонников. Однако стоит отметить, что в Ереване позиции действующей власти слабее, нежели в областях республики, а потому сентябрьское голосование станет серьезным испытанием для Пашиняна и его команды.
В случае, если партия Пашиняна и Авинян не наберут большинство, им придется искать союзников и вступать в коалиционные соглашения, но побеждать «варчапету» и компании необходимо любой ценой, потому что проигрыш в Ереване однозначно станет началом конца действующей власти.
Конечно, многое здесь зависит от конкретных внутриполитических раскладов непосредственно накануне выборов, а также от того, кто именно будет выдвигаться на предстоящих выборах. Свои нюансы может привнести и нестабильная обстановка в регионе, постоянное давление со стороны Азербайджана и продолжающиеся локальные протесты в Армении, в частности выступления родственников военнослужащих, погибших в ходе «44-дневной войны» вокруг Нагорного Карабаха осенью 2022 года.
«Мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном реалистично, если обе страны четко, без двусмысленности и уловок признают территориальную целостность друг друга и обязуются сегодня и навсегда не предъявлять друг другу территориальных претензий», – заявляет Пашинян, в очередной раз продекларировав приверженность специфически понимаемой им «мирной повестке», следование которой на практике может привести к новым осложнением, вплоть до потери территорий уже в рамках границ бывшей Армянской ССР, и выдвижению новых требований со стороны официального Баку. Там, уже особо не стесняясь, говорят об Армении как о «Западном Азербайджане».
Не ослабевает давление и со стороны Запада: одна за другой высаживаются в Ереване европейские и заокеанские делегации, требующие прекращения связей с Россией и однозначного, без каких-либо экивоков встраивания Еревана в западные санкционные механизмы, направленные не только против Москвы, но и против Тегерана.
Необходимость усидеть даже не на двух, а на нескольких стульях – на фоне грозовых туч на восточных границах, угрозы де-факто утраты ряда территорий в условиях ухудшающейся социально-экономической обстановки – увеличивают риск ошибок и просто неадекватных действий со стороны властей, которыми, не исключено, попытаются воспользоваться их оппоненты, особенно в случае консолидации и учета прежних ошибок. Получится ли это, покажут ближайшие месяцы.
Ашот Саргсян, по материалам: Ритм Евразии