Польша – Россия: для чего «ясновельможные паны» переименовали Калининград?

Переименование польской Комиссией по стандартизации географических названий за пределами Речи Посполитой российского Калининграда в Крулевец (Królewiec) означает, что отныне в польском языке название Калининград не считается правильным. «Для города с русским названием Калининград рекомендуется использовать исключительно польское название Крулевец и не рекомендуется использовать в польском языке название Калининград», – говорится в распоряжении. Соответственно, Калининградская область в польском языке будет называться Крулевецкой.

Название Калининград польские горе-географы расценили как «навязывание идеологии Русского мира», не преминув обвинить Москву в так называемой информационной войне против Украины и Запада. По мнению Комиссии, это решение «заставляет по-другому относиться к вопросам, связанным с навязываемыми названиями, вызывающих споры и не приемлемых в Польше». Факт «факт присвоения крупному городу, граничащему с польской территорией, имени Михаила Калинина, виновного, в том числе, в вынесении постановления о массовом убийстве поляков в Катынском расстреле, имеет эмоционально негативный характер».

То, что в Варшаве в очередной раз вспомнили нацистскую байку с Катынским расстрелом – вполне показательно, да и другие доводы не менее абсурдные и снелепые. Например, немецкий Лейпциг традиционно называется по-польски Липск. Если Варшава обвиняет Россию в навязывании названия Калининград, который, дескать, на самом деле для поляков Крулевец – тогда Варшаву можно обвинить в навязывании названия Липск, который на самом деле для немцев Лейпциг. И как быть с польскими, но бывшими немецкими городами Вроцлав (Бреслау), Познань (Позен), Щецин (Штеттин), Гданьск (Данциг), Ольштын (Алленштайн) и др.? Алленштайн находится по другую сторону границы от Калининграда. На Руси, кстати, Кёнигсберг называли Королевец.

А как быть с Жешувом, Пшемышлем, Хелмом и Кросно, которые входили в состав древнерусских княжеств и именовались соответственно Ряшов, Перемышль, Холм и Коросно? Поляками они были захвачены более 700 лет назад, т.е. почти в одно время с захватом тевтонцами прусского города Твангсте, который они переименовали в Кёнигсберг.

Польская пресса, повествуя о Калининграде, часто предпочитает вести его родословную с момента оккупации этой земли тевтонцами, с оговоркой «русским город достался только в 1945 году» и уточнением, что в XV в. Пруссия была вассалом польских королей. Последний факт и даёт современным польским экспансионистам повод заявлять, что Калининград, дескать – не российский и не немецкий, а польский. То, что до XV в. и после XVII в. регион ещё и уже не был польским, панов, как водится, не волнует.

Возня польских националистов вокруг топонима Калининград – проявление давних планов овладеть этой западной российской землёй. В состав РСФСР Калининград вошёл согласно международным договорам, завершившим Вторую мировую войну и с полного согласия западных союзников Советского Союза. В условиях нынешнего противостояния НАТО с Россией расположенный на стыке границ Литвы, Белоруссии и Польши полуэксклав, словно гвоздь в ботинке, мешает натовским военным и иным передвижениям в регионе.

По мнению генерала Вальдемара Скшипчака, отражающего умонастроения идейных наследников Пилсудского, Россия оккупирует Калининградскую область. Немудрено – принадлежность этой территории России не позволяет НАТО превратить Балтику во «внутреннее море» альянса. Вынашиваются планы блокировать выход России из Финского залива посредством милитаризации финских Аландских островов, шведского острова Готланда и датского остров Борнхольм, ранее являвшихся демилитаризованной зоной. Однако без контроля над Калининградом эти меры не дают полного эффекта. В 2021 году Швеция и США провели на Готланде военные учения, тренируясь развёртывать артиллерийские системы, способные бить по Калининграду. В 2019 году запрещённым в России Джеймстаунским фондом был опубликован доклад о перспективах военного столкновения между НАТО и Россией, в котором указывалось, что военные силы на территории Калининградской области должна нейтрализовать Польша, к которой, в планах англосаксонских стратегов, и должна будет отойти эта территория.

Пока же, усиленно милитаризируясь, по части так называемой «мягкой силы» Варшава заинтересована в размывании национальной идентичности калининградцев, полагая, что относительно высокий по сравнению с остальной Россией процент католиков и этнических поляков, литовцев, немцев, латышей облегчит задачу. В Калининградской области действуют несколько крупных костёлов, католические священники в большинстве своём наезжают из Польши. Регулярно наведываются в регион и польские дипломаты, но, несмотря на все потуги, о контроле Варшавы над умами калининградцев говорить нельзя. В целом, по уровню общероссийского патриотизма Калининград не отличается от других российских городов, а местные немцы, литовцы, латыши воюют в зоне СВО наравне с гражданами РФ других национальностей.

Тот факт, что польская Комиссия по стандартизации географических названий, подчинённая абсолютно аполитичному по своим функциям Управлению геодезии и картографии, обосновывает принятые решения политическими мотивами, указывает на неуёмное желание Варшавы тем или иным способом завладеть Калининградом и превратиться в лидера Балтийского региона.

«Это даже уже не русофобия, это такие граничащие с безумием процессы, которые происходят в Польше», – так отреагировал на решение польских «географов» пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. На протяжении всей истории «Польша время от времени в это безумие своей ненависти к русским скатывается», причём «Это повторяется на протяжении многих столетий, с XVI-​XVII века и даже раньше. Ничего хорошего для Польши и поляков это не несет». Действительно, исторические уроки одержимой жаждой реванша националистической польской элитой явное не усвоены.

Владислав Гулевич

От редакции. Политически мотивированный топографический кретинизм заразен. Как видно, у депутатов литовского сейма немало свободного времени: двое из них, некие Вилюс Семешка и Пауле Кузмицкене, обратились в Госкомиссию по языку с просьбой уже, так сказать, официально поменять название российского Калининграда на Караляучус: «Давно пора отказаться от советского наследия и не засорять наш язык инородными словами. В знак солидарности с нашими соседями поляками мы призываем не использовать в литовском языке навязанные нам, искусственные названия». В Вильнюсе бывшую Восточную Пруссию полагают, разумеется, исконно литовской землёй. С этой целью в стране на госфинансировании существует организация «Совет по делам Малой Литвы» (СМДЛ), занимается проведением конференций и выпуском агитационных материалов об исторической принадлежности Калининграда Литве. Стоит также напомнить, что границы этой прибалтийской страны с Вильнюсом как её столицей с 1939 года и бывшим восточно-прусским Мемелем – куда более яркое советское политико-правовое наследие. Так что если уж менять – так менять…