Боевики ВСУ могут попытаться открыть в арабской республике ещё один "фронт" против России
12 июня стало известно об очередном инциденте с российскими военнослужащими в северной сирийской провинции Алеппо. По предварительным данным, один человек погиб, трое получили ранения – бронемашина «Тигр» опрокинулась в кювет на дороге между поселениями Харбел и Умм Аль-Хош на территории, подконтрольной «Сирийским демократическим силам». Согласно утверждениям курдских источников, авария произошла после удара беспилотника, возможно, запущенного турками или протурецкими боевиками. По другой версии, имело место дорожно-транспортное происшествие. Между тем, согласно версии российского военного инструктора Олега Блохина, опубликовавшего детальные фотографии с места происшествия, унесшего жизни двух российских военных, наиболее вероятная причина инцидента – подрыв придорожного самодельного взрывного устройства.
Ранее, в апреле 2023 года, из «утекших» в сеть документов американской разведки стало известно о планах Главного управления разведки Министерства обороны Украины организовать удары беспилотниками по объектам российского контингента. Делать это планировалась при посредстве боевиков «Сирийских демократических сил» (СДС), которых должны были обучить инструктора ВСУ. Будучи в курсе планов ГУР Украины, турецкое командование также предлагало наносить удары по российским военным с подконтрольных «СДС» территорий – в ином случае ответ ВС РФ пришелся бы по протурецким боевикам. В декабре 2022 г. Зеленский (и его кураторы) якобы приказали приостановить планирование операций, призванных создать российской армии дополнительные проблемы, включая возможную переброску в Сирию подкрепления из зоны проведения СВО. Представитель арабо-курдских сил заявил, что документы с подрывными планами Киева – фальшивые, и что никакие совместные операции со спецслужбами Украины не планировались.
Возможно, киевский режим мог бы попытаться договориться с определёнными кругами в Турции, убедив их «в целесообразности использования боевиков Идлиба для прямого конфликта с ВС РФ в Сирии» с целью провоцирования очередного кризиса в отношениях между Москвой и Анкарой (очевидно, в интересах не только Киева, но и Вашингтона – Прим. авт.), предполагает Directorate4. Для этого у украинских разведчиков есть свой человек в Идлибе некто Рустам Ажиев, в октябре 2022 года не без содействия Турции прибывший из Сирии на Украину для участия в боевых действиях на стороне киевского режима.
В конце мая стала появляться информация о нескольких авиаударах ВКС России по объектам боевиков после многомесячного затишья, в качестве ответа на теракт в провинции Хомс. Вполне вероятно, что уже в ближайшей перспективе угрозы для российских военных на севере Сирии обретут новое качество. Помимо происков украинских спецслужб, которые едва ли сданы в архив, интернет-издание TheCradle со ссылкой на оппозиционные источники рассказывает о планах американцев сколотить на севере Сирии очередной альянс из вчерашних закляты противников, а именно – вышеупомянутых «Сирийских демократических сил» и контролирующей «Большой Идлиб» запрещённой в России террористической группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» во главе с Мохаммедом аль-Джуляни. США приветствуют объединение регионов северо-восточной и северо-западной Сирии, передаёт 12 июня «про-оппозиционный» канал в репортаже о поездке делегации «ХТШ» на северо-восток Сирии для переговоров с предводителями поддерживаемых американцами «СДС». Согласно источникам Syria TV, «высокие договаривающиеся стороны» обсуждали перспективы «формирования совместной гражданской администрации», если «ХТШ» удастся вернуть контроль над районами, удерживаемые протурецкими боевиками «Сирийской национальной армии». Представители «СДС» заявили, что США приветствуют объединение регионов северо-восточной и северо-западной Сирии, намереваясь использовать военные возможности «ХТШ» против Турции, дабы ослабить военное давление с севера на районы курдской «Рожавы», утверждается в репортаже.
Ранее «ХТШ» пользовались сильной поддержкой Турции и США, особенно после захвата коалицией «революционеров», с помощью поставляемого США и Турцией оружия (включая противотанковые ракеты TOW) весной 2015 года, за полгода до начала российской военной операции 30 сентября, провинции Идлиб. Однако поддержка Идлибу сократилась в 2017 году, когда администрация Трампа прекратила программу ЦРУ Timber Sycamore, нацеленную на свержение «режима Асада» с 2011 года. По мере корректировки внешнеполитического курса Турции в сторону налаживания отношения с Дамаском «ХТШ» начала терять поддержку турецких спецслужб, утверждает TheCradle. Соответственно, появилась потребность в «альтернативных» спонсорах, заинтересованных, со своей стороны, в максимальном затягивании вооружённого противостояния, чреватого негативными последствиями далеко за пределами границ арабской республики. Как сообщают источники Syria TV, «ХТШ» пытается наладить взаимопонимание с «СДС» с тем, чтобы убедить её международных спонсоров снять с группировки статус террористической, вытекающий из её «аль-каидовского» и «игиловского» прошлого. В течение некоторого времени люди аль-Джуляни якобы стремились обеспечить свободу своего передвижения перед лицом давления со стороны Турции, с некоторых пор стремящейся изгнать «ХТШ» с севера Алеппо. Стремясь окончательно легализоваться, хозяева Идлиба предлагают свои услуги «в усилиях по борьбе с терроризмом» совместно с «СДС» при поддержке американских военных, а также в ликвидации конкурирующих вооружённых группировок, расплодившихся в Идлибе в большом количестве. Одновременно обе группировки – и «курдская», и «джихадистская» – выступили с предложениями о переселении миллионов сирийских беженцев на контролируемые ими территории. В значительной степени подобного рода инициативы мотивированы опасениями «быстро развивающегося процесса нормализации отношений между Дамаском и его соседями», – полагает директор Центра исследований Ближнего Востока при Университете Оклахомы Джошуа Лэндис. По его словам, «все соседи Сирии, а также ряд стран Персидского залива хотят отправить сирийских беженцев обратно в Сирию. Они требуют, чтобы Асад принял их обратно, и утверждают, что помогут ему в восстановлении Сирии, чтобы сделать перспективу возвращения приемлемой для большего числа беженцев».
Новый баланс сил на севере Сирии может быть направлен на создание дополнительных проблем не только России, но и Турции, спецслужбы которой традиционно опекали Идлиб в последние годы, а через них – склонить администрацию Эрдогана к более тесному сотрудничеству с Америкой. Эта идея находить отклик у некоторых авторитетных экспертов, продвигающих идею взаимовыгодного турецко-американского сотрудничества в Сирии. Предлагаемая ими «дорожная карта» предполагает формирование совместной сферы влияния, поддержку «местных политических и военных структур в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН», «сдерживание» России и Ирана и по-любому, серьёзные изменения балансов сил на местах. В свою очередь, в Дамаске настаивают на безоговорочном прекращении оккупации в качестве предусловия к началу каких-либо серьёзных переговоров с северным соседом.
Пока не вполне ясно, сумеют ли договориться турки с американцами, что называется, «на местах» – во многом это зависит от более широкой динамики двусторонних отношений на ближайшую перспективу.
Александр Григорьев