События, связанные с недавним «автопробегом» ЧВК «Вагнера», привлекли дополнительное к ней внимание со стороны ведущих аналитических центров Запада.
К примеру, в американском Hudson Institute считают, что Евгений Пригожин создал эффективную бизнес-модель, равно применимую как на украинском ТВД в условиях боевых действий высокой интенсивности с равным противником, так и на африканском континенте, где «Вагнер» предоставляет услуги по обеспечению безопасности «в обмен на концессии на шахты и порты».
Автор публикации «Analyzing Wagner» Кан Касапоглу отмечает, что Советский Союз отправлял военные консультативные миссии в Египет и Сирию, и что «сегодня западное разведывательное сообщество часто рассматривает присутствие Вагнера на Ближнем Востоке и в Африке как ещё одну российскую военную консультативную деятельность в странах третьего мира». На самом деле, ЧВК «Вагнер» – это теневая армия, работающая параллельно с российскими вооруженными силами, и «изучение ее боевого арсенала ясно иллюстрирует это»: «На Украине Вагнер использует средства воздушного сдерживания, состоящие из фронтовых бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25. Евгений Пригожин, основатель Вагнера (едва ли это в реальности так – Прим. ред.), привлекает к боевым вылетам высокопоставленных чинов ВКС России, даже генералов… В 2020 году Министерство обороны США публично заявило о наличии ЗРК малой и средней дальности SA-22 («Панцирь») в руках боевых групп Вагнера в Ливии. Недавно были замечены экипажи Вагнера, управляющие современными основными боевыми танками Т-90 и Т-80БВМ. Вагнер даже недавно применил на бахмутской границе зажигательные боеприпасы из реактивных систем залпового огня… По официальным данным США, Пригожин задействовал на Украине около 50 000 вагнеровцев: 10 000 профессиональных боевиков и 40 000 новобранцев. Другими словами, концентрация войск Вагнера в Украине примерно равна двум третям постоянных вооруженных сил стран НАТО».
Анализируя данные из открытых источников, эксперт Hudson Institute выяснил, что «профессиональные бойцы "Вагнера" зарабатывают 1300 долларов в месяц на этапе обучения и 1900 долларов в месяц во время боевого развертывания. Во время боевых действий вагнеровцы зарабатывают 960 долларов в неделю, а пособие в случае смерти семьи павшего бойца составляет от 32 000 до 48 000 долларов».
Больше всего американского аналитика беспокоит тот факт, что «Вагнер» «создает впечатляющую глобальную сеть закупок оружия, простирающуюся даже до Пхеньяна». По данным Касапоглу, ЧВК «Вагнер» также наладила каналы сотрудничества с ливанской «Хизбаллой» в Сирии и практикует вербовку в свои ряды заключенных в африканских тюрьмах.
При ознакомлении со статьёй американского эксперта складывается впечатление, что деятельность ЧВК «Вагнер» вызывает у него не только беспокойство, что вполне объяснимо, но и восхищение. Судите сами:
«Активное участие “Вагнера” в гражданской войне в Ливии стало важной вехой в этом отношении, продемонстрировав амбиции Пригожина и готовность Москвы использовать группу в удаленных горячих точках. В настоящее время операции “Вагнера” в Африке сосредоточены в Сахеле, где растущие исламистские повстанцы оказывают подавляющее давление на национальные правительства, создавая вакуум безопасности, который Пригожин очень хочет заполнить. Хуже того, “Вагнер” создал широкую сеть прибыльных возможностей в Африке. Пригожин запустил бизнес-модель, основанную на предоставлении безопасности в обмен на концессии на шахты и порты, которыми управляют связанные с Вагнером компании и их филиалы, такие как Lobaye Invest, M Invest и Meroe Gold».
Пристальный интерес у западных аналитиков вызывает и экономическая активность структуры, медийным лицом которой выступал питерский бизнесмен. Так, по данным базирующейся в Вашингтоне консалинговой компании Sayari Analytics, ЧВК «Вагнер» «владеет долей в газовых и нефтяных активах в Сирии, а также долей в добыче золота в Судане». В Судане действует компания M Invest, а также её дочерняя компания Meroe Gold Co. Ltd, накоторые в июле 2020 года были наложены американские санкции.
Meroe Gold и M Invest, как сообщает Sayari Analytics, «поставляют оборудование, необходимое для поддержки наемников и помогают добыче полезных ископаемых»: «За последние годы Meroe Gold получила сотни партий продукции от российских фирм. Согласно данным коммерческой торговли, с октября 2017 года по март 2020 года компания получила 854 поставки от пяти российских предприятий.
Импорт включает в себя различные товары, необходимые для поддержания военных операций в полевых условиях, в том числе оборудование и запчасти для автомобилей, дубинки и снаряжение для правоохранительных органов, а также различные основные продукты питания, такие как мука и другие крупы, а также масло и приправы. Состав поставок предполагает, что они, вероятно, используются для поддержки наемников и поддерживаемых Россией операций в Судане».
По данным вашингтонских аналитиков, M Finans – одна из компаний, отгружавших различные товары для Meroe Gold в Судане, располагает дочерней компанией в ЦАР – Lobaye Invest Sarlu. Согласно сообщению CNN, Lobaye Invest Sarlu – это горнодобывающая компания, интегрированная в «сеть» ЧВК «Вагнер» и якобы финансировавшая обучение новобранцев в ЦАР российскими наемниками. Кроме того, компания финансировала местную радиостанцию Radio Lengo.
В 2018 году Lobaye Invest, по данным Sayari Analytic, получила права на разведку алмазов и золота на семи различных участках недалеко от Явы и Памы в ЦАР. «Наёмники, связанные с Пригожиным, якобы предоставляют услуги по охране шахт», – пишут американские аналитики, явно недовольные размахом деятельности ЧВК «Вагнер».
«Вагнер был задействован в Ливии, Мадагаскаре, Мозамбике, ЦАР и Судане, руководя военными учениями, сражаясь с антиправительственными силами и жестоко подавляя протесты [инициированные извне]. Группа «Вагнера» часто совпадает с целями внешней политики российского государства… Группа предлагает российскому государству ценный инструмент: возможность тестировать новые форматы для военного сотрудничества [со странами третьего мира],– пишут аналитики Foreign Policy Research Institute (Филадельфия, США).
На Западе крайне недовольны и тем, что компании, аффилированные с ЧВК «Вагнер», могут быть причастны к добыче алмазов в ЦАР. В апреле 2019 года Минфин ЦАР опубликовал контракты с вышеупомянутой Lobaye Invest на разработку алмазов и золота. «Директором фирмы указан Евгений Ходотов, которого СМИ называли выходцем из силовых структур Петербурга и связывали с Евгением Пригожиным», – пишет РБК.
Компания Lobaye Invest получила разрешение на разработку месторождений алмазов и золота в городах Центральноафриканской республики (ЦАР) Бангасу, Уадда, Бриа и Сам-Уанджа – это следует из постановления Министерства финансов и бюджета ЦАР, подписанного министром горной промышленности и геологии Леопольдом Мболи Фатраном 4 апреля 2018 года и опубликованном чуть менее года спустя.
Следует отметить, что представители Евгения Пригожина, как правило, отрицают наличие у него «экономических и гражданских проектов» в тех или иных странах Африки.
Как бы ни сложилась дальнейшая судьба ЧВК «Вагнер», нельзя не признать, что эта группа действительно стала эффективным инструментом российской внешней политики. Что касается издержек этой эффективности, то их, на наш взгляд, можно отнести к присущей любой инновации «болезни роста».
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук