В конце августа общественный совет Астаны обсудил проект Генерального плана города до 2035 года, в том числе вопрос о численности населения столицы.
В Астане сейчас проживает чуть более 7% населения Казахстана, тогда как, к примеру, в Токио проживает 11% населения Японии, в Париже – 3,3% населения Франции, В Анкаре – 6,8% населения Турции, в Лондоне – 13,4% населения Великобритании, в Москве – 9% населения России.
«Члены Общественного совета поддерживают позицию разработчиков генплана: нет необходимости стремиться к росту численности населения, особенно за счёт миграционных процессов. Все регионы Казахстана должны развиваться сбалансированно, чтобы везде были возможности достойно жить и работать, получать образование, качественное медицинское обслуживание. Необходимо развивать сельские территории, малые и средние города, не допуская переселения жителей в поисках лучшей доли в столицу», – подытожили члены общественного совета.
Японский архитектор Кишо Курокава, создавший эскиз генерального плана застройки левобережной Астаны, якобы ошибочно предполагал, что численность населения столицы достигнет полумиллионной отметки лишь к 2010 году. Уже сегодня в Астане проживают 537 тысяч человек, и это только официально зарегистрированных, пишет Экспресс К.
«Ошибка в прогнозе повлекла за собой массу градостроительных проблем, – заявил на состоявшейся недавно международной конференции «Недвижимость и инвестиции» Аманжол Чиканаев, заведующий научно-исследовательским отделом перспективного прогнозирования градостроительства и развития Астаны столичного департамента архитектуры. – В основу своего демографического прогноза Киши Курокава положил методику аналоговых экстраполяций, то есть он анализировал развитие столиц в схожих условиях. Он вывел средний показатель и перенес его на Астану».
Японский архитектор якобы не учёл возрастания темпов социально-культурного развития страны, а следовательно, и роста процесса урбанизации. Так, еще в 2002 году показатели рождаемости в Астане были довольно низкими. Но когда «в надежде на карьерный рост и материальное благополучие в столицу хлынули толпы активных молодых людей, город встал перед проблемой нехватки детских садов, школ и т.д.»
При этом японский архитектор не предусмотрел (да и не мог этого сделать), что правительство Казахстана строит новую столицу на севере республики с целью нивелировать численное большинство русских и русскоязычных граждан, проживающих в северном Казахстане.
Казахстанские власти сознательно селили в Астане «внешних» и «внутренних» переселенцев из числа этнических казахов, которые за считанные годы создали вокруг столицы кольцо мигрантских гетто, ставших головной болью Ак-Орды. Аналогичная ситуация – в Алма-Ате и в ряде других казахстанских мегаполисов.
«Гетто и трущобы давно стали непременным атрибутом северной и южной столиц. городские власти стремятся не замечать “фавелы”, а если и замечают, то ограничиваются временными мерами. Кроме того, в последние годы к традиционным трущобам в мегаполисах добавляются так называемые “человейники” – окраинные районы высотной некачественной застройки, – пишет «Туран пресс». Строительство жилья по госпрограммам растёт, но «проблему трущоб ударные темпы не решают, скорее усугубляют». В бывшем Целинограде множество людей до сих пор ютятся в бараках и времянках. Трущобы процветают в районе старого центрального рынка. «Друг на друга там лепятся частные дома, пристроенные времянки и общежития».
«Значительная часть таких "фавел" имеет официальную регистрацию. Хозяева создают ИП, платят определенные налоги и известным образом «разводят» проблемы с проверяющими. В прессе огромное количество фото и видео материалов, свидетельствующих о том, что в этих трущобах жить нельзя, но ЧС, СЭС, полиция и другие органы контроля заглядывают сюда с целями, весьма далекими от соблюдения служебного долга. Что касается нелегального сектора, то он не поддается даже учету, тем не менее, эксперты полагают, что в обеих столицах в аварийных условиях живут десятки и сотни тысяч человек, в том числе, детей. Угольные печи, чреватые пожаром и отравлением угарным газом, торчащая из стен проводка, неработающая или отсутствующая канализация – это далеко не полный перечень очевидных опасностей», – отмечает издание.
Гигантские гетто, образовавшиеся вокруг старой и новой столиц, стали одним из главных факторов постоянного протестного брожения. Сюда приезжают и живут в трущобах мигранты, занятые на городских стройках и в сфере обслуживания. Трущобы формируются на окраинах мегаполисов вокруг вокзалов и рынков. Городские власти постоянно занижают статистику по мигрантам, отмечает TuranPress. В докладе экспертов Казахстанского института стратегических исследований Мадины Нургалиревой и Юрия Булуктаева «Внутренняя миграция в Алматы: влияние на социоконфликтный потенциал» говорится, что к активным формам протеста готов каждый шестой мигрант.
По оценкам издания, мигранты составляют до 70 процентов населения Алма-Аты, из них более половины проживает без регистрации. И около 80% преступлений в южной столице совершается приезжими.
Такая же картина наблюдается и в других мегаполисах, которые «превратились в островки элитной недвижимости, утопающие в нищете трущоб».
Сложившийся в Казахстане огромный разрыв в развитии разных регионов и невостребованность к производительному труду большей части населения возникли из-за преобладания в народнохозяйственной структуре республики сырьевых отраслей.
В 2020 году половина всего товарного экспорта Казахстана пришлась на сырую нефть – 23,7 млрд долл. из 47 млрд долл. Почти половина госбюджета формируется за счёт нефтегазового сектора. Сельское хозяйство неэффективно, и оттуда трудовая сила перетекает в сферу услуг. С 2010 года из сельской местности в мегаполисы и нефтегазовые регионы перебрался почти миллион человек, они пополнили ряды протестующих.
В докладе ОЭСР говорится, что многолетнее доминирование сырьевого сектора привело «к формированию такой структуры экономики, которая не способствует развитию других отраслей; сосредоточение экономического влияния в руках государства и небольшой группы частных игроков сдерживает приток инвестиций и динамику экономического развития».
С первых лет независимости экономика Казахстана контролировалась и направлялась Британской короной. Экономическим советником Нурсултана Назарбаева был британский экс-премьер Тони Блэр. Эстафету у него принял бывший высокопоставленный чиновник британского Форин Офиса сэр Сума Чакрабати, навязавший правительству Казахстана «дорожную карту» дальнейших экономических реформ, в рамках которых предполагалось развивать с помощью иностранных инвестиций туризм и сельское хозяйство. Приоритетом развития объявлялось достижение «углеродной нейтральности» и превращение столицы Казахстана в арбитражный хаб, центром которого должен стать МФЦ «Астана», находящийся под британским контролем.
Таким образом, нынешние проблемы казахстанских мегаполисов просто смешно списывать на мифические ошибки грамотного японского архитектора, даже в кошмарном сне не предполагавшего, что Казахстан последует советам «британских ученых», превративших страну в сырьевую колонию Туманного Альбиона, мегаполисы которой стали эпицентром перманентных социальных протестов и нескончаемых градостроительных проблем.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук