Зачем Казахстан лишил своих граждан «народного автомобиля»?

Как мы отметили в предыдущей публикации, 7 сентября 2023 года частные судебные исполнители Восточно-Казахстанской области (ВКО) отменили аукцион по распродаже комплекса зданий и сооружений автосборочного предприятия в Усть-Каменогорске, являющегося частью автозавода полного цикла многолетнего партнера российского АвтоВАЗа компании «БИПЭК Авто».

Именно на этом заводе сошла с конвейера первая собранная на территории Казахстана Lada 4x4 («Нива»). Российский автогигант владел в усть-каменогорском предприятии блокирующим пакетом (25% + 1 акция). Позже к внедорожнику добавилась вся продукция «АвтоВАЗа». Фактически это был первый в истории независимого Казахстана автомобильный завод, сборку автомобилей на котором открывал в 2002 году легендарный председатель Совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников.

Цель этого начинания была стратегической, основанной на важности интеграционных процессов и усилении экономических связей, что позволяло использовать экспортный потенциал двусторонних отношений России и Казахстана, обеспечивало поступление налогов в бюджеты обоих государств, позволяло создавать рабочие места в различных секторах экономики (производство, сервис, ритейл, логистика, выпуск запчастей), бороться за клиента, за новые рынки.

В течение 28 лет «АвтоВАЗ» в лице «БИПЭК АВТО» являлся брендом номер один в Казахстане, объемы продаж новых автомобилей LADA достигали 42%, а в некоторых регионах – 60–70%. Даже в Южном Казахстане, где реализация узбекских автомобилей традиционно шла динамичнее, LADA удерживала лидерство и занимала до 28 процентов продаж. Каковы сейчас позиции бренда на казахстанском рынке?

Владелец группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин рассказал российским СМИ о реальных шагах, которые делали покупку автомобиля для казахстанских граждан доступной: «Мы развернули программу «Народный автомобиль»: все наши так называемые «льготы» уходили на формирование доступной цены. В 2020 году по программам LADA Granta «Правильный выбор» и LADA 4x4 «Легендарный внедорожник» было оформлено три тысячи заказов.

Мы как производители были освобождены от уплаты утильсбора: эти суммы переводились ТОО «Оператор РОП» и возвращались, когда готовая продукция сходила с конвейера. Профильное министерство направило оператору указание не перечислять возврат суммы утильсбора за уже произведенные автомобили. На тот момент нам предстояло выдать еще 1117 заказов, купленных по предоплате.

Отменяя возврат, нас фактически вынуждали упразднить программу "Народный автомобиль", поднять цены по уже заключенным договорам, включить в стоимость и НДС, и утильсбор, объявить людям, что одномоментно их автомобили подорожали на 1,7 миллиона тенге. Но мы выдали тогда все до единого автомобили по старой цене, потеряв при этом 2,5 миллиарда тенге только на двух программных моделях. А в целом министерство и оператор по утильсбору просто украли у нас 35 миллионов долларов».

Цифры говорят сами за себя, убирая из цены утильсбор, налоги, от которых, как производитель, «БИПЭК» был освобожден, снижая расходы на доставку (за счет собственного логистического парка) и на реализацию (за счет собственной сервисно-сбытовой сети), договариваясь с АвтоВАЗом о стоимости комплектующих, компания давала рынку доступный автомобиль - 2,8 млн тенге. Для сравнения: сейчас на рынке Казахстана прайс на самый доступный автомобиль начинается с отметки от 6 млн тенге.

Однако «в 2020 году, «Мининдустрии [Казахстана] решило расторгнуть соглашение о промсборке, сославшись на невыполнение инвесторами обязательств по локализации. В начале 2021 года специализированный межрайонный экономический суд Астаны обязал «Азию Авто» вернуть государству 174 млрд тенге, полученных в виде льгот… Сам Балушкин летом того же года оказался в розыске по подозрению в мошенничестве», – пишет казахстанское издание «Курсив». Указанное ведомство исключило из республиканской карты индустриализации проект по строительству автомобильного завода полного цикла «Азия Авто Казахстан» с сопутствующим производством автокомпонентов в Усть-Каменогорске, которые планировалось ввести в эксплуатацию в 2022 году, сославшись на якобы имевший место долгострой.

Портфель брендов-партнеров усть-каменогорского холдинга, за исключением Skoda, по большей части перешел на кустанайскую площадку «СарыаркаАвтоПром», заявил заместитель председателя правления ассоциации «КазАвтоПром» (объединяет предприятия автопрома РК) Артур Мискарян. По его словам, закрытие завода «АЗИЯ АВТО» негативно сказалось на рынке: выросли цены, отсутствуют бюджетные модели на складах у дилеров, «предсказуемым образом эта ситуация сказывается и на налоговых поступлениях автопрома. Не говоря о проблеме трудоустройства для всего коллектива холдинга».

Анатолий Балушкин неоднократно заявлял, что проблемы его бизнесу в Казахстане организовали специально, убирая с рынка конкурента, расчищая дорогу новому заводу по неполной сборке авто «Сарыаркаавтопром» в Костанае, который курировал лично тогдашний премьер Аскар Мамин. В своём обращении к президенту Касым-Жомарту Токаеву Балушкин писал, что в рейдерском захвате его компании были заинтересованы собственно сам Мамин, отбывающий ныне тюремное заключение по обвинению в госизмене, бывший глава КНБ Карим Масимов и его заместитель и соучастник в попытке путча в январе 2022 г. Даулет Ергожин, осужденный на 18 лет заключения.

«Помимо проблем с МИИР, палки в колеса предпринимателю стал вставлять подконтрольный клану Елбасы "Жусан Банк". Они просто прекратили выплаты по договорам займа. А после того, как Балушкин тоже перестал им платить (раз они не выполняют условия договора), через суды пытались забрать залоговое имущество его компаний. Когда соглашение с министерством было расторгнуто, руководство "Жусан Банк" предложило передать им 90% доли компании в обмен на прекращение давления и сохранение возможности присутствия на казахстанском автомобильном рынке. Балушкин от предложения отказался. Но в середине 2021 года под давлением всё же передал 50% доли своей компании, правда, уже родственникам Карима Масимова и его зятя Азамата Капенова», пишет Orda.kz.

После заключения сделки по передаче активов бизнеса Балушкина родственникам главы КНБ спецслужба возбудила против него уголовное дело и объявила в розыск (он успевает уехать в Россию), а всех директоров его компаний «закрывают» в следственный изолятор КНБ. По навету некоего Азамата Капенова, накрапавшего ложный донос в центральный аппарат КНБ, дело возбудили и против Серика Хасенова, юриста, курировавшего сделку со стороны рейдеров, и тоже отправили его в СИЗО Комитета нацбезопасности.

В своём заявлении Капенов написал, что Хасенов якобы получил 1,5 млн долл. за свои юридические услуги по покупке 50% доли бизнеса Балушкина, но свои обязательства не выполнил. При этом никаких расписок или иных документов о получении денег в деле нет.

Кстати, «это не первое заявление Капенова о мошенничестве. В 2012 году он обвинил свою первую супругу (дочь известной алматинской судьи Лилии Кушербаевой) в краже 150 тысяч долларов, но проиграл суд. Более того, до женитьбы на дочке Масимова он был несколько раз осужден за уголовные преступления», – пишет казахстанское издание.

«Я пробыл в изоляторе КНБ ровно 100 дней. Это был настоящий ад. Ко мне применяли жестокие пытки. Меня систематически избивали. Заставляли признать вину в преступлении, которого я не совершал. Заставляли оговорить других лиц из числа судей, прокуроров, следователей, а не добившись этого, продолжили меня истязать. Я содержался в камере с неоднократно судимыми уголовниками, хотя являюсь бывшим сотрудником правоохранительных органов. Пытки сложно доказать, но я прошел обследование, которое подтверждает этот факт. Результаты экспертизы я оглашу в суде. Кроме того, по факту пыток я обратился в Генеральную прокуратуру и международные правозащитные организации», – сообщил журналистам Хасенов.

«Хасенова освободили спустя две недели после передачи 600 тысяч долларов Азамату Капенову, на 101-й день пребывания в СИЗО. Случилось это 29 декабря 2021 года», – продолжает Orda.kz.

Такими же «белыми нитками» сотканы и все обвинения в адрес Анатолия Балушкина и его компании.

«У нас в стране не должно быть никаких так называемых "крыш" и рейдерства. Если бизнес готов работать честно, если он креативен, по-современному привлекателен, нужно поддержать его, помочь ему встроиться в новую модель национальной экономики», – сказал Токаев на одной из встреч с представителями бизнеса в Ак-Орде, сообщает Tengrinews.kz. Каждый выявленный факт рейдерства или необоснованного давления со стороны правоохранительных органов должен быть на личном контроле генерального прокурора, уверяет глава государства: «Подобные дела требуется доводить до конца».

Президент также напомнил о своем Послании 2019 года, в котором говорилось, что незаконное воспрепятствование работе бизнеса должно рассматриваться как преступление, направленное против интересов государства. «Бороться надо с мошенниками, подчеркиваю – именно с мошенниками, аферистами. Но нельзя допустить, чтобы лекарство оказалось горше болезни», – добавил Токаев.

Однако на поверку выходит, что слова первого лица ничего не значат для неких частных судебных исполнителей, которые в любой момент могут и возобновить распродажу уникального автозавода, некогда способного, если бы ему дали возможность нормально работать и развиваться (увы, это уже в прошлом), обеспечить казахстанцев недорогими и надёжными автомобилями.

Тимур ГАРАЕВ