В минувшем месяце в Казахстане торжественно открылся Центр миротворческих операций НАТО. Обставлено всё было по высшему разряду: ленточку цветов казахского национального флага перерезал специально приглашённый по такому случаю посол США в Республике Казахстан Дэниел Розенблюм, ножницы на подносе ему подавали миловидные девушки в парадной форме казахской армии, а непосредственное участие в мероприятии приняли несколько высокопоставленных казахских военных, одетых в камуфляж.
Как сообщалось, в созданном центре военнослужащие Казахстана будут проходить подготовку по стандартам НАТО в рамках двухстороннего военного сотрудничества по программе «Партнёрства во имя мира», действующей с 1994 года и начатой по инициативе США.
Согласитесь, звучит как новость из середины 1990-х годов, когда на просторах бывшего СССР царила эйфория по поводу наших взаимоотношений с Западом. Когда казалось, что Холодная (о горячей вообще никто не думал) война навсегда ушла в прошлое. В те кажущиеся уже бесконечно далёкими времена ещё не случилось натовских бомбардировок Югославии, спровоцированной Западом войны 08.08.08 в Грузии, первого и второго Майдана на Украине, войны на Донбассе, начала СВО, в ходе которой натовские страны не только поставляют киевскому режиму оружие и боеприпасы, но и действуя под «фальшивым флагом», наносят удары с помощью ракет, БПЛА и морских дронов по нашим кораблям и объектам критической инфраструктуры вроде Крымского моста или «Северных потоков».
Тогда, в далёком 1994-м, новость об открытии подобного центра в Казахстане не удивила бы никого и наверняка вообще прошла бы незамеченной. Но сегодня? По факту, наш номинальный стратегический и военный союзник по ОДКБ укрепляет сотрудничество с агрессивным военным блоком, открыто ведущим против нас войну. Скажите, разве это нормально?
И чего тогда стоят заверения официальной Астаны о дружбе и надёжном партнёрстве, если на деле казахская армия переходит на стандарты НАТО, как до неё это уже сделали армии Грузии и Украины? Разве новейшая история взаимоотношений России с этими странами не показывает, к чему неизбежно ведёт подобное сотрудничество? Или казахское руководстве не в курсе, кого именно в Брюсселе видят в качестве потенциального противника?
Да, и в конце концов, неужели в Казахстане забыли о событиях января 2022 года? Нет, я не про благодарность России за спасение казахов от кровавого Майдана – президент Токаев прямо заявил, что благодарить Россию не за что, это всё заслуга ОДКБ – я про то, какие силы стояли за теми событиями.
Про то, что попытка осуществления цветной революции в Казахстане (в лучших традициях «наследников» Джина Шарпа) являлась частью стратегии США по окружению России «поясом огня» и созданию на нашей границе ещё одной проблемной зоны, перед тем как перейти непосредственно к осуществлению плана по разжиганию украинского кризиса.
Справедливости ради стоит отметить, что сразу же после появления сообщений об открытии натовского центра казахстанские власти поспешили от него откреститься. Мол, это было неофициальное мероприятие, частная инициатива посла США и вообще мы тут не при чём.
Звучит откровенно неубедительно, хотя бы в силу присутствия на церемонии генералов казахстанской армии. Или для её руководства принимать участие в подобных мероприятиях без прямого указания вышестоящего начальства в порядке вещей? Сомневаюсь.
Ну да, Бог с ним, с натовским центром. Доказательств неискренности Казахстана по отношению к России хватает и без него. 1 ноября в республике побывал президент Франции Эмманюэль Макрон, выразивший в ходе переговоров со своим казахским коллегой Касым-Жомартом Токаевым слова благодарности за отказ Астаны «встать на сторону Москвы» в украинском вопросе.
«For refusing to side with Moscow», – так дословно передало смысл похвалы французского лидера агентство Reuters.
Интересно, за что же было это «спасибо»? Может быть за последовательную приверженность Казахстана санкционной политике Запада, направленной против нашей страны? Или за недавнее решение казахских властей запретить экспорт в Россию сразу 106 видов различных товаров?
Как рассказал вице-министр торговли и интеграции Казахстана Кайрат Торебаев, ограничение касается «товаров, связанных с военными целями» и, в первую очередь, дронов, комплектующих к ним, специальной электроники и чипов. То есть того, что прямо сейчас крайне необходимо нашим войскам, сражающимся в Новороссии.
Тут уже в пору рассуждать не об отсутствии искренности, а о настоящем предательстве со стороны казахских союзников. Жизни скольких наших солдат будет стоить такое «союзничество»?
Впрочем, реальный, не на словах, а наделе, дрейф Казахстана в сторону Запада давно уже стал притчей во языцех. Президент Токаев не упускает возможности оказать услугу западных партнёрам и даже, в случае чего, откровенно подставить дружеское плечо. Помните, как все говорили, что после антифранцузского переворота в Нигере, Франция потеряет 40% своего урана, что больно ударит по атомной промышленности Пятой республики?
Так вот, в Ак-Орде решили и тут подсуетиться, выразив готовность «подменить» ставший проблемным Нигер, предложив Франции поставки казахского урана. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу президента Токаева, на прошедшей встрече главы государств обсуждали возможность увеличения экспорта нефти и урана из Казахстана во Францию.
При этом, как отмечает Bloomberg, на данный момент Франция во многом зависит от обогащенного урана из России, и только в прошлом году Electricite de France закупила у нас 153 тонны этого крайне полезного ископаемого. Кому на руку в этой ситуации играет Казахстан, полагаю, вопрос излишний.
А ведь цель подобных макроновскому вояжей западных политиков в Среднюю Азию — не только поиск дешёвых ресурсов, но и создание в регионе некой «коалиции друзей Запада», направленной против России.
Удивительно, но создаётся впечатление, что в Москве слишком легкомысленно относятся к происходящему. Так, отвечая на вопрос о визите Макрона в Астану, пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков заявил, что Казахстан – суверенное государство и может развивать отношения с другими странами по своему усмотрению.
Так-то оно так, но почему делать это обязательно нужно в противовес, а зачастую, и во вред интересам России. Разве друзья так поступают? Или Казахстан нам не друг? Да и, был ли он им вообще?
Алексей ТВЕРСКОЙ