Тоска по временам Османской империи гложет Эрдогана
Одна из старинных традиций Востока – театральность. Здесь давно поняли цену фасаду, вывеске, представлению. Сегодня аудиторией стала вся Турция, откуда идут трансляции по всему миру. В роли фронтмена выступает Реджеп Эрдоган, президент страны.
Не счесть его бурных политических представлений, в которых он угрожал «неверным». Он явно испытывает ностальгию по временам могущества Османской империи, когда его воинственные предки наводили страх на всю Европу. (Правда, в русско-турецких войнах победу всегда одерживала Россия).
Сейчас у Турции уже не та стать, не та сила, но от амбиций избавиться нелегко. Анкара хочет потеснить Иран и США с Ближнего Востока. Война между Израилем и ХАМАС стала ещё одной возможностью криптоосману Эрдогану громко заявить о себе.
На днях «султан» выступил с патетической речью на многолюдном «Великом палестинском митинге» в Стамбуле. Его жёсткое лицо то и дело искажалось то саркастической усмешкой, то затемнялось ненавистью. Израиль, говорил он, лишь «пешка, которую Запад передвигает по шахматной доске». Главным же виновником бойни в секторе Газа является Америка и её союзники. «Если вы проливаете слезы по погибшим на Украине, то почему вы не говорите о тех малышах, которые гибнут в Газе? – напирал Эрдоган. – Эй, Запад! Я обращаюсь к тебе, ты снова хочешь организовать крестовый поход против полумесяца? Вы же знаете, кто ответственен за все это? Америка, Запад, и все их марионетки».
По словам Эрдогана, мусульманские страны должны добиться прекращения огня и установления мира в регионе, а Турция готова стать одной из стран-гарантов Палестины. В своем выступлении он назвал Израиль «оккупантом», «военным преступником» и пригрозил ему войной. Хотя еще недавно собирался в Тель-Авив с официальным визитом.
Пожалуй, единственное, что слегка удивило, то, что Эрдоган считает ХАМАС не террористической организацией, а освободительной, которая борется за защиту Палестины. На деле его поддержка головорезов и похитителей людей не случайна. Анкара давно поддерживает тесные отношения с ХАМАС, Турция – один из спонсоров исламистов, в этой стране находится их руководство, там проходит вербовка боевиков.
Эрдоган – исламист, сочувствует запрещённым в России «Братьям мусульманам»*, ему близки их взгляды, в том числе он разделяет их ненависть к Израилю. Ведь еврейское государство – ближайший союзник Америки, которой Эрдоган беспрестанно бросает различные обвинения. Это при том, что Турция – союзник США по Североатлантическому блоку. Но Эрдоган ловит момент, чтобы покататься на гребне ненависти, и показывает, что готов обострить отношения с Вашингтоном до крайности. Он приказал отправить к берегам Израиля, где сосредоточена группа американских и британских кораблей, турецкий военный флот. Здесь ощущается тоска по далеким временам, когда османские эскадры были грозой морей (но были побиваемы в разные годы русскими эскадрами Орлова-Чесменского, Ушакова и Сенявина).
Грозные жесты турецкого руководителя не более чем очередная театральная постановка. В данном случае Эрдоган намекает в первую очередь своим соотечественникам, что Турции под силу сразиться даже с всесильной Америкой.
Что же касается сотрудничества двух абсолютно чуждых друг другу государств Турции и Израиля, то налицо обычный бизнес. Кстати, не стоит говорить о нём в прошедшем времени. Эрдоган признался, что руководитель Национальной разведывательной организации Турции Ибрагим Калын и другие политики поддерживают контакты с Тель-Авивом. Однако теперь премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху турецкая сторона не считает »собеседником ни в каком смысле».
Полностью разорвать связи в международной дипломатии невозможно, добавил Эрдоган. И это действительно так. Закончится война на Ближнем Востоке, пройдёт время и, вполне возможно, Эрдоган прилетит в Тель-Авив и легко пожмёт руку бывшему «нерукопожатнику». Тем более что у двух стран полно совместных планов на будущее.
Политика для Эрдогана – беспрестанная торговля. Везде и во всем он ищет свою выгоду. Типичный пример – случай со Швецией, которой Турция долго не соглашалась дать «билет» в НАТО. Но недавно всё же согласилась. И не просто так: за эту «милость» Анкара получит американские истребители F-16 и другое вооружение.
Президент Турции – типичный восточный торгаш-византиец. Он может говорить об одном, жестами показывать другое, а иметь в виду третье. И всегда взвешивает, что с этого будет иметь. Поэтому Эрдоган сейчас так активно вмешивается в события на Ближнем Востоке, «ловя волну».
На словах Эрдоган ратует за мир в регионе, но для него выгоднее, чтобы там разразилась большая война. Если против Израиля выступят ещё и «Хезболла», другие террористические организации плюс Иран, Йемен, Алжир, возможно, еще какие-то мусульманские страны, США со своим сильнейшим еврейским лобби во власти и бизнесе не останутся в стороне и будут защищать Израиль. К ним с меньшей степенью вероятности могут присоединиться некоторые страны НАТО, в первую очередь Великобритания. И когда начнется ближневосточный Армагеддон, Турция сможет спокойно доставать каштаны из огня.
Анкара хочет ликвидировать военную базу в Турции – Инджирлик, где находятся не только американцы, но и британцы. Другая база, которая мозолит глаза хозяевам, – Кюреджик. Обе имеют важное стратегическое значение, и их закрытие крайне нежелательно для Вашингтона.
Турция может увеличить своё военное присутствие в Сирии и усилить поддержку Свободной сирийской армии – повстанческой группировки, выступающей против режима Башара Асада. Кроме того, Эрдоган сможет попробовать приступить к решению курдского вопроса.
«У США в Сирии 23 военные базы. Что они там делают? – гневно вопрошал турецкий лидер. – Не много ли их? Но разве Турция не является партнёром США по НАТО? Как мы это объясним? Это не соответствует духу союзничества между нами».
Союзничество Турции и США давно дало трещину. Слишком много разъединяет эти две страны. Кроме всего прочего, Турция ревниво смотрит на американскую экспроприацию сирийской нефти. На словах осуждает грабителя, на деле не против занять его место.
С вожделением Эрдоган поглядывает и на газовое месторождение Левиафан в Средиземном море, которое уже начал эксплуатировать Израиль при содействии американской компании Noble Energy. Будущая война помогла бы Анкаре отнять лакомый кусок у ослабевшего еврейского государства.
Вот что стоит за миротворчеством президента Турции. Впрочем, наверное, есть и другие выгоды, которые он хотел бы получить. Впрочем, в конфликте на Ближнем Востоке слишком много участников, чтобы Турция оказалась главным бенефициаром.
Валерий Бурт, по материалам: Фонд стратегической культуры