И как аргументы охлаждают пыл
Соцсети в качестве инструмента информационной войны используют в Казахстане давно. Евро-казахстанская оппозиция использует их при проведении акций протеста, в качестве средства мобилизации в социально-этнических конфликтах, подобных событиям в Кордае.
А в последнее время соцсети стали опасным полем разрушения российско-казахстанского партнерства, наступления примитивной аульно-бешбармачной русофобии. Целевую аудиторию обрабатывают с двух направлений – из Казахстана, а также с Украины и из Европы.
Европейская эмиграция, представленная «сектой Аблязова» и иными противниками Елбасы, отрабатывает усиление антироссийской риторики и переориентацию евразийского вектора РК либо ведет подготовку «цветного переворота».
Например, в 2017 году в сетях бурно обсуждали статью «Kazakhstan in Europe: Why Not?», авторы которой уверяют, что Казахстан является европейским государством, которое «соответствует двум критериям Совета Европы, согласно которым страна должна быть «полностью или частично расположена в Европе» и иметь такую «культуру, которая тесно связана с европейской культурой».
Извне казахов подогревают «угрозами Путина». Чего стоит массовое распространение в сетях статьи Леона Арона – директора программы по изучению России в American Enterprise Institute.
За несколько лет отработана группа тем (ЕАЭС и ОДКБ, русский язык, латинизация, история спорных территорий, переименования), вызывающая острую реакцию пользователей.
Замечено, что если власти РК противодействуют выступлениям в сетях против Назарбаева вплоть до блокирования интернет-площадок и мессенджеров, то в отношении антироссийских, националистических выступлений власть бездействует. Об уровне этих выступлений можно судить по утверждениям вроде того, что Абай еще в XIX веке… писал казахской латиницей.
Или по трактовке события, рассчитанной на малограмотность, узкую осведомленность, упрощённое понимание сложных вопросов лингвистики, истории, геополитики.
Инициаторы вбросов и боты беспардонно используют эмоциональный накал как целевой казахской аудитории, так и их оппонентов из русских и пророссийских казахов. Зачастую любая дискуссия переполнена взаимными оскорблениями и грубостями, за которыми теряется суть спора, не говоря уже о здравой аргументации.
До сих пор обсуждают выходки трехлетней давности турецкоподанного Огуза Догана, устраивавшего примитивные шоу на курортах, в банках, в самолете, требуя общаться с ним на казахском языке. Существо, о котором знала лишь его турецкая родня, в соцсетях стал героем казахских нацпатов.
Подсвеченные СМИ и соцсетями провокации Догана превращаются в десятки тысяч комментариев. Его называют Нағыз Азамат – настоящий гражданин, ставят в пример казахам, даже тем, кто предлагает провокатору сосредоточиться на актуальных вопросах – колониальном характере экономики Казахстана, коррупции, национальной чванливости.
Самой обсуждаемой темой стал в последнее время конфликт с «языковыми патрулями» Куата Ахметова. Пересказывать выступления в поддержку «патрулей» и яростные конфликты в «Фейсбуке», «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Твиттере» или «Дзене» нет смысла.
Остановимся лишь на одном ответвлении сетевой войны. Это обсуждаемое обращение группы из 7 человек в масках, назвавших себя «ветеранами боевых действий из Алматы» и осуждающих в Ютубе позицию замглавы администрации президента Казахстана Даурена Абаева, который назвал действия языковых патрулей «пещерным национализмом».
Это обычная тактика «микробов в увеличительном стекле», когда несколько непредставившихся лиц идентифицируют себя с многочисленным сообществом. Клоуны из Ютуба – это, мягко говоря, далеко не все «ветераны боевых действий», в которых участвовали граждане Казахстана (Афганистан, Таджикистан, Ирак), но соцсети уже объявили, что казахские ветераны поддерживают языковые патрули.
Ролик раскрывает еще один характерный элемент информационных атак нацпатов – это переход на казахский язык, как правило, незнакомый для оппонента (русских или русскоязычных казахов, презрительно именуемых «шалаказахи»). В этом случае смысл дискуссии теряется или становится понятным лишь для владеющих языком, то есть превращается в междусобойчик.
Ещё один приём, активно используемый в соцсетях, это ссылка на болезненные вопросы таможенных споров в ЕАЭС, функционирования ОДКБ (особенно по Карабаху или недавнему киргизско-таджикскому конфликту), негативному отношению к гастарбайтерам-азиатам в России. Часто и умело используют факты бюрократического безобразия в деле добровольного переселения российских соотечественников в РФ.
А самым эффектным в деятельности «батыров Казнета» является цитирование русских Казахстана, заявляющих об отсутствии прессинга нацпатов и даже обвиняющих представителей России в разжигании межнациональной розни. Так, недавно председатель республиканского Объединения юридических лиц «Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана» Владимир Божко заявил, что никаких проблем дискриминации по языковому принципу в республике не существует.
Как «приемлемые» рассматривает межэтнические отношения в Казахстане председатель тамошнего русского культурного центра Всеволод Лукашев, кавалер российского ордена Дружбы, существующий за счет бюджетных средств РФ, выделяемых на поддержку структур соотечественников. Лукашев в информационных войнах не участвует, но его слова с удовольствием используют нацпаты, ссылаясь на «мнение русских».
Что тут говорить о простых гражданах, предъявляющих претензии Никонову и Федорову?
«Патриотической реакции от русских Казахстана» требуют сами националисты, например Маргулан Боранбай, намекающий, что русские должны извиняться за антиказахские заявления и даже за «аннексию Крыма», но забывающий извиниться за выходки националистов казахских.
Распространённый способ – раздувание бытовых инцидентов. Недавно житель посёлка Абай Валерий Колесников подал в суд на имама местной мечети с требованием возмещения морального ущерба за нарушение тишины ночными азанами (призывами к молитве) муэдзином соседней мечети. Бытовую ситуацию превратили в призыв к межконфессиональной распре. «Может русские теперь и ислам у нас в Казахстане запретят?» – вопрошают возбужденные пользователи соцсетей.
Ещё свежий пример – начало бурных обсуждений участия в грядущих совместных учениях «Запад–2021» казахстанского «Беркута» и 37-й бригады ДШВ ВС РК. Учения преподносят как первый шаг к использованию казахских солдат для войны в Сирии и даже в Донбассе! А когда этот бред парируется вопросом, к чему готовят казахов американцы на учениях «Степной орёл» или какую пользу приносит американская референс-лаборатория в Алма-Ате, аргументы и переписка заканчиваются. Так что, начиная дискуссию с казахскими ботами, готовьте аргументы.
Владимир Прохватилов, по материалам: Фонд стратегической культуры