Знание истории рождает поистине неистребимый дух патриотизма и заставляет по-иному взглянуть на мир, в котором мы живем. Сегодня при наличии обилия исторических изданий порой сложно понять истинную роль личности и события в истории. Патриотические Интернет-журналы, оптимизация сайтов которых производится на регулярной основе, дают оценку тем или иным историческим перипетиям. В этом году Россия отмечает 200-летие Отечественной войны 1812 года. Ее значение сложно переоценить для каждого человека, живущего в нашей стране. А Бородинское сражение до сих пор является примером мужества и доблести русского воинства.
Специалисты говорят о Бородинском сражении как о самом кровопролитном за всю предшествующую битве историю войн человечества. Цифры людских потерь с той и с другой стороны, действительно, поражают. Историки подсчитали, что в среднем за каждый час на поле брани у села Бородино, что в 125 километрах к западу от Москвы, погибало около 2,5 тысяч человек совокупно и с российской, и с французской стороны. Такие потери могут говорить только о том, что обе великие армии придавали сражению по-настоящему судьбоносное значение. Однако до сих пор среди аналитиков и историков не существует единого мнения по поводу того, кто же одержал победу в той страшной битве 25 августа (7 сентября) 1812 года, унесшей жизни более 75 тысяч человек. Если в официальной статистике советских времен говорилось исключительно о победе русского войска над наполеоновской армией, то сегодня нельзя высказывать столь однозначного суждения. Можно с уверенностью говорить лишь о том, что под селом Бородино русская армия продемонстрировала образец применения военной тактики, нанеся серьезный удар по казавшимся непобедимыми полчищами Наполеона Бонапарта.Неоспоримым можно считать и то, что Бородинское сражение стало началом конца как наполеоновского воинства, так и самого императора Бонапарта. В то же время Бородинская битва представляется как средоточие «самых ярких и могучих наглядных выявлений гигантских нравственных и умственных сил», таящихся в русском народе, как однажды написал в одном из своих трудов русский историк Евгений Тарле. Но, позвольте, - скажут критики этой точки зрения, - О какой нравственности можно говорить, когда среди бескрайней равнины льются реки человеческой крови?! Однако в словах Тарле скрыт совсем иной смысл. Он видит единение русского народа, который, возможно, именно с наполеоновского нашествия и стал демонстрировать необычайную нацеленность на общественную интеграцию перед лицом врага. Не будем забывать, что война 1812 года проходила в то время, когда о национальном единении в России мог говорить только самый законченный оптимист. Сословное разделение было настолько очевидным, что такого понятия как единый российский социум в то время не существовало вовсе. Однако, что мы наблюдаем после того, как российский народ сломал хребет наполеоновской армии.
Именно с этого времени и стала особенно проявляться идея о том, что Россия дальше не может развиваться как страна, пронизанная прогрессирующим вирусом, который носит имя «крепостное право».
Бородинское сражение показало, что русское общество переросло то состояние, в котором находилось в течение сотен лет. Внешний враг, перешагнувший границы Отечества, должен был получить отпор именно от сплоченного русского народа. Никакая муштра и никакие приказы не могли повлиять на русского солдата так, как простое осознание того, что перед ним стоит враг, способный растоптать его Родину. Такой эмоциональный импульс вылился в яркое стремление к национальному единству, о котором до этого писали разве что чересчур либеральные философы.
Кстати, и сама война не зря была названа именно Отечественной. Ведь понятие «Отечество» не может существовать отдельно от понятия «народ». Пожалуй, впервые в истории после прекращения феодальной раздробленности средних веков, в 1812 году проявилась воля к укреплению основ социальной справедливости и русской государственности, что, согласимся, для России можно считать судьбоносным событием, перекроившим ход дальнейшей истории и приведшим к отмене крепостного права Александром Освободителем в 1861 году.
Алексей Володин
Источник: "Военное обозрение"