1965 год: вторжение США в Доминикану и неизбывная «доктрина Монро»

Интервенция США в Доминиканскую Республику (ДР) 60 лет тому назад, в 1965 г. предупредила возможное создание инициируемого каудильо Франсиско Франко Иберийского союза (содружество испанояззычных стран) и укрепила антикубинскую политику Вашингтона – Санто-Доминго.

24 апреля 1965 года группа доминиканских офицеров во главе с полковниками Мигелем Эрнандо Рамиресом и Франсиско Кааманьо Деньо призвала вернуть к власти свергнутого в 1963 г. президента левоцентристской ориентации Хуана Боша, получив поддержку большинства населения страны и большей части армии. Уже на следующий̆ день временным президентом страны был провозглашён левоцентрист полковник Франсиско Кааманьо Деньо. Главой временного правительства стал тоже левоцентрист Хосе Рафаэль Молина Уренья – глава палаты депутатов парламента до государственного переворота 1963 года.

Примечательно, что представители означенной оппозиции в 1962 и 1964 гг. встречались в Мадриде с каудильо Франсиско Франко (правил в 1939-75 гг.), выдвигавшим идею Иберийского союза – содружества испаноязычных государств (по аналогии с британским содружеством). Напомним, в этой связи, что Испания до мая 1982 г. (включительно) пребывала вне НАТО и до 1985 г. включительно оставалась вне Евросоюза.

v02oeL95VItYiBHAgqGg9IBsqe9.jpg

Ф. Франко в 1968 г.

Вдобавок, в 1960-х – 1970-х гг. бывшая метрополия финансово-экономически и нередко политически поддерживала «кастровскую» Кубу, официально отвергая ее американскую блокаду. Более того, в 1959 и в 1966 гг. в Испании побывал не кто иной, как Эрнесто Че Гевара, что укрепило испано-кубинские взаимоотношения. Депутации от каудильо нередко наведывались на Остров Свободы.

Идею же испанского содружества к середине 1960-х гг. одобрили, в ходе встреч с каудильо и его эмиссарами, тогдашние главы Перу, Эквадора, Сальвадора, Венесуэлы, Гондураса, хотя это ещё не было оформлено официально; интерес к проекту проявили в Никарагуа, Уругвае, Коста-Рике, Чили... Одобрялось это и означенной доминиканской оппозицией, выступавшей, кроме того, против американской блокады Кубы и участия в ней Доминиканы. На вторую половину 1960-х гг. планировались официальные переговоры в Мадриде по формированию такого содружества – с участием в качестве наблюдателя делегации даже Филиппин, захваченных США у Испании в 1899 году и пребывавших в статусе американского протектората до 1946 г. Кроме того, Куба и франкистская Испания в 1960-х – 1970-х гг. поддерживали сторонников независимости близлежащего Пуэрто-Рико, тоже захваченного США у Испании в далёком 1898 г.

dominicana-pap.jpg

Однако переговоры не состоялись ввиду организованной серии новых проамериканских переворотов в Латинской Америке, а также из-за участия США и их ведущих союзников по НАТО в ликвидации в 1968-69 гг. испанских владений Экваториальная Гвинея (Центральная Африка) и района Ифни (атлантическое побережье Марокко). В ЭГ сразу начался террор против испанцев, компенсаций за который Мадрид и поныне требует у африканского государства. Наконец, не без «содействия» западных спецслужб в конце 1960-х – середине 1970-х гг. весомо участились теракты баскских сепаратистов из радикальной группировки «ЭТА»; характерно, что в сопредельном французском регионе «Страны Басков» никаких инцидентов не было.

В самой же ДР заинтересованным силам удалось спровоцировать гражданскую войну, уже первые дни которой показали растущее преимущество оппозиции, поддерживаемой большинством населения. Разумеется, это чрезвычайно встревожило администрацию Линдона Джонсона. Американское посольство, намеренно сгущая общеполитический контекст и разжигая истерию, не единожды утверждало, что руководство восстанием «фактически находится в руках коммунистов и сторонников кубинской революции». И уже через 4 дня после учреждения упомянутого временного правительства, 28 апреля 1965 г., Белый дом предписал отправить в Доминиканскую Республику экспедиционные силы, призванные «навести порядок» в духе пресловутой «доктрины Монро».

 613498770.jpg

Войска США на окраине столицы ДР

К 1 мая численность войск США достигла 12 тыс. военных, однако повстанцы оказывали упорное сопротивление интервентам. 5 мая при давлении США и Организации американских государств было заключено перемирие между восставшими и военной хунтой. 6 мая члены ОАГ создали Межамериканские миротворческие силы (IAPF) с целью служить миротворческим формированием в Доминиканской Республике. IAPF насчитывал 1748 военнослужащих.

15 мая лояльные хунте формирования атаковали силы повстанцев в северной части столицы, нарушив перемирие. В ходе боёв за президентский дворец погибло несколько военных руководителей конституционалистов. Американцы пытались удержать международную зону безопасности, но были обвинены в пособничестве обеими сторонами. 19 мая между воюющими сторонами удалось достигнуть нового перемирия.

Power-Pack-05.jpg

Военный патруль США в ДР 

15 июня конституционалисты предприняли вторую и последнюю попытку расширить границы контролируемых ими районов. В самой кровопролитной битве интервенции армейские части США быстро перешли в наступление и помогли лоялистам. Конституционалисты заявили, что с их стороны 67 человек погибли и 165 получили ранения. В результате активных действий американских военных основные части восставших были отрезаны друг от друга. Начались поиски, преследования и аресты участников мятежа и их воевавших сторонников, однако конституционалисты не сдавались. Очевидцы отмечали высокий моральный дух в их рядах, дисциплину и организованность. Исследовавший драматические события П. Глейхесис пишет, что американские военные были поражены мужеством, которое проявляли участники сопротивления в боях с американскими профессионалами. «Они никогда не сдавались; они боролись с отвагой и решимостью, которых не было у нас. Это было совершенно естественно: они воевали за что-то [важное]; мы – только за деньги» (1).

3 июля на заседании ООН делегация СССР огласила заявление Советского правительства о событиях в Доминиканской республике, в котором действия США квалифицированы как открытая военная интервенция против суверенного государства.

Power-Pack-04.png

31 августа представители конституционалистов, военной хунты и посреднической комиссии ОАГ подписали «Доминиканский акт примирения» и дополняющий его «Институционный акт». Временным президентом страны стал Эктор Федерико Гарсия Годой Касерас.

1 июня 1966 года в условиях оккупации страны войсками США прошли т.н. «выборы» президента, приведшие к «избранию» нового проамериканского правительства во главе с бывшим советником диктатора Л. Трухильо и бывшим президентом 1960-1962 гг. Хоакином Балагером. 28 июля начался вывод войск ОАГ, а сентябре – и американских войск. Тем не менее, в стране осталось 250 американских военных советников, 500 сотрудников посольства США и около 5 тысяч агентов ЦРУ. Стремясь проводить «сильную» внешнюю политику, Джонсон каждым последующим решением загонял себя и страну в непроходимое болото. «Благодаря», в первую очередь, Вьетнаму и интервенции в Доминиканскую Республику, преемник убитого Дж. Кеннеди остался в памяти американцев не в качестве одного из наиболее успешных социальных реформаторов, а как один из самых нелюбимых и «провальных» президентов страны (2).

И по сей день американо-доминиканские отношения поддерживаются на достаточно высоком уровне. Как свидетельствуют непрекращающиеся угрозы и враждебные действия администрации Трампа в адрес Венесуэлы, вторжение на Доминикану, известное также как «Операция Power Pack» – отнюдь не только далёкая история…

Алексей Балиев

Примечания

(1) Глазунова Е. «Мы пытались спасти эту страну»: администрация Л.Б. Джонсона и вторжение США в Доминиканскую Республику (1965 г.) // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2017. № 2.

(2) Там же.