Французский сатирический журнал Charlie Hebdo отметился очередной скандальной выходкой, которая по своему цинизму и безнравственности превзошла все прежние образцы малопривлекательного творчества этого парижского издания с давно уже основательно подмоченной репутацией. Катастрофа российского авиалайнера в небе над Египтом, унесшая жизни более 220 человек, повергла в шок миллионы людей во всем мире. А вот у сотрудников Charlie Hebdo эта трагедия вызвала совсем иную реакцию, став предметом насмешек и издевательств.
Журнал не впервые «шутит» над жертвами трагедий и катастроф. Так, летом, после обнаружения первых обломков пропавшего в Индийском океане малайзийского лайнера, художники Charlie Hebdo опубликовали карикатуру, изображавшую фрагменты тел стюардессы и пилота исчезнувшего Boeing. А в сентябре сотрудники журнала вновь спровоцировали скандал, разместив карикатуру на утонувшего сирийского мальчика, которая, по мнению многих, явно перешла границы дозволенного. Такой вот своеобразный черный юмор у этого парижского журнала, таковы его понятия о морали и нравственности. Впрочем, главный принцип, которому следует журнал, уже давно понятен: нравственно все то, что приносит доход, даже глумление над людским горем, если оно может стать средством наживы.
«Очередные карикатуры «Шарли Эбдо» — еще один пример последовательной безнравственности в саморекламе и беззастенчивом зарабатывании денег на чужих бедах и трагедиях», — заявил глава международного комитета Совета Федерации РФ Константин Косачев. «Нельзя пытаться расширить границы дозволенного, ломая пределы, за которыми — недопустимое равнодушие к нравственным ценностям, безразличие к страданиям людей и откровенное журналистское хамство», — подчеркнул он.
Такой же точки зрения придерживается пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, который заявил, что «публикация в журнале Charlie Hebdo карикатур на тему крушения российского лайнера в Египте не имеет отношения ни к демократии, ни к самовыражению». «У нас в стране это называется очень емким словом — кощунство», — сказал Песков.
Песков прокомментировал также резкую критику карикатур российскими депутатами. «Госдума выражает мнение наших законодателей… такая резкая реакция Госдумы свидетельствует, скажем так, об абсолютном эмоциональном и сущностном неприятии вот таких выходок. Такие издания, как Charlie Hebdo, абсолютно неуместны в нашей общественной системе, в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране, это действительно для нас неприемлемо», — сказал он, отметив, что не берется «судить о моральных устоях французов, это, наверное, их забота».
Но создается впечатление, что страну, давшую миру великих гуманистов и просветителей ХVIII века — Руссо, Вольтера, Монтескье — это не очень заботит. И жестокие уроки ни чему не учат. Ведь совсем недавно, в январе нынешнего года, на редакцию Charlie Hebdo было совершено вооруженное нападение после публикации карикатуры на пророка Мухаммеда. Двое злоумышленников ворвались в редакцию и открыли огонь по людям. Погибли 12 человек, в том числе двое полицейских.
Вскоре после нападения на журналистов издания в соцсетях получил распространение хэштег Je Suis Charlie («Я — Шарли»). Слоган стал чрезвычайно популярным: он появился на первых полосах французских изданий, на домашних страницах сайтов, на фотографиях профилей в сети Facebook, в витринах магазинов и в виде значков, которые люди носят на одежде. Президент Франции Франсуа Олланд и приехавшие в знак солидарности европейские лидеры вышли на улицы Парижа, украсив себя значками все с тем же хэштегом «Я — Шарли». Неужели и сейчас, после кощунственной выходки Charlie Hebdo, они готовы повторить «Я — Шарли»?
В России, во всяком случае, таких людей нет. И официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя публикацию безнравственных карикатур, связанных с крушением российского самолета А321 в Египте, написала на своей странице в Facebook: «Я не «Шарли»!»
«Знаете, почему я не «Шарли»? — объяснила она. — Потому что, на мой взгляд, они обманывают и нас, и себя, утверждая, что для их юмора нет запретных тем. Если бы это было так, то и карикатуру на мертвого сирийского ребенка можно было бы понять (не принять, а понять). Но это лишь при одном условии — если бы на следующий день после теракта в своей редакции «Шарли» выпустила свежий номер с карикатурой на погибших товарищей». «В таком случае творчество журналистов издания оставалось бы опасной провокацией, но, по крайней мере, в нем можно было бы разглядеть мировоззрение», — отметила представитель МИД РФ.
Разглядеть в творчестве сотрудников этого бульварного издания хотя бы подобие какого-то мировоззрения невозможно по той простой причине, что его у них вовсе не было и нет. Нет мировоззрения в нашем понимании этого слова, а главное, нет морали. И, как признал главный редактор Charlie Hebdo Жерар Биар, для журнала не существует понятия «кощунство». Что ж, откровеннее не скажешь. В интервью русской службе радиостанции Radio France Internationale (RFI) Биар заявил, что не понимает причин критики, прозвучавшей в России после публикации в этом издании карикатур на катастрофу российского самолета в Египте.
«Я этого просто не понимаю. Мы светская, демократическая и атеистическая газета. Понятие кощунства не имеет для нас никакого значения. Мы комментируем новости, как и все другие издания», — сказал Биар. Он уверяет, что скандальные рисунки опубликованы не для того, чтобы высмеять жертв трагедии. «На этих рисунках нет карикатурных персонажей. Мы просто комментируем событие и показываем свой взгляд на него. И мы делаем это каждую неделю».
Такая вот обычная, каждодневная и даже рутинная работа, и нет в ней ничего особенного и, тем более, оскорбительного для кого-то. Так что обижаться на «невинные шалости» этого «светского» журнала не стоит, убежден господин Биар. И официальный представитель МИД Франции Ромен Надаль, видимо, тоже так считает. Комментируя публикацию карикатур на крушение российского авиалайнера в Charlie Hebdo, он заявил, что «во Франции журналисты свободны выражать свое мнение и французские власти не имеют к ним никакого отношения». Думается, вряд ли он сделал подобное заявление, если бы какой-нибудь французский сатирический журнал позволил себе «пошутить» с помощью «забавных» карикатур над убийством Джона Кеннеди или над памятной атакой нью-йоркских башен-небоскребов 11 сентября 2001 года. Ну, а поскольку на этот раз жертвой трагедии стали россияне, то французским властям можно, по меткому выражению главы Чечни Рамзана Кадырова, спрятаться за фиговым листком демократии.
Раздумывая над всем этим, приходишь к печальному, но очевидному выводу: нам не понять логику и нравственные принципы ни журналистов (впрочем, журналисты ли они, может, правильнее назвать их информационными террористами?) из Charlie Hebdo, ни тех, кто считает их грязную, постыдную работу «свободным выражением своего мнения». Ведь, следуя их логике, надо признать, что в жизни нет ничего святого, что у вседозволенности нет границ и глумиться можно над чем угодно, особенно, если это приносит доход.
И еще приходит в голову такая мысль: а может быть, режиссеру Джеймсу Кэмерону, снявшему замечательную киноленту «Титаник», надо было сделать из гибели этого океанского лайнера не фильм-катастрофу, не трагедию, а легкую, веселую комедию, показывая с юмором, как в муках, с криками о помощи тонули сотни людей в ледяных водах Атлантики? Вот это было бы в том самом стиле Charlie Hebdo, в котором не видят ничего зазорного и предосудительного ни главный редактор этого одиозного издания, ни, по существу, взявший его под защиту официальный представитель французского МИД.
Валерий Асриян