С какой целью кувейтский проповедник с лондонской пропиской Азербайджан в «шиитскую» междоусобицу
Недавнее нападение шиитских радикалов на посольство Азербайджана в Великобритании осталось по преимуществу вне внимания западных СМИ. Напомним, 4 августа здание азербайджанского посольства, которое находится в лондонском районе Кенсингтон, было атаковано агрессивной толпой под шиитские призывы на арабском языке, размахивали флагом «Хизбаллы».
Напавшие на посольство смогли по внутренним коридорам забраться на балкон, сорвав государственный флаг Азербайджана. Но взамен его не появилось знамени ливанской шиитской партии «Хизбалла», как можно было бы предполагать. Напавшие на посольство люди водрузили на балконе голубое полотнище с Шахадой и обнаженным мечом в нижнем поле полотнища.
Этот флаг – символика маргинальной шиитской группировки «Союз слуг имама Махди». Группировка состоит из двенадцати человек, базируется в Великобритании. Ее лидер – выходец из Кувейта Ясир аль Хабиб, скрывающийся в Великобритании от ожидающего его на родине сурового наказания за оскорбление догм ислама.
Ясир аль Хабиб родился в Эль-Кувейте 20 января 1979 года. В юности он изучал на родине политологию, параллельно получил высшее мусульманское образование. Как утверждает Ясир аль Хабиб, его наставник по исламу – шиитский аятолла из Ирака Мухаммед аль Ширази, прямой потомок Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда, четвёртого праведного халифа. Мухаммед аль Ширази (1959-2008) действительно был сейидом – потомком семьи пророка Мухаммеда, уважаемым в Ираке и Иране выдающимся шиитским богословом. Ясир аль Хабиб действительно был учеником Аль Ширази. Однако ученикам, как известно, свойственно интерпретировать слова своих великих учителей на собственный лад, а то и искажать их. (Как шутили в годы юности автора материала, «Ницше – гений, а ницшеанцы – клеветники на гения» – А.А.). Ясир аль Хабиб в начале нулевых годов распространял среди юных кувейстских шакирдов (студентов медресе – А.А.) лекцию под крайне провокационным названием «Почему шииты ненавидят Умара аль Хаттаба?» Умар аль Хаттаб – второй праведный халиф, родственник пророка Мухаммеда. В своих лекциях Ясир аль Хабиб крайне вольно для благочестивого мусульманина интерпретировал жизнь Абу Бакра – тестя пророка Мухаммеда, первого праведного халифа. Такие вольные интерпретации были восприняты шиитским сообществом Кувейта как оскорбления семьи основателя ислама. Помимо того, Ясир аль Хабиб обвинил в куфре – неверии всех суннитов, разжигал в своих лекциях настоящую суннитофобию. Подчеркнём, что Кувейт – суннитская страна. Кончилось все тем, что Ясира аль Хабиба в 2003 году арестовали в родном Кувейте за разжигание межрелигиозной розни и осудили на десять лет тюремного заключения. Через год Хабиба помиловали указом эмира Кувейта, но потом выяснилось, что в канцелярии эмира ошиблись. Пока правовые инстанции Кувейта разбирались, что и как, Ясир аль Хабиб сбежал из страны. Сначала он уехал в Ирак, только что оказавшийся под американской оккупацией после свержения Саддама Хусейна.
Будучи по рождению суннитом этот выходец из Тикрита был крайне подозрителен к шиитам, преследовал их. Американская оккупация открыла шиитской (как и кудской) элите Ирака доступ к высшим эшелонам власти. В Ираке, под «крылом» у американцев, Ясир аль Хабиб чувствовал себя вольготно. Из Ирака он ненадолго выехал в Иран, какое-то время прожил в Куме – университетской столице шиитского мира, где получают высшее мусульманское образование иранские аятоллы. Из Ирана он уехал в Великобританию. На берегах Туманного Альбиона в то время жил Муджтаба аль Ширази – старший брат Мухаммеда аль Ширази, учителя Ясира аль Хабиба. Муджтаба аль Ширази в Великобритании работает не только шиитским проповедником, но и адвокатом. Через старшего брата своего учителя Хабиб получил в Великобритании статус политического беженца, подал заявление на гражданство «туманного Альбиона».
Ясир аль Хабиб обосновался в Лондоне, в районе Кенсингтон. Эта часть столицы Соединённого Королевства ранее была известна как домашняя территория фанатов футбольного клуба «Челси». Сегодня Кенсингтон – средоточье граждан Великобритании, выходцев из стран Ближнего Востока и Африки, а также трудовых мигрантов оттуда, которые ждут получения британского паспорта. В Кенсингтоне находится крупнейший в Западной Европе Мусульманский центр культурного наследия. Здесь, как и по всему Большому Лондону, много халяльных кафе, чьи посетители тайно или явно сочувствуют запрещённой в России террористической группировке «Братья-мусульмане». Словом, Ясиру аль Хабибу в столице Великобритании есть, где разгуляться.
Догматика, которую проповедует этот кувейтец, не только разжигает рознь между суннитами и шиитами, но и сеет раздоры внутри шиитского мира. Проповеди Ясира аль Хабиба направлены против религиозного руководства Исламской Республики Иран, аятолл Ирака. Как упомянуто выше, группировка Хабиба насчитывает только 12 человек, по сути дела, это сборище маргиналов. Но вот, что интересно: у этих маргиналов крупные для Великобритании финансовые средства. В 2013 году «Слуги Махди» приобрели за 1,2 млн фунтов стерлингов (!) в графстве Бэкингемшир бывшую англиканскую церковь, обустроили там свою мечеть под названием «Аль-Мухассин». 10 марта 2018 года вооруженные «Слуги Махди» захватили посольство Ирана в Лондоне, протестуя против задержания властями Исламской Республики Муджтабы аль-Ширази. Чтобы организовать такое нападение, да ещё и с огнестрельным оружием, нужны большие деньги.
В 2020-2021 годах «Слуги Махди» вложили огромную сумму в производство британского художественного фильма «Владычица небес», который произвел фурор в мусульманском мире. В этом фильме крайне вольно и даже фривольно передается история Фатимы – младшей дочери пророка Мухаммеда, матери боготворимых шиитами имамов Хасана и Хусейна. Продюсер фильма – британец Мэтью Кейперс, консультант – обладатель «Оскара» Джон Стивенсон, а автор основной идеи – Ясир аль Хабиб, которого в родном Кувейте ждет тюрьма за оскорбление ислама. Конечно, «Владычица небес» – это не вызывающая тошноту «Невиновность мусульман», но с точки зрения канонического ислама фильм всё же провокационный.
Ничтожное количество последователей в сочетании с огромными деньгами и влиянием в западном истэблишменте – резонный повод предположить, что «Слуги Махди» работают на британские спецслужбы.
Великобритания – известный исторический пионер по тому, как проводить колонизационную политику в мусульманском мире путем принципа «разделяй и властвуй». С целью развалить изнутри Османскую империю, в конце XVIII века британцы создали ваххабизм в его джихадистской версии. Ближе к середине XX века, когда колониальная звезда «Туманного Альбиона» клонилась к закату, но Лондону надо было держать в своих руках Ближний Восток, не без опеки британских эмиссаров появились на свет те самые «Братья-мусульмане». Группировка, чей путь отмечен морями крови от Египта до Югославии и бывшего СССР, в дополнительном представлении не нуждаются. Британцы поднаторели в приручении маргинальных исламских «фракций» и групп, вроде «Слуг Махди». Боевики Ясира аль Хабиба – удобное британским спецслужбам пугало, с помощью которого можно демонизировать «традиционных» шиитов и все страны, где шиизм является господствующей религией. Такой объект демонизации – Исламская Республика Иран, с которой у толерантного ко всякого рода извращениям Лондона отношения, мягко говоря, напряжённые…
Когда «Слуги Махди» напали на посольство Азербайджана, британский таблоид Daily Mail назвал «Слуг Махди» «проиранской группировкой», которая якобы проводит интересы Тегерана и хочет войны между Ираном и Азербайджаном. К счастью, в Азербайджане в эти абсурдные россказни никто не поверил. Ирану лучше знать, какая из зарубежных мусульманских групп занимает его сторону, а какая действует против Исламской Республики на стороне её недоброжелателей.
Впрочем, нельзя исключать и того, что «Союз слуг Махди» не найдёт себе благодарных последователей в Азербайджане, среди каких-нибудь политизированных маргиналов. Во-первых, у Ясира аль Хабиба есть деньги – а это очень сильная мотивация. Во-вторых, у этого кувейтского проповедника хорошо подвешен язык, он умеет работать с публикой. В-третьих, Ясир аль Хабиб, как и любой постмодернистский деятель, хорошо спекулирует на невежестве людей в области ислама. Постмодернизм в исламе, как и в любой религии, заставляет полуграмотного, а то и вообще неграмотного в религии человека подумать: «Если я прослушал пару модных часовых лекций по религии, значит, я знаю богословие получше многих других богословов». Не стоит сбрасывать со счетов достаточно невысокий уровень религиозных знаний у имамов из Управления мусульман Кавказа, как шиитов, так и суннитов. В ряде случаев, отсутствие фундаментальных знаний по исламу у этих имамов компенсируется искренней верой в Аллаха, но есть случаи, когда и этой веры нет….
Среди очень многих граждан Азербайджана до сих ходит советский стереотип про «государственного муллу» как дельца от религии, который только и умеет, что обирать наивных верующих. Глава Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде не пользуется ааторитетом у многих шиитских теологов Азербайджана. Пашазаде – выпускник Исламского института в Ташкенте, товарищ по учебе муфтия и первого президента Чечни Ахмата Кадырова. Однако более молодые, чем он, шиитские теологи из Азербайджана верно указывают, что у Шейх-уль-Ислама нет степени мардж – ат таклид, которая нужна шиитскому служителю ислама, чтобы называться аятоллой. Между тем, степени мардж - ат таклид есть у оппозиционных властям Азербайджана шиитских теологов Талеха Багирзаде и Зульфугара Микаилзаде, которые не входят в структуру Управления мусульман Кавказа. Аудитория Багирзаде, Микаилзаде и других неофициальных шиитских теологов – пригороды Баку Нардаран и Маштага, средоточье наиболее религиозных шиитов страны, «маленькие Тегераны». Жители этих пригородов Баку в религиозном плане более ориентированы на Иран, чем на Азербайджан. Согласно народной версии, которая ходит в Азербайджане, нардаранцы и машташинцы – и не тюрки-азербайджанцы вовсе, а потомки персов. Как видно, в Азербайджане, которому объявил «джихад» Ясир аль Хабиб, исламская палитра куда более пестрая, чем в родном ему Кувейте.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Неизвестно, каких целей добивался Ясир аль Хабиб, когда поднял своих сторонников на бесполезный и опасный для жизни штурм посольства Азербайджана. Но можно точно сказать, что этот кувейтец вбил в клин в многолетние дружбу и сотрудничество между Баку и Лондоном. История этих тесных отношений берёт начало с 1992 года, когда Маргарет Тэтчер уговорила Баку «отписать» азербайджанскую нефть международному консорциуму под водительством British Petroleum. Не так давно Великобритания была для Азербайджана куда более близким партнером, нежели США. Есть предположение, что в спецслужбах Азербайджана полагают, что их британские коллеги с помощью «Слуг Махди» хотели бы внутренне обессилить прикаспийскую страну в расчёте на длительное противостояние с Арменией, которое никуда не делось. В Баку не говорят прямо, что Лондон сегодня занимает сторону Еревана. Там не могут понять, почему британцы, у которых есть глаза и уши по всему миру, не смогли предупредить нападение «Слуг Махди» на посольство Азербайджана в Лондоне, а сейчас подозрительно волокитят со следствием по этому происшествию. Создается впечатление, что британцы и в самом деле хотят спрятать «Слуг Махди» от посторонних глаз…
Александр АШУРОВ – политолог, политический обозреватель информагентства Eurasia Daily