Восемь человек после массовой драки скончались
Ситуации, подобные случившейся 7 февраля массовой драки в селе Масанчи Кордайского района Жамбылской (Джамбульской) области Казахстана, надо предвидеть. Такие события – звенья в цепи запланированной нестабильности, которую готовят в том числе гости вроде недавно побывавшего в Казахстане Майка Помпео.
Согласно данным министра внутренних дел РК Ерлана Тургумбаева, в указанном населённом пункте действовала «группа из приблизительно 70 агрессивно настроенных жителей, которые из хулиганских побуждений начали групповую драку». Цитируем дальше: «На место прибыли сотрудники Кордайского РОВД. Одновременно провокаторы и очевидцы конфликта снимали происходящее. Через социальные сети они призывали граждан к противозаконным действиям. Это привело к эскалации конфликта и увеличения количество участников групповой драки. В результате из соседних населенных пунктов прибыло еще около 300 человек».
Министр внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев
На требование полиции прекратить беспорядки участники драки ответили нападением на полицию, в результате чего в Масанчи были направлены дополнительные полицейские силы. Конфликт охватил и соседние сёла, например Сортобе. Правоохранительные органы выставили по периметру района конфликта блокпосты.
«В ходе массовой драки несколько десятков участников получили телесные повреждения и огнестрельные ранения. 8 человек от полученных травм скончались. При исполнении служебных обязанностей различные травмы получили также сотрудники полиции. По предварительным данным, в результате беспорядков повреждены более 30 частных домов, 15 объектов торговли и 23 автомашины. 47 человек были задержаны и доставлены в отдел полиции, изъято два охотничьих ружья».
Сейчас ситуация локализована, полиция начала расследование. Министр информации и общественного развития Даурен Абаев огласил первую версию – бытовой конфликт. Как всегда. Однако десяток фактов свидетельствуют о тщательно готовившейся провокации с соответствующей информационной поддержкой.
Отчего бытовой конфликт привёл к массовой драке с человеческими жертвами и погрому? Всегда ли во время бытовых стычек в дело вступали спецназ и Нацгвардия?
Накануне конфликта ситуацию пытались «разогреть» в соседнем селе Сортобе. Там патруль полиции остановил машину из-за несоответствия стандарту номера, но на предложение водителю проследовать в участковый пункт для установления личности последний попытался скрыться. Водитель заехал в свой двор, затем он и его родня напали на полицейских, нанеся им телесные повреждения и разбив патрульный автомобиль.
Докладывая о ситуации, президент Токаев признал действия провокаторов. В социальных сетях широко распространялись слухи и дезинформация, например, о том, что результатом погромов стал массовый выезд жителей из Казахстана в Узбекистан и Киргизию. Токаев заявил, что кто-то «умышленно пытается придать происходящим столкновениям межнациональный характер».
Почему межнациональный? Потому что казахи нападали на дунган, компактно проживающих в Жамбыльской области.
Среди распространяемых в соцсетях слухах указывалось, что «дунгане специально пришли из Китая и они – передовой отряд китайской экспансии». Однако дунгане живут здесь второе столетие и революционер Магазы Масанчи, в честь которого названо село, тоже из дунган. Во время «культурной революции» и гонений на мусульман несколько сот тысяч дунган были вынуждены покинуть Китай, до недавнего времени дунганские общины нормально уживались с казахами и представителями других этносов.
Напомним, что последние акции национал-патриотов были направлены против «китайской экспансии», а прибывший в Казахстан госсекретарь Майкл Помпео открыто пытался затащить руководство Казахстана в «клуб евроатлантических синофобов». Не слишком ли много совпадений?
Надо надеяться, созданная в РК правительственная комиссия, КНБ и Генпрокуратура выявят тех, кто поджигает ситуацию в республике. Разве восемь убитых в массовой драке – не достаточная плата за то, что граждан не уберегли от провокационной попытки разжечь межнациональный конфликт?
По материалам: Фонд стратегической культуры