Идлиб: ПЗРК боевиков угрожают гражданской авиации

Текущие события на северо-западе Сирии свидетельствуют о стремительном обострении обстановки в Идлибской зоне деэскалации (ИЗД). Причиной деградации ситуации в Идлибе является хроническое невыполнение Турцией своих обязательств по сочинскому меморандуму по стабилизации ситуации в зоне деэскалации Идлиб от 17 сентября 2018 г., вследствие чего вооруженные силы Сирийской Арабской Республики при поддержке Воздушно-космических сил России были вынуждены обеспечить безопасность населения Алеппо и российских военнослужащих на базе Хмеймим оттеснением боевиков в глубину ИЗД.

Ретроспективный взгляд дает понять, что турецкое руководство попросту не прилагало никаких усилий и не намерено сейчас выполнять положения сочинского меморандума и стремится принять все меры в интересах сохранения контроля над этой территорией.

За полтора года турецкая сторона так и не выполнила взятые на себя обязательства:

- демилитаризованная зона не создана, обстрелы из зоны деэскалации по позициям сирийской армии и гражданским объектам продолжаются;

- трассы М4 и М5 не разблокированы, до недавнего времени жители региона не могли передвигаться по трассе М5 без риска для жизни;

- размежевание «умеренной» оппозиции от радикальных террористов на подконтрольной туркам территории Идлиба осталось только «на бумаге».

В создавшейся обстановке на северо-западе Сирии и при ее дальнейшей деградации политической повесткой России на сирийском направлении может стать постановка перед Турцией вопроса о выходе из сочинского соглашения по причине нецелесообразности дальнейшего следования взятым российской стороной на себя обязательствам.

На встречные обвинения России Анкарой в срыве реализации сочинских договоренностей в результате наступательных действий правительственных сил, хотелось бы напомнить турецкой стороне, что зона деэскалации создавалась в Астанинском формате Россией, Ираном и Турцией как временная мера на земле суверенной Сирии. Сирийские правительственные войска имеют право и даже обязаны освобождать свою национальную территорию от террористов. Напротив, множество вопросов вызывает, по существу, пособничество турецких военных экстремистам из террористической группировки «Хайат Тахрир Аш-Шам».

Несмотря на заявления о стремлении к дипломатическим путям решения конфликтной ситуации в Идлибе, Анкара активно перебрасывает в зону деэскалации личный состав, вооружения и военную технику. Для недопущения продвижения сирийских войск западнее трассы М-5 турки развернули мощную группировку своих войск, насчитывающую около 4,5 тысяч человек, около 350 танков и другой бронетехники, более 140 артиллерийских орудий и реактивных систем и не менее 200 единиц различной автомобильной техники.

Развернутые в Идлибской зоне деэскалации подразделения турецких вооруженных сил открыто оказывают помощь как подконтрольным боевикам «Сирийской национальной армии», так и радикальным бандформированиям, в том числе «Хайят Тахрир-аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра»). Турецкие военные позволяют отрядам экстремистов занимать районы вблизи своих опорных пунктов, прикрывая их от ударов авиации российских ВКС и огня сирийской артиллерии. При этом значительная часть военной техники турецких вооруженных сил вскоре после пересечения турецко-сирийской передается боевикам террористической группировки «Хайят Тахрир-аш-Шам». Однако на артиллерийских установках ВС Турции остаются штатные расчеты турецких военнослужащих, которые поддерживают контратаки боевиков огнем своей артиллерии.

Всего с 14.00 9 января 2020 г., когда в Идлибской зоне был введен режим «Тишины» по состоянию на утро 21 февраля российским Центром по примирению враждующих сторон зафиксировано 1848 обстрелов позиций правительственных войск Сирии, в результате которых погибло
60 военнослужащих и 106 гражданских лиц, ранено 350 человек, из которых 199 мирных граждан. В период с 1 по 21 февраля позиции сирийских правительственных войск были обстреляны с турецких наблюдательных постов 72 раза, в результате которых погибло 29 и ранен 71 военнослужащий ВС САР.

Все чаще фиксируются сирийцами в атакующих боевых порядках террористов и становятся законными целями на поражение вооружение и боевые машины, переданные боевикам. Только за последнюю неделю правительственными войсками при отражении атак террористов уничтожено более 10 поставленных боевикам турецких танков и БМП.

С 10 февраля атаки боевиков поддерживались огнем по правительственным войскам турецких артиллерийских подразделений со стороны населенного пункта Тефтеназ.

11 февраля атаки «Хайят Тахрир-аш-Шам» велись под прикрытием огня танков ВС Турции со стороны населенного пункта Кминас.

14 февраля в районе населенного пункта Мааррет при отражении атаки боевиков была уничтожена одна из трех БМП «ACV-300ZMA» производства Турции, задействованных боевиками, а в районе Урум эль-Курба захвачены ПТУР «ТОУ» и элементы комплекса контрбатарейной борьбы.

20 февраля террористические бандформирования осуществили несколько массированных атак с применением большого количества бронетанковой техники на правительственные силы в районе Найраба со стороны населенного пункта Кминас. Действия боевиков поддерживались огнем артиллерии турецких вооруженных сил, что позволило террористам прорвать оборону сирийской армии. Для недопущения выхода бандформирований вглубь сирийской территории по просьбе сирийского командования самолетами Су-24 ВКС России был нанесен удар по прорвавшимся вооруженным формированиям террористов. Это позволило сирийским войскам успешно отбить все атаки. Ими уничтожен 1 танк, 6 БМП и 5 пикапов с крупнокалиберным вооружением боевиков.

Вызывают особую обеспокоенность случаи снабжения Анкарой боевиков в Идлибской зоне деэскалации формой регулярных вооруженных ВС Турции. В дальнейшем, под видом турецких военнослужащих в боевых действиях против правительственных войск участвуют боевики «Хайят Тахрир аш-Шам» и других террористических группировок.

Но главная тревога сегодня – случаи применения боевиками в Идлибской зоне деэскалации переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). В текущем месяце уже сбиты два вертолета сирийских ВВС и предпринята попытка поражения российского Су-24. То есть находившиеся на вооружении турецких вооруженных сил американские ПЗРК, которых раньше у боевиков не было, благодаря турецким поставкам попали в руки террористов. Регулярное применение радикалами ПЗРК ставит под вопрос безопасность полетов гражданской авиации в регионе.

Василий Чапов, по материалам: Кавказский геополитический клуб