Усиление НАТО подрывает европейскую безопасность

Инициатива Улофа Пальме востребована в новом «прочтении»

Военно-политическая напряженность нарастает практически по всему периметру западных и южных границ бывшего СССР, благодаря всё более активному присутствию НАТО вдоль этих границ и «внедрению» блока в ряд постсоветских стран к западу и к югу от России. Между тем, диалог между Россией и НАТО фактически прерван с 2015 года. Состоявшаяся же 6-7 февраля в Баку встреча главы Генерального Штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, генерала Валерия Герасимова с Верховным главнокомандующим Объединённых Вооружённых Сил НАТО генералом Тодом Уолтерсом не внесла ясности относительно перспектив возобновления на регулярной основе взаимного диалога. И будут ли учитываться альянсом вопросы военной безопасности России в ареале бывшего Варшавского Договора и в близлежащих к РФ регионах бывшего Советского Союза.

В ходе состоявшихся переговоров В. Герасимов отметил необходимость постоянных встреч военного руководства РФ и НАТО, подчеркнув, что «в условиях создавшейся международной обстановки и всех ее сложностей, стабильности нет и не предвидится, в частности, и у границ России. При этом сказывается и обостряющаяся борьба с международным терроризмом. А всё это обуславливает необходимость встреч военного руководства и обсуждения ряда вопросов». Схожую оценку высказал Т. Уолтерс, но без уточнений конкретных приоритетов в текущей и перспективной политике блока на постсоветском направлении, как и в Восточной Европе. В российском военном ведомстве проинформировали, что «военачальники обменялись мнениями по вопросам стратегической стабильности, ситуации в кризисных регионах мира, а также обсудили шаги по военной линии в целях предотвращения инцидентов, вызванных военной деятельностью сторон».

Актуальность этих переговоров обусловлена растущими военными рисками в Европе, связанными, в частности, с переброской к западным границам России под предлогом масштабных учений Defender Europe 2020 военной техники и около 40 тысяч человек личного состава НАТО и США. Так, Польша и страны Балтии за считанные годы превратились в плацдарм, где сформирована многонациональная группировка альянса численностью до 12 тысяч военнослужащих и с 680 единицами современной боевой техники. Это прямо связано с реализацией натовской концепции «Четыре по тридцать» (2017 г.), предусматривающей создание нового сегмента сил немедленного реагирования альянса численностью в 30 тысяч военнослужащих и не менее чем с 1,3 тысяч единиц военной техники. Сухопутный сегмент этих сил сформирован и укрепляется; завершается формирование морского и воздушного контингентов. В более широком контексте, Варшава пытается занять в НАТО нишу, свойственную ранее Лондону – нишу абсолютно лояльного соратника Америки, постоянно указывающего на пресловутую «угрозу с Востока». Не осталась в стороне и Арктика – в начале марта 7500 американских военнослужащих отправятся в Норвегию для участия в учениях НАТО Exercise Cold Response 2020, в ходе которых практически целый месяц (!) партнёры будут отрабатывать безумный сценарий «отражения интервенции России», включая ядерную компоненту.

Американские участники очередной, 56-й «Мюнхенской конференции по безопасности», такие, как Нэнси Пелоси, Майк Помпео, Майкл Эспер – едины в стремлении к «активному сдерживанию» Китая и России, и это не просто сотрясения воздуха. В большинстве стран Восточной Европы и на Балканах возрастают интенсивность и масштабы учений вооруженных сил США и их союзников, с целью расширения операционных возможностей блока модернизируются авиабазы и иные объекты военной инфраструктуры. Упомянутое крупномасштабное учение объединенных вооруженных сил США и НАТО Defender Europe-2020 разворачивается на территории 10 европейских государств с участием минимум 37 тысяч военнослужащих из 18 стран. В рамках учений в Грузии, Польше и Литве будет отрабатываться высадка воздушных десантов из состава 82-й дивизии ВДВ США, а также – боевые действия специальных подразделений в киберпространстве и космической сфере. В России складывающуюся у западных рубежей ситуацию отслеживают спокойно, без «переполоха и испуга». «Мы достаточно вооружены, у нас хватает сил и средств», – отметил глава думского Комитета по обороне Владимир Шаманов. В ответ на действия НАТО Россия проведёт на своей территории ряд «оперативных мероприятий», направленных на определение степени боеготовности войск. Маневры российской армии будут проходить на театре военных действий, находящемся в непосредственной близости с дислокацией воинских формирований стран Альянса, где ранее лицемерно «забеспокоились» в связи с размещением ракетных систем в Калининграде, Крыму и на Камчатке. Кроме того, на боевое дежурство заступили подразделения РВСН, оснащённый гиперзвуковыми ракетными комплексами «Авангард».

Характерно и то, что в учениях NATO – Georgia Exercise-2019, названных руководством Альянса «важной вехой военно-политического сотрудничества НАТО и Грузии», было задействовано 22 страны. Эти маневры предполагается сделать регулярными и направленными и против хотя бы «условного», но вполне конкретного противника: таковым у Альянса и Грузии в Кавказском регионе могут быть только Россия и её союзники. Аналогичные «маневренные» планы НАТО имеются и в отношении Украины.

По мнению начальника Объединенного штаба ОДКБ Анатолия Сидорова, «для укрепления своего влияния на Кавказе Вашингтон и Брюссель активно развивают военное сотрудничество с Грузией, пытаясь превратить страну в основной инструмент противодействия России». Взаимодействие Тбилиси с западными партнёрами в военной сфере включает финансовую, военно-техническую помощь Грузии, совместную оперативную и боевую подготовку, модернизацию объектов военной и «двойной» инфраструктуры. Соответствующие мероприятия определены в очередном соглашении (2018 года) о двустороннем сотрудничестве США и Грузии в сфере обороны на 2020-2023 годы. По оценке А. Сидорова, милитаризация Южного Кавказа обещает лишь обострение региональных противоречий, а итоги относительно недавних военных операций стран-членов НАТО в Югославии, Ливии, Афганистане, Ираке, Сирии свидетельствуют: присутствие войск Альянса и безопасность вряд ли совместимы.

Судя по ряду публикаций в СМИ Запада, указанные тенденции не в последнюю очередь связаны с недостаточной согласованностью оборонной политики и военно-политического курса стран-участниц ОДКБ, о которой мы писали ранее. Это и иные обстоятельства убеждают натовских функционеров в «безнаказанности» дальнейшей экспансии на Восток.

В этом контексте вновь становится актуальной выдвинутая в начале 1980-х годов инициатива тогдашнего премьер-министра Швеции Улофа Пальме о создании зон военного доверия в Европе, а в Центральной Европе – зоны, свободной от ядерного оружия и его носителей (1). И вот теперь эта инициатива востребована уже не только для всей Восточной Европы, но ещё и для «западного» региона бывшего Советского Союза.

Представляется, что с подобного рода инициативой могла бы выступить ОДКБ совместно с Азербайджаном, Молдовой, а также с не входящими в НАТО европейскими странами (Ирландия, Австрия, Швейцария, Финляндия, Швеция, Сербия, Мальта,  Республика  Кипр и др.). Также нелишне напомнить, что указанные европейские страны, а также Югославия и даже Албания в 1983-86 гг. упомянутую инициативу У. Пальме поддержали.

Тогда, на пике «холодной войны», состоялись даже предварительные раунды соответствующих переговоров между НАТО и Организацией Варшавского Договора при посредничестве ряда нейтральных государств. Однако буквально за неделю до визита уже в «горбачевский» СССР в 1986 г. шведский премьер-министр был убит, а его инициатива – казалось бы, прочно забыта. «Перестройка» в Советском Союзе и череда «бархатных» (и не очень) революций в Восточной Европе стали предвестием краха Организации Варшавского Договора, а вслед за ним – и распада Советского Союза. Господство Запада, казалось бы, стало безраздельным, однако события последнего десятилетия вновь со всей остротой ставят в повестку дня вопрос о формировании эффективных каналов военно-политического диалога между Россией и НАТО, а также его отдельными участниками. Так, 18 февраля состоялись переговоры министров иностранных дел и обороны России и Италии по формуле «2+2». Упомянув о необходимости наращивания сотрудничества Альянса с ведущими игроками, министр обороны Италии Лоренцо Гуэрини подтвердил, что «европейский проект НАТО является фундаментом нашей архитектуры безопасности». Думается, эта формула полностью разделяется и иными крупными европейскими членами НАТО, прежде всего Германией.

Фото: irishtimes.com

Примечание

(1) Предварительно она обсуждалась с советским руководством ещё во второй половине 1970-х годов.