Сирия: «идлибский пациент», краденая нефть и оружие террористам

Пружина российско-турецких противоречий сжимается…

Удары сирийской армии по точкам нелегальной торговли краденной сирийской нефти на оккупированных Турцией районах севера страны (провинции Алеппо и Идлиб) вернули из небытия хорошо известные стенания об «ударах по объектам гражданской инфраструктуры», включая неизменные «госпиталя». Так, 21 марта Министерство обороны Турции обвинило «режим Асада» в атаке на жилой район Ках и стоянку грузовиков и трейлеров в районе Сармады идлибской «зоны деэскалации», в результате чего получили ранения 7 мирных жителей. Ранее в тот же день, по версии Анкары, сирийская армия якобы обстреляла больницу в районе Атариб – при этом, как утверждалось, погибли пять мирных жителей и десять были ранены. Российской стороне было направлено уведомление «о немедленном прекращении нападений».

Последствия авиаудара России по Сармаде. Фото: @Ozkok_A

Уже на следующий день к обвинениям Анкары оперативно подключилось ведомство Энтони Блинкена, утверждая, что силы ВКС России якобы наносили авиаудары в провинции Идлиб близ сирийской границы, приведшие «к гибели одного мирного жителя» и поставившие «под угрозу доступ к столь необходимой помощи. Баб эль-Хава остаётся единственным санкционированным ООН гуманитарным пограничным переходом в Сирии, а также наиболее эффективным и действенным инструментом оказания жизненно важной гуманитарной помощи примерно 2,4 миллиона сирийцев каждый месяц». В Госдепе подчеркнули, что мирное население, включая медицинский персонал и учреждения, «никогда не должны становиться мишенями в военных действиях… Насилие должно прекратиться, и мы вновь повторяем наш призыв к общенациональному режиму прекращения огня».

Практически синхронно террористы обстреляли из поселения Кафер-Ханни районы «северной столицы» Алеппо Ас-Салихин и Аль-Фирдаус реактивными снарядами: два мирных жителя погибли, не менее 17 ранены, сообщил заместитель руководителя центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Сирии Александр Карпов. С просьбой найти виновных российская сторона обратилась к туркам. В свою очередь, авиация ВКС России продолжила уничтожение террористической инфраструктуры поддерживаемых Анкарой террористических группировок. Военкоры Русской Весны обращают внимание на попытки пропаганды боевиков «выдать эти фуры за машины гуманитарной помощи, на самом деле в них перевозилось стрелковое оружие и материально-технические средства для бандформирований». Нефтеперерабатывающие объекты в Идлибе так или иначе связаны с учреждённой главарями международных террористических группировок компанией Watad Petroleum, являющейся «одним из главных звеньев в контрабанде сирийской нефти в Турцию и также является основным источником финансирования для [запрещённой в России группировки] "Хайят Тахрир аш-Шам"».

Очередной «гуманитарный конвой» в Идлиб Фото: @yenisafakEN

Российская сторона публично не комментирует претензии Анкары, намекая при этом, по данным газеты «Коммерсант», на недопустимость контрабанды сирийской нефти. В Москве считают, что механизм трансграничной помощи через погранпереход «Баб-эль-Хава» используется для поставок оружия в Идлиб. Очевидное – и вполне логичное – стремление сторон «не выносить сор из избы», избегая открытых обвинений, тем не менее, не в состоянии скрыть нарастающего напряжения. 23 марта в МИД Турции вызывали российского посла Анатолия Ерхова, высказав ему очередную серию обеспокоенности, особенно – в отношении так называемой «больницы». При этом провокационные действия их «пациентов» турецкими партнёрами демонстративно игнорируются или воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, причем речь идёт не только об Идлибе или Алеппо. Стоило туркам закрепиться на севере провинции Ракка (район Айн-Исса), как оттуда начались обстрелы. В частности, протурецкие банды обстреляли из миномётов поселение Аль-Муаляк, а позже атаковали колонну с мирными жителями, направляющимися в Сейду. В целом число регистрируемых российской частью совместной мониторинговой комиссии нарушений режима прекращения огня на севере Сирии значительно превосходит данные турок (только за 21 марта – 40 против 28). Тем не менее, 24 марта в ЦВПС заявили о возобновлении работы трех пунктов пропуска гражданских в зоне деэскалации «Большой Идлиб» («Серакиб», «Мизнас» и «Абу-Азейдин») – соответствующие предложения направлены турецкой стороне.

«Гостинцы» из Турции на рынках Идлиба, фото: @CalibreObscura

25 марта, выступая в парламенте, министр обороны Турции Хулуси Акар объявил о достигнутой после телефонных переговоров с Сергеем Шойгу договорённости:

«Мы договорились принять меры против нарушения перемирия в Идлибе. Наша цель – обеспечить устойчивое перемирие».

Тем не менее, президент Реджеп Эрдоган не собирается менять своих планов в Сирии, предполагающих уход «режима Асада» и передачу власти в стране устраивающему турецкого лидера так называемому «народу». Более того, не исключено, что российско-турецкие противоречия в Сирии могут определённым образом сказаться и на других регионах традиционного соперничества, включая Закавказье, где Анкара значительно усилила позиции после «третьей карабахской войны», и Донбасс, где тесно сотрудничающий с Анкарой Киев активно готовится к возобновлению военных действий. На фоне усиления российского военного присутствия в Армении фиксируется переброска тяжёлой техники на сопредельной турецкой территории.

* * *

23 марта стало известно об уничтожении российскими военными сапёрами на границах провинций Идлиб и Хама брошенную боевиками запрещённых в России группировок «Джейш аль-Изза» и «Джебхат ан-Нусра» пещеру, использовавшуюся для снабжения продовольствием и медикаментами.

«Пещера использовалась боевиками в качестве продовольственного склада, также здесь хранились медикаменты для лечения раненых. В этой пещере порядка четырех комнат для содержания продуктов и медикаментов, а также для размещения порядка 20-30 боевиков»,

сообщил журналистам начальник инженерных войск группировки войск ВС России в Сирии полковник Роман Бессмертный. Для охраны и обороны пещерного комплекса, расположенного в ложбине между покрытых оливковыми садами холмов, боевики использовали соседние пещеры, подведя электричество и производя масштабные фортификационные работы. За десятилетие гражданской войны и террористической интервенции таких бандитских схронов создано немало, и их поиск и зачистка и далее будет представлять собой серьёзную задачу. Возможности оккупантов, поставивших разграбление арабской страны на поток, были бы не такими значительными без наличия внутренней агентуры и «осиных гнёзд» на формально контролируемой официальным Дамаском территории. Официальные представители Пентагона подтверждают, что американские формирования остаются на северо-востоке Сирии «на неопределённый срок» под предлогом борьбы с запрещённой в России группировкой «ИГ» и поддержки «местных сил». Тем временем, вереницы бензовозов идут не только в Турцию, но и в Ирак под контролем так называемой «международной коалиции». По информации агентства SANA, утром 23 марта

«американские силы начали переправлять колонну из 300 бензовозов с краденной нефтью с сирийских месторождений на иракскую территорию через незаконный пограничный переход Махмудиа».

Только в последние месяцы «в рамках плана по краже сирийского богатства» американцы перебросили в Ирак десятки автоколонн с нефтью, незаконно добытой на востоке арабской республики. Только с месторождений в северо-восточной провинции Хасаке, по утверждению её назначенного Дамаском губернатора, боевики «СДС» при поддержке США похищают до 140 тысяч баррелей сырой нефти.

На 27 марта в Дамаске намечена расширенная конференция внутренней сирийской оппозиции во главе с «Национальным Координационным Комитетом», впервые сформированным ещё в июне 2011 года и выступающим за проведение демократических преобразований при отказе от внешнего вмешательства. Впоследствии это объединение претерпевало различные трансформации, взаимодействуя с эмигрантскими кругами, участвовало в деятельности созданного в 2015 г. в Эр-Рияде «Высшего переговорного комитета» и т.д. Приглашения на мероприятие получили страны, располагающие дипломатическими представительствами в Дамаске, включая Россию, Иран, Китай и Египет. А 24 марта представитель базирующейся в Стамбуле «Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил» (НКОРС) Наср аль-Харири проводил встречи в Госдепе США, заверив собеседников в необходимости продолжения враждебной политики по отношению к «режиму Асада». Не приходится сомневаться также и в том, что российское военное присутствие в Сирии уже в ближайшей перспективе может попасть под прицел политически ангажированного Западом так называемого «международного правосудия».

Андрей Арешев