Европейская «донорская» маниловщина и американский разбой
Как и следовало ожидать, очередная попытка запустить работу пропускных пунктов на северо-западе Сирии ("Серакаб" и "Мизнас" в провинции Идлиб и "Абу-Зейдин" в провинции Алеппо) закончилась неудачно.
«По поступающей в российский ЦПВС информации, боевики незаконных вооруженных формирований, действующих на подконтрольной вооружённым силам Турции территории, препятствуют выходу граждан через указанные пункты пропуска, блокируя передвижение людей и транспортных средств под угрозой применения силы и ареста»,
– сообщил 27 марта заместитель руководителя Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Сирии Александр Карпов. По его словам, боевики выставляют блокпосты на ведущих к пунктам пропуска дорогах, проводят постановочные митинги сторонников с целью срыва возобновления работы гуманитарных коридоров.
«Российский Центр по примирению враждующих сторон призывает командование подразделений вооруженных сил Турции, осуществляющих контроль над территориями в Сирии, выполнить взятые на себя обязательства и обеспечить свободное и безопасное передвижение граждан в коридорах выхода в соответствии с достигнутыми договоренностями»,
– однако едва ли и этот призыв, как и все предыдущие, будет услышан, ибо боевики международных террористических группировок и их покровители руководствуются собственной логикой, бесконечно далёкой от задач установления в Сирии прочного мира. По словам заместителя министра иностранных дел РФ Сергея Вершинина, 11 марта в ходе выдачи гуманитарной помощи в одном из населенных пунктов в САР «боевики отбирали продовольствие у мирных жителей, что привело к вооруженному столкновению, жертвами которого стали порядка 10 человек»:
«Это лишний раз подтверждает, что помощь не доходит до получателей, а оседает в руках террористов, облагающих гуманитарные поставки данью и жестоко притесняющих гражданское население».
29 марта стало известно о приостановке работы всех трёх пунктов до стабилизации обстановки.
1 апреля очередные 29 «ооновских» грузовиков заехали в Идлиб со стороны турецкого Хатая. Глава Госдепа США Энтони Блинкен призывает Совет Безопасности ООН открыть ранее закрытые два КПП на границе Сирии для доставки туда «гуманитарной помощи» со стороны Турции и Ирака, а также продлить работу еще одного погранперехода. По мнению Москвы и Дамаска, эта помощь (и тогда больше вероятности, что она будет действительно гуманитарной) должна доставляться на места через территорию самой Сирии, а не откуда-то извне. Очевидно, принципиально иного мнения придерживаются в Брюсселе, организуя в онлайн-режиме очередную так называемую «донорскую конференцию» по Сирии без приглашения легитимных властей страны.
«…участие ООН во главе этой конференции без правительства государства, которого это непосредственно касается, является явным нарушением основ устава ООН, который призывает всех уважать суверенитет и независимость САР, целостность и безопасность ее территорий»,
– заявляют в МИД САР. В качестве «гуманитарной помощи», различного рода грантов и льготных программ обещаны фантастические 11,2 млрд. евро. В Госдепе объявили о выделении на нужды сирийцев, включая беженцев, 596 млн. долл. в 2021 году (в прошлом году – почти 700 млн.). Великобритания предложила 286 миллионов долларов – на 90 миллионов меньше, чем годом ранее. Остаётся только догадываться, на какие реальные цели они (или их часть) будут потрачены, однако, как представляется, мы имеем дело с очередной пустой болтовнёй. Как рассказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, европейские собеседники «шёпотом говорят», что они находятся в ужасе от влияния принятого в 2019 году американского «акта Цезаря» на возможность вести экономические дела с Дамаском. Между тем, цель санкций не представляет никакого секрета: «задушить сирийский народ, чтобы он восстал и сверг Башара Асада».
Как и ранее, для дестабилизации обстановки активно используются боевики террористических банд, против которых власти Ирака, насколько это возможно, укрепляют границу в координации с Москвой, Тегераном и Дамаском, что едва ли соответствует долгосрочным целям США, по-прежнему контролирующими различные участки границы. Так, по информации источников агентства SANA, американские вертолёты вывезли из лагеря Эль-Холь в провинции Эль-Хасаке (куда в очередной раз зашли в поисках нежелательных элементов курды из «СДС») на базу в Шаддади 40 террористов запрещённой в России группировки «ИГ». Утверждается, что среди террористов два гражданина Ирака, руководившие военными операциями в Мосуле, а позже в сирийском Дейр-эз-Зоре.
«Продолжают поступать сообщения о том, что американские конвои ежедневно вывозят из Сирии в Ирак нефть и зерно… Пока сирийцы страдают от острой нехватки базовых продуктов, включая хлеб и бензин, из подконтрольного США Заевфратья широким потоком идет контрабанда сирийских природных ресурсов при параллельном экономическом удушении страны в результате односторонних санкций, по сути, являющихся формой коллективного наказания»,
– заявил 29 марта на заседании Совбеза ООН С. Вершинин. Только с 1 по 23 марта сирийско-иракскую границу пересекли 300 бензовозов и еще свыше 200 грузовиков с зерном. В центре российско-британской полемики в очередной раз оказались пособники террористов в «белых касках», включая деятельность куратора этой организации по линии британских спецслужб Джеймса Ле Мезюрье и обстоятельства его загадочной смерти.
Известно, что «Белые Каски» активно действуют в турецкой оккупационной зоне. По информации агентства Красная Весна, 29 марта турки приступили к обустройству очередной военной базы на севере Сирии в трёх километрах от городка Телль-Тамер в провинции Хасеке, по соседству с зоной проведения операции «Источник мира» против курдских «Отрядов народной самообороны». Как здесь, так и особенно на северо-западе Сирии, создание и укрепление многочисленных «наблюдательных пунктов» на линии разграничения просирийских сил и боевиков террористических группировок, как отмечает автор проекта WarGonzo Семён Пегов, имеет сугубо прикладной характер:
«По соглашению, подписанному между Москвой и Анкарой, в радиусе 2 километров от любого турецкого наблюдательного поста нельзя наносить удары и вести какие-либо обстрелы. Запрещена даже работа снайперов или снайперских групп. При этом РФ выступает гарантом, что союзные правительственные силы САР будут строго этот пункт выполнять.
И если год назад на условные 100 километров линии соприкосновения было выставлено условных 10 турецких наблюдательных постов – пространство для маневра всё-таки оставалось – то есть имелись участки фронта, на которых можно было отвечать на провокации террористов, не вступая в прямую конфронтацию с турецкими военными.
То сегодня, за счет новых турецких наблюдательных постов – пространство для маневра сузилось до минимального, а завтра скорее всего его не будет вообще. Когда на условные 100 километров фронта будет не 10, а 50 постов – получится, что по террористам ХТШ [запрещена в РФ] нельзя стрелять вообще.
И боевики, конечно, очень активно такой привилегией пользуются, поскольку турки «свой радиус» блюдут очень ревниво».
Как отмечает военный корреспондент, даже факты «работы» сирийцев по объекту террористов, расположенному на расстоянии в 2,2 км от турецкого поста, встречало адресованную России ноту протеста с последующей дипломатической возней. Разумеется, создание турецкой армией «зоны комфорта» для боевиков исходит не только из интересов Анкары, но и полностью отвечает задачам Вашингтона по долгосрочной дестабилизации региона.
Вероятное возобновление широкомасштабных военных действий на Донбассе повышает риски очередной эскалации в Сирии. В этой связи, вполне логичен круглосуточный режим работы военно-транспортной авиации на авиабазе Хмеймим. С земли её прикрывают системы ПВО, в воздухе (в процессе взлёта и набора высоты) сопровождают ударные вертолёты Ми-35:
«Это непростая боевая работа для личного состава базы, поскольку необходимо постоянно осуществлять проверку узлов, приборов, вооружения и средств защиты вертолетов.
Российские вертолетчики уже довели такие полеты до полного автоматизма, а местность вокруг изучили едва ли не до каждого камня — любое подозрительное движение точно не останется незамеченным».
Как представляется, едва ли в ближайшие месяцы работы у российских военнослужащих убавится. Не исключение – «информационный фронт»: так, в приуроченном к 10-летию сирийской войны докладе правозащитников из «Мемориала», «Гражданского содействия», «солдатских матерей Санкт-Петербурга» и «Молодежного правозащитного движения» Россия обвиняется во всех смертных грехах, включая «применение химического оружия». Пропагандистская канонада, призванная уравнять действия «режима Асада» и его союзников с одной стороны, и международных террористических группировок с другой, теми, кому положено, уже начата и будет только нарастать.
Одновременно, как сообщает Вестник Дамаска, в выпущенном PBS Frontline анонсе документального фильма о главаре запрещённой в России группировке «ХТШ» некоем Абу Мухаммаде аль-Джауляни тот заявляет, что его роль сирийской войне и контроле над территориями на северо-западе страны «отражает общие интересы с Западом». Более того, предводительствуемая им группировка не представляет угрозы для Запада, и он требует исключить его из списка террористов.
Более чем логично.
Андрей Арешев
Фото: @CJTFOIR