Зайсан, Иртыш, Урал: проблемы трансграничных артерий России и Казахстана

Согласно ноябрьским (2021 г.) данным Минприроды Казахстана и портала «ОмскИнформ», из-за растущего забора воды верхнего Иртыша («Чёрного Иртыша») в китайском приграничье с Восточно-Казахстанской областью, уникальный резервуар пресной воды – озеро Зайсан, расположенное в казахстанском секторе верхнего Иртыша вблизи границы с КНР – заиливается и к середине 2021 г. разделилось на две части. Соответственно, сокращается площадь водного зеркала Зайсана, равно как и сокращаются в этом озере ресурсы ценнейших видов рыб, в том числе осетровых, ухудшается климат в примыкающем районе.

Напомним, длина побережья Зайсана – 105 км, ширина – 22-48 км, максимальная глубина – 20 метров. По данным ЮНЕСКО, «Казахстанский Байкал» является одним из древнейших озёр на планете: его возраст — не меньше 60 млн. лет (1).

Бассейн озера Зайсан

Однако казахстанская сторона по-прежнему не инициирует включение Зайсана в реестр объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Видимо, это обусловлено стремлением избегать конфликтов с могущественным соседом в связи китайскими иртышскими проектами. Очевидно, что такой подход Нур-Султана тоже облегчает их реализацию.

https://i.imgur.com/HGepwW5.jpeg
Предгорная часть оз. Зайсан

Разрушение экосистемы Зайсана – это иллюстрация аналогичной ситуации с Иртышским бассейном. К настоящему времени Китай забирает около трети объема общего стока Иртыша. Начиная со второй половины 1990-х годов в китайском приграничье с северо-восточным Казахстаном (на северо-западе Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР) русло «Чёрного Иртыша» неоднократно менялось без согласования с соседями. Помимо возросшего объёма орошения хлопковых плантаций, возросло промышленное и коммунальное водопотребление: территория СУАР немногим меньше Казахстана (соответственно, 1,67 и 2,73 млн. кв. км). При этом доля КНР в общей протяженности Иртыша — не более 10%. Уже к середине 2021 г. сток Иртыша сократился почти на 25%, параметры качества иртышской воды не соответствуют нормативам почти на половине его общей протяженности от истока, в том числе – почти на трети его течения в РФ.

Бассейн Иртыша

К слову, аналогичные проекты КНР на сопредельной с Казахстаном реке Или — основной водоподпитывающей артерии восточноказахстанского озера Балхаш — тоже не согласовываются с Казахстаном, о чём мы писали ранее. В результате, экологическое состояние Балхаша и казахстанского (т.е. среднего и нижнего) течения Или и Балхаша ухудшается с каждым годом.

Международная «Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр» (1992 г., вступила в силу с 1996 г.) Пекином не ратифицирована (2). При этом действуют соглашения между Казахстаном и Китаем по трансграничным водам (2001 г.), между РФ и КНР «О рациональном использовании и охране трансграничных вод» (2008 г.), между РФ и Казахстаном «О совместном использовании и охране трансграничных водных объектов» (2010 г.). Трёхстороннего соглашения нет, и по известным геополитическим причинам Москва и Нур-Султан не настаивают на подготовке и подписании такового. Между тем, по данным казахстанского аналитического портала «Platon-Asia» (сентябрь 2020 г.), если Китай и далее будет наращивать хотя бы на 10% ежегодный водозабор из Иртыша, то к 2030 году его водонаполняемость уменьшится на 8 куб. км, к 2040 году – на 10 куб. км, к 2050 году – на 11,4 куб. км. Это приведёт к дальнейшему снижению выработки электроэнергии на российских и казахстанских ГЭС на Иртыше и к высыханию озера Зайсан, причём русло реки вплоть до Омска включительно наверняка станет цепью болот и стоячих вод. Схожие оценки у «Агентства Волжской экологической информации» (Астрахань, март 2021 г.).

То есть, если упомянутые тенденции продолжатся, озеро Зайсан со временем повторит судьбу Арала: ему грозит окончательное обмеление и гибель экосистем. Иртыш же потеряет до 50% своей водности. Соответственно, усугубятся проблемы водоснабжения Усть-Каменногорска, Павлодара, Семея (Казахстан), Омска, Тобольска (Россия). «Уровень воды в реке Иртыш из-за повышенного водозабора в Китае и Казахстане снизился в границах Омска до 67 метров по Балтийской системе высот, что является критической отметкой для обеспечения города водой», заявил министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области Антон Заев в ходе встречи в Омске с вице-премьером РФ Викторией Абрамченко. В свою очередь, губернатор области Александр Бурков отметил, что «в ближайшие десять лет Казахстан и Китай будут только наращивать потребление воды».  А. Бурков добавил, что «власти Омской области не получают от Казахстана никакой информации о том, какие объемы воды будут сбрасываться на казахстанских водохранилищах на Иртыше и каким будет уровень воды в реке в границах Сибирского региона» (3).

Проблемы регулирования водозабора и распределения водных ресурсов в условиях их растущего дефицита решают с помощью гидросооружений. В советское время на Иртыше построили сразу три водохранилища: Бухтарминское, Усть-Каменогорское и Шульбинское, которые после распада СССР остались на территории Казахстана. В 2011 году на территории Омской области начали возводить Красногорскую плотину, однако затем строительство пришлось приостановить. Возобновление строительства планируется на период 2022-2024 гг. По мнению специалистов, строительство Красногорского гидроузла позволит повысить уровень Иртыша и судоходность реки, гарантированно обеспечить водой населенные пункты в Омской области.

К сожалению, у российской стороны отсутствует информация об объемах сбрасываемой воды на водохранилищах на Иртыше в Казахстане и, соответственно, каким будет уровень воды в реке в границах Омской области. Данный вопрос поднимался, в частности, на заседании Рабочей группы по бассейну реки Иртыш Российско-Казахстанской Комиссии по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов.

Не меньшую проблему представляет обмеление Урала – третьей по протяжённости реки в Европе, грозящее неминуемой экологической катастрофой. «За последние пять лет река Урал обмелела настолько, что судоходство по ней стало практически невозможным, резко увеличилось количество намывной полосы суши, именуемой косами. На сегодня уровень воды в Урале достиг рекордного минимума», – утверждает сенатор Ляззат Рысбекова. Маловодье в Урале обусловлено глобальными изменениями климата, теплой зимой и отсутствием снега в верховьях южноуральских гор, говорит глава управления природных ресурсов и регулирования природопользования по Западно-Казахстанской области Ринат Шауенов.Несмотря на это, власти региона продолжают водозатратные проекты, включая строительство Жайык-Шалкарского обводнительного канала, призванный спасти от обмеления озеро Шалкар.

По словам министра экологии, геологии и природных ресурсов Магзума Мирзагалиева, наблюдаемое в последние годы снижение стока воды в реке Урал, что приводит к деградации пойменных нерестилищ, негативно отражаясь на воспроизводстве осетровой породы бассейна Каспия. Год назад Казахстан и Россия договорились о совместных мерах по сохранению и восстановлению экосистемы бассейнов рек Урал и Иртыш. По итогам встречи в Москве Магзум Мирзагалиев и министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов подписали ряд документов в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Среди них – Программа двустороннего сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничных рек Урал и Иртыш на 2021-2024 годы. Документом предполагается разработка научно обоснованных предложений по восстановлению экосистемы, инвентаризация и выявление источников загрязнения, реконструкция водопропускных сооружений, очистка и восстановление водных объектов бассейна, совместная работа экспертов двух стран по гидрохимическому и гидрологическому состоянию бассейна реки, просвещение, развитие волонтёрства и иные мероприятия. Сотрудничество Казахстана и России регулируется обширной договорно-правовой базой: между странами заключено более 300 договоров и соглашений, но в природоохранной сфере их почти нет, рассказал глава российского природоохранного ведомства. По его словам, подписание программ по сбережению трансграничных рек – важный этап в отношениях двух стран. Диалог об этом велся без малого 20 лет, и «сдвинуть его с мертвой точки стало возможным после договоренностей президентов России и Казахстана об активизации межстранового сотрудничества в природоохранной сфере».

1 октября на очередном Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России Президент Касым-Жомарт Токаев назвал обмеление реки Урал опасностью для жителей приграничных районов стран. Обратив внимание на общие экологические проблемы Казахстана и России, глава государства подчеркнул, что страны должны бороться с ними совместными усилиями. В тот же день Александр Бурков обсудил в Нур-Султане с премьер-министром Республики Казахстан Аскаром Маминым увеличение грузооборота по Иртышу между Омском и Павлодаром к 2025 году в 4 раза до 1 млн. тонн. В настоящее время ремонтируются Бухтарминский, Усть-Каменогорский и Шульбинский судоходные шлюзы, что будет способствовать открытию сквозного судоходства по всей реке. В перспективе грузы можно будет отправлять по Иртышу и в Китай. За 7 месяцев 2021 года товарооборот между Омской областью и Казахстаном вырос более чем на четверть. В ходе упомянутого межрегионального форума аким Западно-Казахстанской области Гали Искалиев отметил возможности сопредельных с рекой Урал регионов Казахстана по восстановлению экологически чистого экстенсивного пастбищного производства мяса на миллионах гектаров. Со своей стороны, Президент России выразил понимание этой проблемы и призвал использовать конкурентные преимущества двух стран и работать над производством экологически чистой продукции.

Остаётся надеяться, что намеченные планы и соглашения начнут эффективно реализовываться, что едва ли будет возможно сделать без хотя бы частичного решения водно-экологических проблем.

Алексей Чичкин
Фото: mir24.tv

Примечания

(1) см. «Procedia Environmental Sciences», USA, volume 10, раrt B, 2011.
(2) Этот рамочный документ не содержит надлежащих мер за нарушение её положений странами-подписантами.
(3) ТАСС, 26 августа 2021 г.