События в Казахстане: стимул для «транснационального» маоизма?

Как отмечалось в одной из предшествующих публикаций нашего сайта, январские массовые беспорядки в Казахстане спровоцировали не вполне адекватную реакцию со стороны некоторых российских «левых» группировок». И вот через две недели после событий более тридцати зарубежных коммунистических партий и групп «сталинской» и «маоистской» ориентации выступили с коллективным заявлением, призывающим к социалистической революции по всему бывшему СССР с осуждением «компрадорского режима» в Казахстане и «неоколониально-империалистической взаимопомощи» между РФ и другими странами ОДКБ. Кризисной ситуацией в республике воспользовались буржуазно-националистические силы, попытавшиеся «оседлать» социальные протесты, уверены авторы воззвания, полагающие, что без комплексного решения социально-экономических проблем страны, без ликвидации «олигархической структуры экономики и власти» такие события будут повторяться.

 Не исключено, что этот документ нацелен, прежде всего, на активизацию деятельности подписавшего его нелегального «Социалистического движения Казахстана» – преемника запрещённой в сентябре 1991 г. казахстанской компартии. Будучи ненадолго воссозданной в 2010 г., через несколько лет она опять была запрещена.  По информации издания «NUR.KZ», специализированный межрайонный экономический суд города Алматы удовлетворил исковое Министерства юстиции Казахстана о ликвидации общественного объединения «Коммунистическая партия Казахстана». Формальная причина – несоответствие требованиям законодательства. Решение было принято 4 сентября 2015 года и вступило в законную силу.

Будучи незарегистрированным и заявляя о себе время от времени в ряде протестных акций, «Социалистическое движение Казахстана» (СДК), как и некоторые другие «подписанты», до последнего времени не были привержены радикальному сталинизму-маоизму. Возможно, эволюции взглядов активистов движения (что нашло отражение и в упомянутом заявлении) до некоторой степени способствует возможность получения неформальной финансовой и политической извне. В этой связи характерно и то, что в заявлении малоизвестной «Российской маоистской партии» по поводу событий в Казахстане  представлена их характеристика (включая реакцию Москвы) аналогичная упомянутому в начале статьи заявлению. А в Челябинске в начале января местные маоисты вели агитационную деятельность, пытаясь выходить с одиночными пикетами против политики казахстанских властей и помощи им по стороны России и ОДКБ. Иными словами, позиции «СДК» и российских маоистов по этим вопросам идентичные, в связи с чем резонно предположить усиление тенденций к радикализации в среде казахстанских «левых».

Пикет маоистов РФ против военного вмешательства в Казахстан (Челябинск, 8 января с.г.)

Ещё со времени идеологического разрыва Москвы с Пекином и Тираной с начала около в начале 1960-х годов на территории теперь уже бывшего Советского Союза были и существуют сталинско-маоистские коммунистические группы, именующие себя «партиями» и исповедующие причудливую идеологическую смесь сталинизма, маоизма, троцкизма и анархизма. За пределами КНР поныне существуют про- и околомаоистские партии (включая сталинско-ходжаистские) действуют более чем в 60-ти странах. В тогдашних «просоветских» Польше, Венгрии, Чехословакии создавались подпольные группы. В 1960-х – 1970-х эти структуры были важнейшим средством давления Пекина на «несговорчивые» зарубежные правительства, особенно в Юго-Восточной и Южной Азии, где они появились около 60-ти лет назад. И до сих пор в Мьянме, Индии, Непале, Таиланде, Филиппинах, Восточной Малайзии (северный регион Борнео) и даже в Брунее с Бутаном и в оккупированном в 1975 г. Индией Сиккиме эти партии продолжают борьбу (в том числе партизанскую) против местных властей (1). Почти все они осуждают «прозападные реформы» Дэн Сяопина и его последователей и, в целом, трансформацию КНР в «капиталистическом» направлении.

Антураж митинга маоистской компартии Индии (2021 г.)

Упоминания о «дружественных» Пекину зарубежных партиях и группах исчезают из китайских СМИ и из выступлений пекинского руководства уже со второй половины 1980-х годов (начало «ускорения», а затем и «перестройки» в Советском Союзе). В то же время, почти повсеместная «выживаемость» этой части коммунистического движения позволяет говорить о продолжающейся его материальной организационной поддержке со стороны Пекина, ибо востребованность влияния на политику многих стран остаётся для Китая актуальной задачей (2).

Генсек сталинско-маоистской компартии Бразилии Жоао Амазонас и Мао Цзэдун (Пекин, 1971 г.)

В самом же Китае нелегальные маоистские организации, выступающие против дэнсяопиновского «ревизионизма»,  были созданы в середине 1980-х годов. Их основу составляют бывшие работники низшего и среднего звеньев местного руководства КПК в ряде провинций, а также группы «антиглобалистской» молодёжи. Например, некоторые участники известных событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году несли портреты Сталина и Мао Цзэдуна с лозунгом «долой капиталистическую реставрацию!», что поныне замалчивается официальной китайской пропагандой. А в 1988-91 гг. в ЦК КПК периодически поступали анонимные письма с протестом против того, что с 1988 г., по решению его Политбюро (январь 1988 г.), с этой «главной» китайской площади были удалены огромные портреты-постеры Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, установленные там ещё в 1962 году. Соответствующие петиции подписывались «Коммунисты в защиту марксизма-ленинизма и Памяти товарища Мао», «Интернационалисты-ветераны коммунистической партии».

В 1995 году в Нью-Йорке была зарегистрирована промаоистская «Группа исследований Китая» (chinastudygroup.org). А в 2005 г. и позже в Интернете появлялись сайты «Проект Искра», в котором участвовали также промаоистские группы бывшего британского Гоконга и бывшего португальского Аомэня (Макао). Затем, к началу 2010-х годов, появился посвящённый «Культурной революции» проект «Вэньгэ-ван». В 2003 г. владелец пекинского книжного магазина «Утопия» Фань Цзинган создал интернет-форум с тем же названием, ставший центром притяжения маоистских сил, но ликвидированный вскоре спецслужбами КНР. Ещё одна подобная площадка, периодически проявляющаяся в Сети носит название «Красный Китай». Кроме того, в 1994 году в Гонконге, тогда ещё британском, была основана идейно близкая к тогдашним маоистам КНР группа «Китайский трудовой бюллетень», и  поныне отслеживающая забастовки и нарушения прав рабочих в Китае и критикующая социально-экономическую политику Пекина.

В октябре 2009 г. в Чунцине (центральный Китай) нелегально собравшиеся маоистские группы объявили о создании «коммунистической партии Мао Цзэдуна». Но вскоре до 40 активистов этой партии из 20 провинций оказались «под колпаком» правоохранительных органов. Руководитель же партии, профессор-филолог Ма Хоучжи, был брошен в тюрьму на 10 лет. Освободился он в 2019 году в возрасте 76-ти лет, но ненадолго… В середине июня 2021 года он был задержан вместе с «группой товарищей» в восточной провинции Шаньдун на востоке страны (3). Общенациональная операция против «левых» » началась 12 мая и, в основном, проводилась тайно, причём семьям задержанных никакой информации о родственниках не предоставили. Сами левые активисты полагают, что задержания их единомышленников были связаны с празднованиями столетия КПК в июле 2021 г., ибо «люди, которые всё ещё поддерживают покойного лидера Мао Цзэдуна, представляют потенциальный вызов правлению нынешней КПК», тем более что «некоторые из них одобряют практику маоистской «культурной революции».

Маоисты Мьянмы (2019 г.)

Едва ли, конечно, радикальные «марксистские» группировки, выступающие против «прогнивших режимов» в Китае или за его пределами, добьются в ближайшее время или в среднесрочной перспективе сколь-либо заметных успехов. В то же время, нарастание протестных настроений, равно как и интересы продвижения за рубежом китайской «мягкой силы» в левацкой «обёртке», не дадут им окончательно сойти с арены идейно-политического противоборства.

Алексей Чичкин

Примечания

(1) Новые же диверсии индийских маоистов в ноябре 2021 г. – январе 2022 г.  в Западной Бенгалии и  вблизи границ Индии с Бангладеш и Мьянмой подтверждают наличие их весомой поддержки извне. По индийским источникам, оружие и инструкторов сталинско-маоистская  компартия Индии (основана в  1965 г. в западнобенгальском районе Наксалита) по-прежнему  получает из КНР. В том  числе,  от нелегальных китайских маоистов. Этими диверсиями по-прежнему охвачено около трети индийской территории.
(2) Не исключено, что, судя по радиопередаче «Голоса Кореи» (Пхеньян) на русском языке 16 ноября 2015 г., в софинсировании таких партий участвует и КНДР.
(3) См. американо-тайваньское издание The Epoch Times, 13 июня 2021 г.