Эрдоган захватит Закавказье путём обезвоживания?

Азербайджанские экологи бьют тревогу по поводу планов Турции построить в верхнем течении реки Кура каскад ГЭС, что создаст угрозу для водной безопасности республики, так как понизит уровень Куры в Азербайджане и причинит серьезный ущерб снабжению оросительной и питьевой водой.

Бóльшую часть пресной воды в Закавказье несут трансграничные реки Кура и Аракс. Обе они берут начало в Турции и текут на Кавказ. Турция, находящаяся выше всех по течению, активно строит плотины, задача которых, – удержать как можно больше воды. Издержки этой активности испытывают на себе страны, находящиеся ниже по течению Куры и Аракса, причём не только Армения, но и ближайший союзник турок в регионе – Азербайджан.

Опасения азербайджанских ученых основаны не на пустом месте, а на печальном опыте строительстве плотин еще на двух реках, берущих начало в Турции – Тигре и Евфрате.

За последние полвека турецкая Государственная гидравлическая компания (DSI) построила на Тигре и Евфрате в рамках проекта «Юго-Восточная Анатолия» (GAP) 22 плотины и 19 ГЭС. В результате в своем нижнем течении эти реки обмелели, и значительные территории Сирии и Ирака подверглись жесточайшим засухам.

Похожая судьба ожидает и Закавказье.

В течение последних 20 лет DSI усердно строит плотины на Куре и Араксе. На Куре DSI реализует проект «Кура», цель которого – увеличить площадь орошаемых земель в турецкой провинции Ардахан, расположенной вблизи границы с Грузией, с 3000 до 51 000 гектаров. Этот план предполагает сооружение в верхнем течении Куры пяти крупных плотин. Плотина «Бешиккая» (№ 4 на карте) должна стать крупнейшей в верхнем течении Куры: ее высота составит 107 метров, а объем водохранилища — 211,6 миллиона кубометров. Проект «Бешиккая» вызывает особое беспокойство как местных активистов, так и азербайджанских ученых.

Турецкие экологи утверждают, что «Бешиккая» будет отводить 70 процентов стока воды Куры в реку Чорох, трансграничную водную артерию, протекающую в Турции и Грузии. Негативное воздействие, которое эта плотина окажет на сельское хозяйство и экологию провинции Ардахан, побуждает турецких ученых выступать против её строительства. Нехватка воды уже привела к экономическому упадку этой сельскохозяйственной провинции, которая заняла третье место среди 81 турецкой провинции по убыли населения за последние 20 лет.

Азербайджанские экологи Садиг Гасанов и Ровшан Аббасов указывают, что «Бешиккая» создаёт угрозу и для водной безопасности их страны. Не вызывает сомнения, что плотина «Бешиккая» понизит уровень Куры в Азербайджане, что нанесет серьезный ущерб снабжению оросительной и питьевой водой.

На Араксе Турция построила больше плотин, чем на Куре. С 2012 по 2014 год Турция соорудила на Араксе шесть гидроэлектростанций и планирует построить еще восемь.

Завершены проекты «Каракурт» и «Альп-Аслан 2» в провинциях Карс и Муш вблизи границы с Арменией, где ученые уже высказывали озабоченность в связи с плотиной «Каракурт», которая уменьшила ток воды в Араксе на 1,6 миллиарда кубометров.

На очереди – ещё более крупные другие проекты. Среди них – проект гигантской плотины «Сёйлемез» высотой 113 метров и объемом водохранилища 1,4 миллиарда кубометров. Эта плотина должна создать четвертое по величине водохранилище в Турции. По сообщениям турецкой прессы, строительство планируется начать в Кёпрюкёе, недалеко от Эрзурума, в 2022 году.

Последствия появления этой плотины сильнее всего отразятся на ситуации в Араратской долине Армении, дающей 36 процентов армянского сельхозпроизводства.

В последнее время экологические эффекты строительства плотин порождают всё более острые споры вокруг этих проектов. Однако до сих пор на Куре не было ни построено, ни запланировано никаких крупных сооружений. Единственное исключение – плотина «Гуртюрк» (№ 9 на карте), которую планируют построить в том месте, где река пересекает турецко-грузинскую границу.

Сооружение плотин в верхнем течении Куры приносит наибольший ущерб Азербайджану: 76,6 процента воды поступает в эту страну из-за границы.

После распада Советского союза Турция построила крупнейшие в регионе плотины и соблюдала международные законы о водных ресурсах намного хуже, чем все остальные страны Кура-Араксинского бассейна. Она отказалась присоединиться к пяти из восьми международных соглашений, регулирующих региональные правила водопользования. Более того, Турция была одной из всего трех стран, проголосовавших против Конвенции ООН о водотоках 1997 года, образующей главную основу международного законодательства о водопользовании.

Чтобы понять, к чему могут привести турецкие планы строительства каскадов ГЭС на Куре, достаточно вспомнить, к каким геополитическим последствиям привело строительство турками 22 плотин и 19 гидроэлектростанций на Тигре и Евфрате в рамках проекта «Юго-Восточная Анатолия». В нижних течениях этих рек значительные территории Сирии и Ирака оказались полностью обезвоженными. Здесь сейчас идет бесконечная гражданская война, порождённая, прежде всего, тяжелейшими экономическими и экологическими проблемами.

Это усилило влияние Турции на Ближнем Востоке. Можно предположить, что амбициозный «султан» Реджеп Тайип Эрдоган планирует аналогичным образом достичь своих целей и в Закавказье, полностью подчинив себе этот регион.

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук