Казахстан: меж двух огней или между двумя стульями?

Друг познаётся в дни житейских невзгод, а дружественное государство – в периоды геополитических противостояний. И сейчас как раз такое время, что позволяет судить об искренности слов политиков, как обычно, заверяющих друг друга в дружбе. Ведь можно улыбаться в лицо, клясться в бесконечной приязни и в то же время крутить фигу в кармане, откровенно подыгрывая геополитическим противникам.

Весь ли мир против России?

Нет, далеко не весь. Основные геополитические противники России США и Великобритания сегодня ведут против неё прокси-войну руками украинских неонацистов. Политику абсолютно недоговороспособного и несамостоятельного украинского государства, где в феврале 2014 года к власти пришли последователи одной из ветвей неонацизма, именуемой «украинским интегральным национализмом», определяют отнюдь не в Киеве, а в Вашингтоне и Лондоне. Именно там находятся центры принятия решений, диктующие не только военно-политические шаги Украины и стран-сателлитов по противодействию стремлению российского руководства избавить мир от нового рассадника нацизма, но и регулирующие экономическое давление на РФ, стремящиеся вовлечь в орбиту противостояния как можно больший круг государств.

Подчиняться или нет прессингу в участии в неблагодарном деле шельмования России – «личное» дело каждой страны. 80% населения планеты проживает в странах, не посчитавших необходимым присоединиться к антироссийским рескрипциям. Поддержали же британо-американскую санкционную войну лишь государства, находящиеся в военной, политической или экономической зависимости от Вашингтона и Лондона. В первую очередь это страны, входящие в военно-политические блоки, возглавляемые Штатами, или стремящиеся в них вступить. А ещё (списки в значительной мере пересекаются) – члены Евросоюза, руководящие органы которого уже давно ведут политику в интересах не государств-членов ЕС, а именно США, шантажируя своих членов плетью сокращения финансирования из общеевропейского бюджета.

Но нет правил без исключений. К примеру, руководство Турции, входящей в НАТО, предпочло не «евроатлантическую солидарность» в «наказании» России за счёт кармана простых граждан, а верность собственным национальным интересам, отказавшись от участия в санкционной войне. Вплоть до признания закономерности СВО. Просчитали экономические последствия ухудшения отношений с Россией в Молдове, претендующей на вступление в ЕС, и объявили о нейтральной позиции в развернувшемся геополитическом противостоянии. Национальные интересы оказались превыше всего и для Грузии, стремящейся не только в Евросоюз, но и в НАТО. Пока противостоит жесточайшему давлению Сербия, перед которой поставили вопрос ребром: или война против России, или забудь об улучшении отношений с Европой.

Однобокая «многовекторность»

В этой связи весьма удивляют откровенно недружественные в отношении РФ шаги Казахстана. Увы, но страна, входящая в Евразийский экономический союз благодаря помощи союзников из ОДКБ (и в первую очередь России), всего полгода назад чудом вырвавшаяся из антиправительственного мятежа, декларирующая стремление укреплять всевозможные связи с Россией, проявила себя отнюдь не в лучшем виде.

Говорят, что умные учатся не наступать на грабли, глядя на чужие шишки и синяки. К сожалению, для казахстанского руководства не стала уроком приверженность «политике многовекторности» ни Леонида Кучмы, вышвырнутого из политической жизни американскими ставленниками, ни Виктора Януковича, заигрывание которого с проамерикански настроенными неонацистами едва не стоило ему жизни. Ни мятеж против Александра Лукашенко, пытавшегося совместить полезное экономическое сотрудничество с Москвой с приятными подначиваниями Запада «быть более самостоятельным». Очевидно, в Нур-Султане не хотят понять, что термин «многовекторность» придуман именно в качестве первой ступени внедрения в политическое поле страны, избранной жертвой, тех сил, которые в скором будущем помогут заокеанским «друзьям» превратить эту страну в откровенно антироссийский плацдарм. И уже без какого-либо упоминания о российском векторе её политики.

Разумеется, мало кто в России воспринял всерьёз казахстанскую «отмазку» не признать ДНР и ЛНР на основании того, что они не признаны ООН. Раз нет желания, дипломаты придумают любой повод. Хуже то, что «ближайший союзник» России вплоть до последнего времени снабжал топливом украинскую армию, воюющую с РФ. Прямо как американцы, поставлявшие горючее Гитлеру уже после объявления им войны Америке. Объявив нейтралитет по отношению к специальной военной операции российских ВС, Казахстан немедленно приступил к развитию экономического сотрудничества с Украиной, разрешил проведение проукраинских митингов и сбор помощи Украине.

А в качестве доказательства «многовекторности» запретил проведение аналогичных мероприятий в поддержку России и принялся штрафовать водителей за выражение гражданской позиции по солидарности с борьбой против нацизма. А кроме того, инициировал в своих СМИ подготовку общественного мнения к выходу из ЕАЭС. Мол, «поддерживая прежние экономические связи, ЕАЭС тормозит развитие новых», отбивает желание «бороться за качество товаров», мешает «Польше завалить казахстанские прилавки качественным текстилем и молочной продукцией, Чехии – добротной обувью, Венгрии и Болгарии – вкусными овощными консервами» (пусть и по втрое более высокой цене, чем партнёры по Евразийскому союзу). И если кто-то из партнёров по Союзу (не будем показывать пальцем, хотя это был Слонёнок (с)) «оступится» под западными санкциями, то «за собой потянет и остальных».

Призывами разорвать все связи с РФ полны страницы казахских националистов и энпэошников. Но когда статусы в соцсетях включённого в состав правительственной Антикризисной комиссии видного экономиста Алмаса Чукина пестрят выводами в духе «болезный ЕАЭС доживает свои последние дни», «дружба дружбой, а табачок врозь», «в нынешних условиях Казахстану необходимо перейти к более самостоятельной внешнеторговой политике, в частности восстановить по своему периметру таможенные границы и вести раздельный учёт, хотя и без пошлин», это говорит о том, что таково мнение казахстанского истеблишмента. А ведь вроде союзное России государство!

Вообще начало СВО на Украине стало предлогом для резкого скачка русофобии на «низовом» уровне при подстрекательстве из Киева. Настолько существенного, что этого не смог не заметить генеральный прокурор России Игорь Краснов. «Неприятно об этом говорить, но меня регулярно информируют о том, что при поддержке украинских неправительственных организаций и в Казахстане разворачивается активная русофобская деятельность. В этих условиях как никогда важно совместно противодействовать подобным вызовам, выступить единым фронтом для воспрепятствования возрождению нацизма, а также любым проявлениям экстремистского толка», - сказал он 24 июня в ходе встречи в Минске с казахстанским коллегой.

Как хорошо известно, за такими проявлениями русофобии, как например, недавно возобновившиеся «языковые патрули», стоят довольно влиятельные политические фигуры Казахстана, привлечённые во власть после выборов президентом Касым-Жомартом Токаевым. Пресловутый Национальный совет общественного доверия при президенте Казахстана, собранный Токаевым, с первых дней своего существования превратился в сборище отпетых националистов-русофобов, находящихся на содержании Запада.

И почему бы этим людям не раздувать антироссийские страсти, если сам президент во всеуслышание заявляет о том, что «союзный» России Казахстан будет придерживаться введённых США антироссийских санкций? И не просто придерживается, запрещая «параллельный» экспорт в Россию и арестовывая счета российских банков, но и подходит к этому творчески. Например, обеспечивая трудности российским и белорусским автоперевозчикам в доставке европейских товаров на свою территорию. Или создавая препоны для российских программистов, решивших перебазироваться в Казахстан, чтобы выйти из-под действия санкций.

Казахстанские «хвирмы» – они такие послушные к окрикам из Вашингтона, не то что какие-то там японцы – в Стране восходящего солнца лишь 4% крупных компаний собираются исполнять американо-британские желания.

Не плюй в колодец

Впрочем, причины такой линии казахстанского руководства хорошо объяснимы: страна уже давно превратилась в сырьевой придаток ТНК, базирующихся в Америке и Великобритании. Мало того, буквально на днях Токаев предлагал ещё сильнее увеличить эту зависимость путём продажи «западным инвесторам» месторождений сырьевых ресурсов, которые те должны найти в Казахстане.

Доля нефти в казахстанском экспорте составляет 70%, которые и определяют «рекордсмена» среди зарубежных покупателей продукции РК. Об этом говорят и данные по внешнему платёжному балансу РК. За 2021 год чистый экспорт товаров и услуг у Казахстана составил $18,9 млрд, тогда как сальдо доходов инвесторов (преимущественно  в сырьевых отраслях промышленности) и кредиторов составило 24,6 млрд долларов. Разница – минус $5,7 млрд, которые РК может изъять только из Нацфонда, или, исчерпав его, пуститься во все тяжкие девальвации тенге. Но казахстанское руководство усиленно добивается увеличения суммы выплат для них. Ведь основные экспортёры-«сырьевики» по существующим сегодня в Казахстане правилам возвращают в РК лишь малую долю выручки, необходимую лишь для покрытия операционных затрат на функционирование их казахстанских офисов.

Противники членства в ЕАЭС апеллируют к тому, что сальдо внешней торговли с «северным соседом» тоже отрицательное для Казахстана – минус 10,4 млрд долларов. Но это именно та самая продукция, которая заместила на столах, в квартирах и гаражах казахстанцев то, за что втрое дороже хотят заставить их платить полякам, чехам, болгарам противники ЕАЭС. Да и динамика торговых отношений с Россией, как «главным двигателем» Евразийского экономического союза, говорит о том, что проблема отрицательного сальдо внешнеторгового баланса успешно решается: прирост импорта из стран ЕАЭС в 2021 г. составил 25,4%, а прирост экспорта в те же страны – 34,9%.

Выход из ситуации, когда государство проедает собственные финансовые ресурсы, только один – увеличение экспорта продукции высокой степени передела и поиск покупателей на неё там, где её гарантированно купят. И откровенно недружественные шаги Казахстана, пытающегося угодить одному из «векторов» своей очень специфической «многовекторностью» лишь подрывают доверие к нему, как «другу», который «оказался вдруг и не друг, и не враг, а так». Подорвать доверие двуличием легко, восстановить его сложно.

Фёдор Колосков, по материалам: Ритм Евразии