Южное направление спецоперации на Украине: на что рассчитывают в Киеве?

Боевые действия в степях Херсонщины продолжается, имея как тактическое, так и стратегическое «измерение». По сообщениям военных корреспондентов, пытающаяся атаковать в районе Сухого Ставка группировка ВСУ несёт большие потери. Кроме того, командование киевских боевиков пытается подготовить прорыв на Новую Каховку, однако наличествующий на это состав утратил наступательный потенциал. В надежде на подход свежих сил, ВСУ пытаются закрепиться по в районе Благодатовка – Андреевка – Лозовое – вышеупомянутый Сухой Ставок.

Круглосуточная работа российской артиллерии, удары авиации ВКС России, действия штурмовых групп позволяет срывать планы противника по перехвату инициативы. Тем не менее, из подконтрольных киевскому режиму сопредельных районов (в частности, Днепропетровской области) перебрасываются подкрепления в школьных и рейсовых автобусах и инженерная техника для возведения новых переправ. Силы противника сосредотачиваются в поселках и лесопосадках ближе к реке Ингулец и к Днепру.

По мнению военных наблюдателей, замысел Генштаба ВСУ заключался в отсечении правобережной группировки ВС РФ от баз снабжения с целью её последующего выдавливания с правого берега Днепра.

…Известная военная максима гласит: дилетанты изучают тактику, а профессионалы изучают логистику. Одна из задач контрнаступления ВСУ на Херсонском направлении состоит именно в подрыве логистики ВС РФ на южном фронте.

Учитывая недостаток огневой поддержки и несопоставимую с РФ массу артиллерийского залпа, «замахиваться» на оперативное окружение было бы нереалистично. Но, имея данные западных разведок и высокоточное оружие оперативного уровня (Himars), можно предположить, что ставка была сделана на организацию логистического голода защищающей Херсон группировки ВС РФ, что в дальнейшем, при перманентном давлении, может привести к оставлению территории за пределом логистически доступных районов.

Севернее Каховки Днепр очень широк, что осложняет доставку необходимых ресурсов на правый берег, в случае перекрытия основной линии снабжения по стационарным мостам

Украинское командование понимает, что штурмом взять крупный населённый пункт, а тем более город Херсон – задача на данный момент непосильная, даже при условии запредельных потерь. Поэтому они решили измотать противостоящую сторону серией пусть бесплодных, но непрерывных атак, вскрывающих огневые точки ВС РФ систему ПВО на херсонском направлении.

Как известно, концепция СВО предполагает минимализацию потерь личного состава. Соответственно, угроза потери логистической связи с частью войск, должна, по замыслу Генштаба ВСУ, привести к отступлению на левый берег с автоматической сдачей Херсона.

При такой тактике значительный урон должен наноситься по колоннам снабжения в узких горлышках логистики, то есть в районе Лозового в направлении трассы Береслав – Давыдов Брод.

В ходе реализации вышеописанного замысла ВСУ вынудить российскую армию истратить боезапас и не позволить подвести новый, что достигается путем непрерывной бомбардировки мостов. Иными словами, ВСУ ставят задачу заставить русскую армию воевать в условиях снарядного голода, сравняв «массу залпа».

Первая атака на позиции ВС РФ демаскировала децентрализованные и замаскированные склады боекомплекта, которые стали целью номер два.

После сообщений об уничтожении российских С-300 и «Панциря» впервые за несколько месяцев в воздухе появились турецкие беспилотники. Это означает, что ВСУ оказать воздействие на фронтовую систему ПВО ВС РФ, по которой работали украинские МиГ-29, несущие ракеты HARM.

После долгого перерывав в социальных сетях появились видео с боевой работой «Байрактаров». Кроме того, на видео неоднократно мелькают не только американские гаубицы 777, но и высокоточные снаряды Excalibur к ним. Стоимость одного выстрела – около 85 тыс. долл. Нехватка артсистем восполняется точностью стрельбы дальнобойными управляемыми снарядами.

Наземные операции ведутся силами спецназа после атак силами территориальной обороны, демаскирующих расположение противника. Тактика жестокая, но эффективная.

Отметим самое главное: ВСУ нацелены не на штурм окопов, но выдавливание противостоящей стороны с занимаемых позиций в силу нехватки боекомплекта или угрозы окружения.

Одна из особенностей нынешнего наступления ВСУ на южном фронте – концентрация больших групп бронетехники, прежде всего танков. Ранее такого массированного использования танков киевским режимом замечено не было.

Одним из ответов стал удар по нефтебазе в Кривом Роге, призванный лишить танки противника ГСМ, что осложнит их маневр. Уже второй атакованный объект нефтяной промышленности в этом городе свидетельствует о попытке ВС РФ лишить наступающую на Ольгино – Архангельское группировку ВСУ топлива.

Можно предположить, что ВСУ продолжат свои наступательные операции вплоть до полного исчерпания своих резервов живой силы, стараясь максимально вклиниться в расположение наших войск. После этого после наступит оперативная пауза для перегруппировки, пополнения сил и подготовки к новому наступлению.

Война на истощение не пугает командование ВСУ, так как численность живой силы позволяет бросать в бой тысячи мобилизованных новобранцев, а технику и боеприпасы им подгоняют с запада в необходимом количестве.

Исход сражения на южном фронте зависит от многих факторов, но представляется, что у ВС РФ вполне хватит сил для преодоления ресурсного кризиса и стабилизации линии фронта без серьезных территориальных потерь.

Как долго ВС РФ будут находиться в стратегической обороне и можно ли вернуть утраченную стратегическую инициативу? Такая перспектива вполне реальна. По мере поступления в войска иранских беспилотников и налаживания масштабного выпуска БПЛА на российских мощностях, возможно, будет достигнут паритет с ВСУ в получении разведывательной информации, а также оптимизированы параметры контрбатарейной борьбы.

При двадцатикратном перевесе во фронтовой авиации и при условии оптимизации логистических операций ВС РФ могут перейти в решающее наступление с целью разгрома группировки противника, как минимум, на «южном фронте».

Нельзя терять время. Наступившая в июле оперативная пауза трансформировалась на некоторое время в стратегический тупик. Интенсивность боев снизилась по причине взаимного отсутствия ресурсов для ведения активных действий у обеих сторон. Нынешние атаки ВСУ на южном фронте ведутся относительно небольшими силами и не могут привести к крупной победе украинской армии.

Вспышку боевых действий высокой интенсивности можно ожидать в сентябре-октябре этого года. С наступлением холодов возможна новая оперативная пауза до весны 2023 года. Это время союзники Украины планируют задействовать для усиления боевого потенциала ВСУ.

На днях Вашингтон дал старт первым бюрократическим процедурам, которые задействуют механизм военно-технической помощи Украине. Помимо этого, США создают оперативное командование для работы исключительно на украинском направлении. Речь идет об организационной и административной структуре, которая будет курировать вопросы обучения украинского военного персонала в странах союзниках, обработку заказов ВСУ на системы вооружений, их заказы и последующую доставку до Украины.

Это означает, что Вооруженные силы России будут сталкиваться с гораздо более серьезными вызовами, чем до сих пор.

На нашей стороне огромные сырьевые и военные ресурсы. Наша задача – изменить в лучшую сторону их использование, включая и уровень командования войсками. Неспроста Владимир Путин недавно отметил, что подразделения ЛДНР воюют лучше, чем ВС РФ,

…Когда материал готовился к печати, стало известно об активизации действий ВСУ на Харьковском направлении, в районе Балаклеи и на Изюмском направлении. В свою очередь, российская авиация нанесла мощный удар по штабу ВСУ в Чугуеве, из которого идёт командование операцией.

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук