В Чёрном море «Северный поток» будет в безопасности

Эксперты оценивают предложение Путина о создании газового хаба в Турции

Президент России публично назвал подрывы трансбалтийских газовых магистралей по доставке российского газа в Европу «диверсиями англосаксов». 26 сентября критические повреждения получили обе нитки «Северного потока» и одна нитка «Северного потока – 2». Теперь же, с учетом обстоятельств сентябрьского ЧП на Балтике Владимир Путин предложил стратегическую новацию, способную поднять планку безопасности транзита российского газа в страны Старого Света.

Выступая 12 октября на форуме «Российская энергетическая неделя» (РЭН-2022), глава государства заявил, что стоит предусмотреть возможность переброски мощностей «Северных потоков» в Черное море, наделив Турцию статусом главного транзитера российского газа. «Утраченный объем транзита по «Северным потокам» мы могли бы переместить в регион Черного моря и сделать таким образом проходящие через Турцию газопроводы основными маршрутами поставок нашего природного газа в Европу, создав в Турции крупнейший газовый хаб. Если, конечно, в этом заинтересованы наши партнеры», — пояснил Путин.

Уже на следующий день президент России провел встречу с лидером Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Астане на полях саммита СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии), в ходе которой ознакомил коллегу с деталями предложения РФ по созданию в Турции газового хаба в рамках расширения поставок российского «голубого топлива» в Европу. Путин допустил, что хаб может стать площадкой не только для поставок природного газа в третьи страны, но и местом для формирования рыночных цен.

Эрдоган поддержал инициативу президента РФ. Согласно сообщению портала NTV 14 октября, лидер Турции поручил минэнерго страны начать работу по изучению возможностей строительства газового хаба. Подходящим местом для строительства газового узла Эрдоган назвал Фракию (северо-западная часть Турции). Хаб прежде всего подразумевает постройку новых линий Турецкого потока». Сколько планируется проложить дополнительных ниток пока не ясно. Но понятно, что планы весьма амбициозные. Так, глава «Газпрома» Алексей Миллер в эфире «Первого канала» уточнил, что дополнительные трансчерноморские мощности в коридоре «Турецкого потока» могут быть расширены на величину, сопоставимую с мощностями поврежденных веток трансбалтийских систем «из-за актов международного терроризма». То есть речь идет о более чем 80 млрд кубометров в год.

Однако, прежде чем начать реализовывать проект по созданию турецкого газового хаба нужно четкое понимание того, насколько он необходим в свете перспектив потребления российского газа Евросоюзом. Как известно, стратегическая установка Брюсселя предусматривает полный отказ от российского «голубого топлива», да и в целом от российских углеводородов. К примеру, в проекте плана Еврокомиссии «REPowerEU (обнародован в марте 2022 г.)  утверждается, что сделать Европу независимой от энергоносителей из России можно «гораздо раньше» намеченного для достижения этой цели 2030 года.

Непосредственно Турция также привержена концепции энергетической независимости. Так, Эрдоган не раз объявлял о крупных «находках» газа и перспективности его добычи в турецкой акватории Черного моря. В июне 2021 года турецкий лидер заявил об открытии нового месторождения в Черном море с запасами более 135 млрд кубометров газа. А в ноябре он пояснял, что «идет активная работа над тем, чтобы черноморский газ Турция смогла использовать уже в 2023 году».

Многие эксперты сходятся во мнении, что в предложении РФ присутствует политическая подоплека - важно поддержать электоральные рейтинги Эрдогана (осенью 2023 года в Турции пройдут президентские выборы). Ведь не секрет, что его оппоненты придерживаются прозападных взглядов.

В любом случае проработка предложения c хабом во Фракии требует времени и вовсе не означает сиюминутного перехода к строительной фазе. То есть на этапе проектирования спешить РФ не стоит. Возможно, в перспективе Европа «одумается» из-за давящего пласта проблем («погружение» в энергодефицит, дороговизна СПГ, социальные бифуркации, падение промышленного производства, смена политических режимов, «центробежность» в ЕС и т.д.) и даст трансчерноморскому маршруту гарантии спроса на природный газ.

По сравнению с «Северными потоками», которые, наверное, можно отремонтировать за меньшие деньги, южное направление имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, это гарантия высокой степени безопасности магистрали. Во-вторых, это возможность «обезличить» российское происхождение товара, разбавив его азербайджанским и собственно турецким газом. В-третьих, это перспектива избавиться от ненадежных компаньонов-транзитеров, пляшущих под дудку заокеанского хозяина.

В заявке России о планах расширения кооперации с Турцией в газовой сфере можно усмотреть и скрытый посыл Поднебесной о том, что российский экспорт газа в Европу вполне может быть реорганизован. Это может побудить КНР ускориться с финализацией решения по проекту «Сила Сибири 2».

 Положение дел здесь пояснил глава «Газпрома» Алексей Миллер в ходе пленарного заседания РЭН-2022: «В настоящее время мы уже находимся на стадии разработки проектно-сметной документации по проекту строительства газопровода через территорию Монголии из России в Китай — газопровода «Сила Сибири 2». Это, конечно же, приумножит наш экспортный потенциал в направлении Азии». Кроме того, многовариантность каналов реализации (даже чисто теоретическая) позволит «Газпрому» формировать более выгодную цену на свой товар. 

Александр Пасечник,Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности, по материалам: ИнфоШОС