В одной из прошлогодних публикаций мы уже обращались к проблеме казахстанского хлопка-сырца, от возделывания и от переработки которого в республике планируют по факту отказаться. Несмотря на то, что с 2018-19 гг. основными потребителями казахстанского хлопка являются КНР и Турция (17 тыс. тонн в 2022 году), периодически можно слышать сетования на некие «санкционные трудности» с его экспортом.
С начала 2023 года стало известно о закупке трёх тысяч тонн волокна Турции, Чехии, Беларуси; около полутора тысяч тонн завезено в Волгоградскую область. По данным «Информбюро» (Казахстан) 5 февраля, в Туркестанской области на юге Казахстана сократят посевные площади хлопчатника именно из-за проблем с продажей «белого золота» за рубеж. При этом хлопкоперерабатывающие заводы задолжали местным хлопковым хозяйствам до 60 % объема оплаты за поставленный на местные заводы сырец. Предполагается, что в 2023 году площади будут сокращены на 15 тыс. га, что превышает 10 % общей площади хлопковых посевов в Туркестанской области. В дальнейшем ожидаются и новые сокращения этих посевов.
Заместитель акима Туркестанской области Ермек Кенжеханулы посетил в начале февраля 2023 года хлопковые районы (Жетысайский, Мактааральский, Шардаринский) и пообщался с фермерами Целью встречи, по официальной информации, было содействие дехканам, которые до сих пор не могут получить деньги за сданный сырец.
«В 2022 году хлопок посеяли на 126,3 тыс. га, собрали 361,8 тыс. тонн. В этом году посевные площади хлопчатника планируется уменьшить на 14,9 тысячи га и разместить на 111,4 тысячи га. Из-за геополитической ситуации, которая, как известно, началась в 2022 году, экспорт хлопка-волокна затруднён. Это напрямую снижает стоимость хлопка-сырца», – пояснил Ермек Кенжеханулы.
Формулировка «затруднение экспорта хлопка из-за геополитической ситуации», как минимум, нуждается в дополнительной расшифровке. Вот фрагмент публикации одного из местных изданий под символичным заголовком «Зарубежные трейдеры вернулись за хлопком в Казахстан»: «…осенью, в самый разгар уборочной страды, когда ситуация с закупкой хлопка у сельчан была катастрофической из-за санкций, наложенных на Россию, а также невысокого Котлук индекса на Ливерпульской хлопковой бирже (выделено нами – Ред.), выращенный урожай девать было некуда.
Трейдеры, которые десятилетиями закупали в Казахстане волокно для текстильных предприятий Европы, на фоне неопределенности и изменившейся логистики поостереглись закупать хлопок: вдруг индекс рухнет так, что трейдеры окажутся банкротами. Осторожно вели себя и местные закупщики, предлагая за тонну сырца менее 200 тысяч тенге, что не устраивало товаропроизводителей». В ситуацию пришлось вмешиваться главе области с выходом на некие паллиативные, промежуточные меры.
Аграрии региона сообщали о произволе на пунктах приёма, где занижают вес товара, пишет в социальных сетях глава Союза фермеров по Туркестанской области Жусип Шарипулы. К примеру, с хозяйства в пункт приёма везут один объём, а весы на месте показывают уже другой на 50, а то и 200 килограммов меньше, в результате чего производители на одном рейсе теряют от 100 до 150 тысяч тенге. Кроме этого, с 2021 года подорожали удобрения, как и расходы на логистику (и, несомненно, будут дорожать и впредь). На таком фоне выращивать хлопок становится не выгодно, жалуются аграрии, прося разобраться с ценами в пунктах приёма (в регионе принимают килограмм по 200-250 тенге, тогда как в соседних Узбекистане и Кыргызстане его сдают по 500 тенге).
Казахстанский хлопок поставляется, в основном, за переделы ЕАЭС, в рамках которого никаких ограничений на соответствующие взаимопоставки не было и нет. Следовательно, означенное «затруднение» вполне может означать, что казахстанская сторона, опасаясь вторичных санкций Запада, не заинтересована в экспорте «белого золота» в РФ. Видимо, на эти поставки введены некоторые ограничения, так как в минувшем году предприятия лёгкой промышленности России, несмотря на проблемы с хлопкообеспечением, почти не законтрактовывали ввоз казахстанского сырца. Доля же РФ в объеме экспорта казахстанского сырца была стабильна до середины 2022 г. включительно, не превышая 15% (данные ГТК Казахстана).
Неафишируемое введение с весны 2022 г. ограничении на хлопкопоставки из Казахстана в России косвенно подтверждается в «Казахстанской правде» 9 ноября 2022 г.: «...На ценообразовании в этом году сказались санкции против России – крупного импортёра хлопковой продукции. Один из известных трейдеров из этой страны, работавший с казахстанскими хлопкоробами много лет, вынужденно отказался от сотрудничества».
Между тем, ещё в 2016 году Казахстан был среди основных поставщиков хлопка в РФ. В конце июля того же года состоялись переговоры известного предприятия «Шуйские ситцы» (Иваново) с южно-казахстанскими хлопковыми компаниями. Цель – налаживание прямых (а не через посреднические фирмы, освоившие после 1991 г. до 80% соответствующих объёмов – разумеется, с весомыми ценовыми накрутками) поставок на российское предприятие сырца и пряжи. Как отметила тогда генеральный директор ОАО ХБК «Шуйские ситцы» Анна Богаделина, «казахстанский хлопок в России хорошо знают, он подходит по цене и по качеству. Наш комбинат намерен расширить производство, а потому ему понадобятся большие объемы сырья. В связи с этим, возникла необходимость получать хлопок напрямую». По данным торговой палаты Казахстана, «итоги визита были подкреплены конкретными, уверенными устными договоренностями, и в ближайшее время ожидаются ценовые предложения от южноказахстанских партнеров».
Однако текущая ситуация в отрасли, с учетом санкционных опасений в Астане, о которым мы неоднократно писали ранее, едва ли способствуют реализации прежних договоренностей.
Напомним, трудо-избыточная Туркестанская область – единственный регион в стране, где возделывают хлопок-сырец. Еще осенью 2022 года местные хлопко-хозяйства предложили разработать и принять новую госпрограмму по развитию хлопчатобумажной отрасли, включающую строительство новых и расширение действующих заводов по переработке хлопка, подпрограмму расширения товарного ассортимента и географии экспорта сырца и продуктов его переработки. Предлагалось также предоставить агроформированиям всех подотраслей АПК и легпрома государственное возмещение их собственных инвестиционных затрат на 50%. Но, как говорится, воз поныне там, и когда он сдвинется с места – неизвестно.
По крайней мер, пока котировки на хлопок будут определяться на Ливерпульской бирже – так точно…
Алексей Балиев