Транзит российского природного газа через Украину: будет ли альтернатива?..

Фото: pronedra

Вашингтон и Киев угрожают «Турецкому потоку»

«Транзитная ветка через Украину остаётся единственным маршрутом поставок российского газа в страны Западной и Центральной Европы, – в очередной раз напомнило 16 апреля агентство ТАСС. – Прокачка по «Северному потоку» полностью остановлена. Поставки газа по «Турецкому потоку» и «Голубому потоку» предназначены для Турции и стран Южной и Юго-Восточной Европы». Через газоизмерительную станцию (ГИС) «Суджа» «Газпром» подаёт транзитом через Украину газ для Европы в объеме 38,5 млн. куб. м в сутки. Заявка на прокачку через другую ГИС, «Сохрановка», украинская сторона отклонила.

По состоянию конец марта заявки РФ на прокачку газа через ГИС Суджа (точка входа на Украину из России на основной трансукраинский магистральный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород) составили чуть больше – 41,691 млн. кубометров. С мая 2022 г. по 3 января 2023 г. объём транзита российского газа через ГТС Украины колебался в диапазоне 40 - 43 млн. куб. м/сутки, затем резко снизился – до 24,2 - 25,1 млн. Однако, как видим, с начала февраля объемы прокачки восстановились. Аналогичные данные приводятся «Газпромом».

Согласно небезызвестному 5-летнему контракту «Нафтогаза» и «Газпрома» от 2019 г. (2019-2023 гг.), транзит российского природного газа оплачивается из расчёта 2,66 долл. за 1000 кубометров на 100 км перекачки. Учитывая протяжённость фактически используемой на Украине газотранспортной сети (1192 км), «набегает» 31,7 долл. за 1000 кубометров. При этом оплачивается минимум 109,5 млн. куб. метров мощностей в сутки – транзит стоит для российской стороны более чем в 100 млн. долл. ежемесячно, независимо от того, используются ли транзитные мощности Украины в полном объёме (принцип «качай или плати»). Только в январе 2023 г. ведущий военные действия против России киевский режим выручил на российском транзите 109 млн. долл., в то время как за весь 2022 г. – минимум 1,27 млрд. долл.

Едва ли такая транзитно-финансовая схема выгодна российской стороне: платежи начисляются вне фактической загрузки транзитных маршрутов / их мощностей. «Даже если реальные объемы прокачки оказываются меньше, деньги все равно выплачиваются – действует условие «качай или плати»… Вдумайтесь: прокачал меньше 178 миллионов кубов в сутки – переплачиваешь, прокачал больше – доплачиваешь. Потери с обеих сторон», недоумевал ещё в январе 2020 года эксперт в области энергетики Дмитрий Марунич.

«Несмотря на ожесточённое противоборство, транзит через Украину не останавливался на протяжении и 2022 года, и 2023 года, но при этом Украина перекрыла один из газопроводов ещё фактически весной 2022 года, по второму сохранив транзит»,подтверждает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Южный» маршрут через ГИС станцию «Сохрановка», попадает на территорию ЛНР и далее – на подконтрольную Киеву территорию, они отказываются использовать под предлогом отсутствия контроля над частью газопровода, «хотя все признают, что труба целая, что она не повреждена и технических препятствий для её эксплуатации нет», и большая часть газа шла в последние годы именно по южному участку. После перекрытия «южного» маршрута «Газпром» заявил об отсутствии технической возможности перекинуть выпавшую таким образом часть транзита на «северный» участок, проходящий через ГИС «Суджа», по которому можно прокачивать не более 42-43 млн. кубометров газа в сутки.

По состоянию на апрель текущего года, суммарные темпы закачки газа в европейские подземные хранилища – на 34% ниже прошлогодних. В то же время поступления сжиженного природного газа (СПГ) в ЕС держатся на историческом максимуме, а газ торгуется около отметки в 440 долл. за 1 тыс. куб. м. «Газпром» же по-прежнему подаёт газ для Европы транзитом через Украину в объеме 41,7 млн. куб. м в сутки через ГИС «Суджа».

При этом, не без позволения на то российской стороны с середины мая 2022 г. простаивает высокомощный (не меньше 33 млрд. кубометров в год), наименее протяжённый и наименее затратный ввиду низких белорусских транзитных тарифов – трансъевропейский газопровод Ямал – Белоруссия – Европа. С этого же времени закрыто ответвление этого маршрута с юго-запада Белоруссии через Украину (Кобрин – Львов) приграничные Ужгород / венгерский Чоп. Использование газопровода «Ямал – Европа» существенно сократило бы российские издержки по газо-транзиту, не говоря уже о несопоставимо высокой, в сравнении с трансукраинскими маршрутами, военно-политической безопасности транзита через Белоруссию.

Через «Турецкий поток» прокачиваются меньшие объемы, что обусловлено большими расстояниями поставок и территориями нескольких транзитных государств, через которые газ может доходить до Центральной Европы: на 31 марта заявки по прокачке  составили 26,87 млн. куб. метров. Распределение газа, поступающего на турецко-болгарскую границу по «Турецкому потоку», прослеживается по данным ENTSOG. По состоянию на март 2023 г. газ из РФ направляется по этому маршруту в 6 стран:

– в Румынию (оценочно 17,8% от суммарной транспортировки по тому же трубопроводу в январе-феврале 2023 г. или в 2022 г., с учетом поставок в Болгарию до 26 апреля 2022 г., – 30,4%);

– в Грецию (2,6% в январе-феврале 2023 г., 6,6% в 2022 г.);

– в Северную Македонию (4,3% в январе-феврале 2023 г., 2,2% в 2022 г.,);

– в Сербию с учетом транзита в Боснию и Герцеговину (40,3% в январе-феврале 2023 г., 21,4% в 2022 г.);

– в Венгрию через Сербию (35% в январе–феврале 2023 г., 39,2% в 2022 г.).

В марте – середине апреля текущего года упомянутые пропорции и объёмы по указанным маршрутам поставок почти не изменились.

В этой связи напомним, что ещё во второй половине 2010-х годов застопорились «южные» поставки из РФ газа – по причерноморскому трубопроводу через Украину и Молдову в Румынию, Болгарию и Турцию (периодические «символические» объёмы – не в счёт). Пока «украинский транзит» остаётся основным маршрутом значительно сократившегося экспорта российского газа в Европу, режим Зеленского будет использовать этот рычаг по настолько, насколько это возможно, выдвигая различные несуразные «инициативы». Например, несколько дней назад некая «комиссия Ермака – Макфола» предложила запретить любой газовый транзит из России в Европу, кроме как через территорию «Незалежной»: «Мы предлагаем санкции, которые приведут к приостановке работы всех контролируемых Россией трубопроводных маршрутов, которые сейчас способны транспортировать российский природный газ на европейский рынок, за исключением любых потоков, которые направляются через украинскую газотранспортную систему». В Киеве не скрывают, что это «положит конец использованию "Турецкого потока"», предлагая заодно запретить и поставки российского СПГ. Согласно некоторым алармистским прогнозам в российских СМИ, подводному газопроводу через Чёрное море угрожает судьба подорванных в 2022 году трёх из четырёх «ниток» «Северного потока». Доподлинно судить о том, насколько подобного рода разговоры обоснованы, однако в случае дестабилизации в Турции на фоне президентских выборов эксплуатация «Турецкого потока» пожет значительно осложниться. И думать об этом необходимо уже сегодня.

Алексей Балиев