Режим Владимира Зеленского, тянущий Украину в ЕС и НАТО буквально «за волосы», не ленится разыгрывать против России старое оружие Запада – черкесскую карту. То, как Зеленский в сентябре прошлого года призвал российских черкесов поднимать в нашей стране вооруженный мятеж, уже попало в исторические анналы Украины. Неспроста в Киеве сегодня носятся с «черкесским вопросом», надеясь таким образом раскачать ситуацию на Кавказе и в России в целом...
Совсем не смешно
Не секрет, что киевская хунта при Зеленском серьёзно занимается отторжением от России Северного Кавказа. Депутатские группы «Кубань» и «Свободный Кавказ», которыми заведует в Верховной раде никогда не бывавший на Кавказе одесский порохобот Алексей Гончаренко – безусловный самопиар его самого и его работодателя Петра Порошенко. «Кавказоведение» авторства Гончаренко в России привыкли воспринимать как несмешную клоунаду, за которой ничего серьёзного нет и быть не может. Гончаренко конечно же производит впечатление политического клоуна – но это лишь впечатление. Как минимум, этот персонаж имеет решающий голос в украинской делегации в ПАСЕ, об этом забывать нельзя.
Возглавляет украинскую миссию в ПАСЕ депутат Верховной рады от «Слуги народа» Мария Мезенцева. Следовательно, «кавказоведение» Гончаренко в Страсбурге санкционировано Банковой улицей. Порохоботы вроде Гончаренко, когда им это выгодно, с удовольствием прекращают свои привычные виртуальные войны против Зеленского и плодотворно сотрудничают с нынешним главой киевской хунты. Сам Зеленский в плане выбора союзников неразборчив. Если Зеленскому в текущий политический момент нужно гнать антироссийскую волну «по линии Кавказа», то для этого сойдет и формальный оппонент Гончаренко. Как раз будет повод показать, что он, консолидируя «нацию», способен превращать в друзей вчерашних врагов.
Надо признать, что на русофобские предложения Киева находится известный спрос со стороны некоторых кавказских общественных деятелей. Это не только состарившийся в европейской эмиграции самозваный «премьер Ичкерии» Ахмед Закаев, давно забывший, как выглядит историческая родина. После начала СВО в «кавказскую армию» Киева стали перебегать и вчерашние россияне, среди которых персонажи, так давно известные и даже авторитетные в черкесоязычных кругах нашей страны.
Доценты с кандидатами…
В Карачаево-Черкесии до СВО успешно осваивал западные (следовательно, антироссийские) гранты Институт гуманитарных исследований (ИГИ) города Черкесска. Традиционно в научном руководстве ИГИ превалировали черкесы (что очень не нравилось их коллегам-карачаевцам). Уже в период активного ведения СВО в Нальчике разжигалась научная русофобия на националистической «волне» в Кабардино-Балкарском институте гуманитарных исследований (КБИГИ). Главные действующие лица – историки Тимур Алоев, Асланбек Марзей, Осман Жанситов, Мадина Хакуашева и другие. Национально озабоченные русофобы из ИГИ и КБИГИ умудрялись долгие годы финансово доить и российский бюджет, и западные фонды. Грантоедам с учеными степенями стало неуютно работать уже в середине 2020 года, когда в России запретили деятельность «Джеймстаунского фонда» (нежелательная организация). Совсем плохо всё стало после 24 февраля 2022 года. Действия МВД и ФСБ в отношении некоторых лиц вольно или невольно подстегивают некоторых грантоедов черкесского происхождения из ИГИ искать себе убежище в эмиграции и прочно ориентироваться на Киев. Выбор в пользу «заукраинства» – вопрос изначально финансовый. Но в скором времени, по понятным психологическим причинам, «заробитчане»-кавказоведы проникнутся и «заукраинством» политическим. Один из таких людей стал эмигрировавший из Нальчика в Турцию глава общественного объединения «Хабзэ» Мартин Кочесоков, ранее не вылезавший из президиумов научных конференций в КБИГИ.
«Достойную» ему компанию в эмиграции составил общественный деятель из Карачаево-Черкесии Касей Киков – ещё один недавний завсегдатай посвященных черкесам научных мероприятий в Черкесске, Нальчике и Майкопе, бывший молодежный лидер в «Адыге Хасэ» Карачаево-Черкесии, член партии «Яблоко». До СВО Киков был, можно сказать, в фаворе у властей и черкесских властных кланов в родной Кикову Карачаево-Черкесии. Но дёрнуло его что-то в апреле 2022 года запеть от души в ресторане Черкесска «Батько наш Бандера» и потом устроить пьяный дебош… На Кикова сначала завели уголовное дело за хулиганство, а потом сотрудники правоохранительных органов вышли на его тайные связи за рубежом. Благоденствию Кикова в родной республике пришел конец.
…И бывшие советники
Киков сбежал в Грузию, откуда катается в Стамбул, на антироссийские съезды и конференции черкесской диаспоры. Так в июне 2022 года на международной черкесской конференции в Стамбуле Киков пиарил участникам конференции «освободителя Кавказа от российской оккупации», того самого Гончаренко. В ноябре того же года, на очередной черкесской конференции на берегах Босфора, Киков за компанию с Кочесоковым «уломали» Киев признать «геноцид черкесов Россией» и приступить к признанию Украиной несуществующего государства «Единая Черкесия». С последним пунктом случилась загвоздка… в виде Ахмеда Закаева. Дело в том, что Закаев уже к тому времени успешно договаривался со своими украинскими и западными партнёрами о создании на «освобожденном от России» Северном Кавказе «Соединенных Штатов Кавказа» (СШК). СШК мыслятся Закаевым как аналог существовавшей в годы Гражданской войны в России «Горской республики» Тапы Чермоева – Гайдара Бамматова. Для Запада такой проект – означал бы беспрепятственный и почти бесплатный доступ к нефти Грозного и Майкопа, к бассейнам российских Черноморья и Каспия, все это «в одном флаконе»… «Единая Черкесия» в таких раскладах – только помеха.
Но всё же в Киеве не выбросили сразу «Единую Черкесию» в мусорную корзину, приберегая этот политический фантом для военно-политической мобилизации черкесов против России. Благо летом прошлого года к режиму Зеленского притулился целый комбат «Черкесского добровольческого батальона» по имени Ибрагим Яганов. Тот самый, который в 1990-х годах воевал в Абхазии, получил золотую звезду Героя Республики Абхазия, в нулевых годах стал советником главы Кабардино-Балкарии Арсена Канокова, вёл в КБР успешный бизнес, выступал на кавказоведческих конференциях в солидных институтах России. Мало кто в нулевых годах знал, что Герой Абхазии Яганов ещё и начнет шашни с Михаилом Саакашвили. Сегодня Яганов – один из главных пиарщиков усиленно разыгрывающего безумие «Мишико» с более чем десятилетним стажем. За это Сухум лишил бывшего добровольца звания Героя Абхазии. В июне 2022 года в России на Яганова возбудили уголовное дело – за интервью, в котором тот то ли сдуру, то ли спьяну расхваливал Джохара Дудаева и Шамиля Басаева, разжигал среди кавказцев русофобию. Яганов сбежал в Польшу, откуда бывший Герой Абхазии агитирует черкесоязычные народы России на «джихад» под флагом прокиевского «Черкесского добровольческого батальона» под собственным командованием. Пока что в данном «батальоне», насколько известно, состоит только один «комбат» – сам Яганов. Но деньги на батальон идут, в частности – из расположенного в Тбилиси «Черкесского культурного центра» (ЧКЦ).
«Богоугодное» заведение на набережной Звиада Гамсахурдия
ЧКЦ существует в Грузии примерно с 2010 года, когда был открыт по указанию Саакашвили, при содействии запрещённого в России «Джеймстаунского фонда» и посольства США в Грузии. Среди реальных целей ЧКЦ – отрыв черкесов и других народов российского Северного Кавказа от Российской Федерации и русского народа, переориентация Северного Кавказа на Грузию (как форпост США на Южном Кавказе).
В экстремистско-прозападном грузинском политическом ключе ЧКЦ служит настраиванию против России и русского народа общества Республики Абхазия. Абхазы – родственный черкесам по языку и культуре народ. Во времена президентства Саакашвили ЧКЦ педалировал тему исхода абхазов с родных мест в Османскую империю в ходе Кавказской войны XIX века. Данный исход (в терминологии кавказоведов – мухаджирство, от арабского хиджра, «исход», «бегство») – крайне болезненная тема для черкесов РФ, абхазов в РФ и Абхазии, черкесов дальнего зарубежья. Сегодня в «дальнем зарубежье» выросло не одно поколение, для которых нынешняя Россия – исторический враг черкесского народа. В абхазском обществе, особенно среди националистической интеллигенции старшего, среднего и молодого поколения, также есть весьма сильное восприятие РФ как правопреемницы «исторического врага» абхазского народа, дружба с которым носит сугубо вынужденный характер.
Для других народов Северного Кавказа ЧКЦ периода президентства Саакашвили был фальшивой витриной общего гостеприимного дома для всех нерусских народов Северного Кавказа на берегах Куры. Во многом она сохраняется и по нынешний день. Фальшь этой витрины видна каждому, кто в курсе реального отношения Тбилиси к народам Северного Кавказа.
Глава ЧКЦ, сторонник Михаила Саакашвили Мераб Чухуа – гражданин Грузии абхазского происхождения. Его назначение в ЧКЦ обусловлено тем, что черкесские националисты, даже прогрузинские, не потерпят над собой этнического «чужака». Да и если бы во главе ЧКЦ поставили стопроцентного этнического грузина, это бы дискриминировало ЧКЦ как «локомотива свободы черкесского народа и черкесской независимости».
Работа ЧКЦ по Абхазии и Южной Осетии комплиментарна для грузинского постсоветского национального сознания. Во всём бывшем СССР практически не найти этнического грузина, который бы не считал, что бывшие автономии – неотъемлемые части Грузии, которые грузинский народ должен вернуть любой ценой. Осуждая политику Саакашвили за коррупцию, заказные убийства и преследование грузинской оппозиции, официальный Тбилиси сегодня не отказывается от лейтмотивов по восстановлению «территориальной целостности» безвозвратно ушедших советских времён. По этой причине Тбилиси сохраняет на территории Грузии ЧКЦ, оказывает этой организации государственную и другую поддержку.
Тарас Шевченко… как кавказофоб
ЧКЦ с пропиской на улице Звиада Гамсахурдиа содержится американскими структурами - помимо «Джеймстауна», это ещё и частный Институт Хадсона. Этот институт, расположенный на Пенсильвания-авеню в Вашингтоне, сегодня наиболее нахраписто продавливает «ястребиную» позицию «демократов» в отношении России. Этим и объясняются заявления Киева и черкесских «заукраинцев» о том, что «интересы Украины и Черкесии насчет России полностью совпадают». Кто платит, тот и музыку заказывает – западные кураторы и спонсоры пока что не позволяют разругаться Киеву с «Черкесией» в пух и прах, хотя поводов для раздоров масса. Например, черкесские националисты очень нервно реагируют на то, что их благодетель Алексей Гончаренко носит футболку с надписью «Кубань» в цветах флага Украины, пропагандирует аннексию в пользу Украины Краснодарского края. Во-первых, любой черкесский националист, будь то радикал или «умеренный», мягко говоря, не воспринимает, когда Краснодарский край называют Кубанью, ассоциируемой с кубанскими казаками и Кавказской войной.
Во-вторых, если (позволим себе пофантазировать) мечтания украинских нацистов имели бы шанс на реализацию, то о независимой «Единой Черкесии» можно забыть. Черкесы в «новой Украине» станут людьми второго сорта, лишёнными прав даже на ограниченную автономию. Киев добавил черкесским «националам» головной боли, когда в конце прошлого года стал оказывать любезности кубанским сепаратистам из Сочи неким Дмитрию Доровских и Евгению Бурсанидису. Эти два помешанных на кубанском казачьем национализме блогера видят родной Сочи в составе некой «союзной Украине Кубанской республики». Киеву такой вариант импонирует, но для русофобствующего черкесского «национала» данный расклад – что нож по сердцу. В националистической черкесской историографии Сочи – это Черкесия, и никак иначе. Собственно, на мысе Адлер в 1862 году черкесские абреки вероломно напали на малочисленный конвой отставного атамана черноморских казаков Якова Кухаренко, взяли его в плен, где он вскоре умер от ран. Судьбу Кухаренко мог бы разделить и друг атамана Тарас Шевченко, прими Кобзарь ранее многочисленные приглашения своего друга оставить Петербург, перебраться на Кубань, окунуться там в настоящую боевую атмосферу Запорожской Сечи и стать героем в боях с «басурманами»-черкесами. В переписке с Кухаренко Кобзарь не признавал за черкесами человеческого достоинства, писал своему другу: «Але ти все-таки напиши менi, чи будеш ти се лiто на кошi, чи, може, знову пiдеш вражого черкеса та прескурвого сина по кручах ганяти». Вот так высказывался о сынах и дочерях Кавказа украинский поэт, который в своей поэме «Кавказ» настраивал горцев на газзават против России! Известно, что поэт был куда более искренен в личных беседах и письмах, чем в своих пафосных поэмах.
Отношения черкесов с кубанскими казачьими националистами, особенно с проукраинскими, никогда особо не склеивались. Да, радикальные поборники «Великой Черкесии» приветствуют русофобов из Киева, но всегда делают это с нервной миной. Как упоминалось выше, Киев с его бандеровской идеологией «интегрального национализма» не предоставляет «националам» никаких чётких гарантий и вообще предпочитает вести по Кавказу игру «разделяй и властвуй». Во многом этим объясняется, что черкесские союзники режима Зеленского предпочитают берегам Днепра Польшу, Грузию, Турцию… Многие же, из тех, кто похитрее и поумнее, до сих пор живут в России, замаскировавшись под порядочных граждан нашей страны. Эти черкесоязычные «ждуны» как огня боятся перспективы переезда в нищую, раздираемую войной Незалежную.
Не стоит обольщаться никому
Черкесы не спешат особо в «батальон» к Ибрагиму Яганову, коему нужны соплеменники, проверенные в боях против России. Таковых немало, например, среди черкесоязычных боевиков «Имарата Кавказ» (запрещён в России). Многие «имаратчики» с 2014 году отметились в Донбассе как украинские наемники и сейчас воюют на стороне ВСУ. Будучи в Кабардино-Балкарии, Яганов активно выступал против распространения среди соплеменников ваххабизма, да и вообще прохладно отзывался об исламе. Традиционно ислам у черкесоязычных народов всегда стоял на вторых ролях после адыгехабзэ, религиозно-этического доисламского кодекса черкесов. Яганов пропагандирует доисламские черкесские верования до сих пор. Но те живущие в России черкесы, кто придерживаются адыгехабзэ от всего сердца, стопроцентно к Яганову в боевики не запишутся. Яганов проявил себя как предатель, черкесы предателей не прощают. Традиционные российские мусульмане черкесского происхождения тем более не купятся на посулы Яганова и Ко. Основатель ханбалитского мазхаба Ахмад ибн Ханбал говорил, что даже плохая законная власть лучше фитны (смуты), а сам пророк Мухаммед учил: «Кто не присягнет законному правителю, умрет смертью джахилийи (невежества)». Законный правитель для традиционных мусульман России один – Владимир Путин. Яганов и Ко для отечественных правоверных – делатели фитны и джахилийи.
Разыгрывание Киевом «черкесской карты», находящее отклик со стороны некоторых интеллектуалов – очевидное следствие многолетних системных недоработок в отечественной гуманитарной политике. В девяностых и нулевых годах на федеральном уровне «черкесскую тему» где-то умалчивали, где-то забалтывали, а в значительном числе случаев отдавали ее на откуп латентным или откровенным националистам – дескать, пусть сами разбираются... В итоге в научных черкесоязычных кругах стало хорошим тоном сидеть на денежной игле того же «Джеймстаунского фонда». Поэтому не стоит удивляться тому, что в 2020 году именно черкесские труженики гуманитарной сферы одними из первых выступили против внесения в Конституцию Россию положений о первенствующей роли русского языка в России и статусе русского народа как государствообразующего. От такого саботажа до «заукраинства» дистанция не велика... Оно и даже хорошо, что деятели вроде Кочесокова или Яганова «расчехлились» сразу. Куда более опасны «ждуны», особенно, обладающие административным статусом и способные влиять на общественные умонастроения…
Александр Ашуров