Власти Армении при посредничестве Франции договорились с Евросоюзом о финансировании закупки французских радаров GM200, ПЗРК «Мистраль» и ракет к ним из средств Европейского фонда мира, созданного в марте 2022 года специально для обслуживания поставок оружия на Украину. Сотрудничество Армении с ЕФМ обставлено политическими условиями: НАТОвское вооружение не должно использоваться в совместных военных проектах с РФ и ОДКБ. Кроме того, Ереван должен будет передать Украине часть находящейся на вооружении военной техники (которую заменит французская), а также активизировать своё участие в гуманитарной помощи режиму Зеленского.
На фоне опасений относительно нового конфликта с Азербайджаном, Франция отправляет оружие в Армению, пишет Politico. Согласно изданию, парижане помогут своим младшим армянским партнёрам проверять систему противовоздушной обороны (ПВО) Армении для выявления слепых зон.
Армения подписала контракт на закупку трех радаров Ground Master 200 производства компании Thales и ещё один контракт с компанией Safran на оборудование, включая бинокли и датчики. Армения и Франция также подписали протокол о намерениях начать процесс закупки ЗРК «Мистраль» производства компании MBDA.
Как заявил министр обороны Франции Себастьен Лекорню, в ближайшие месяцы французское правительство направит французского военного чиновника в качестве консультанта по обороне исполнительной власти Армении (возможно, речь идёт о формировании целого аппарата советников). Также французы будут обучать армянских солдат и помогать Еревану проверять противовоздушную оборону небольшой страны для выявления слепых зон.
«В Армении существуют опасения, что Азербайджан может пересечь международно признанную границу и захватить южный регион Сюник, который, как ранее заявлял президент Азербайджана Ильхам Алиев, должен стать местом "коридора", соединяющего его страну с эксклавом Нахчыван, отделенным от Армении. остальная часть Азербайджана принадлежит территории Армении.
Через несколько недель после нападения Азербайджана на Нагорный Карабах [госсекретарь США Энтони] Блинкен сообщил американским законодателям, что Вашингтон отслеживает возможность полномасштабного вторжения в Армению. Азербайджан отрицает наличие подобных планов»,
– отмечает Politico.
«Тот факт, что Армения вкладывает такую большую часть бюджета в оборону и оборонные закупки, показывает, насколько серьезно она относится к угрозам – за год они выросли практически вдвое, – рассказал изданию Леонид Нерсисян, военный аналитик Армянского института прикладных политических исследований. – В 2022 году расходы были где-то $700-$800 млн, а теперь в 2024 году они будут 1,4 млрд. долл. или 1,5 млрд. долл.».
«Шума вокруг армяно-французского военно-технического сотрудничества со своими возможными негативными последствиями больше, чем эффекта, достигнутого на земле, – считает армянский политолог Сурен Суренянц. – Армения закупит у Франции три радиолокационные станции GM200. Безусловно, диверсификация приобретения вооружений приветствуется. Тем не менее, радиолокационные станции GM200 являются вооружением разведывательного характера с ограниченными возможностями, и нетрудно констатировать, что шума вокруг армяно-французского военно-технического сотрудничества со своими возможными негативными последствиями больше, чем эффекта, достигнутого на земле». Сделка с французами «будет использоваться нашей властью для внутриполитического пиара. Для Парижа же эта тема является "визитной карточкой" более широкого регионального контекста, из которого, как политический результат, мы можем извлечь очередную "моральную победу"». Есть и угрозы: неизвестно, «когда это вооружение дойдет до Армении и насколько на практике оно будет способствовать увеличению наших оборонных возможностей», да и «неуместный шум от этой сделки увеличит у Баку соблазн нанесения превентивных ударов по Армении».
Ранее глава МИД Франции Картин Колонна заявляла, что Париж готов заключить с Ереваном соглашение о предоставлении военной техники, отметив, что не может предоставить детали, но «ряд вопросов уже согласованы между Парижем и Ереваном». «Рассматриваем также другие вопросы сотрудничества», – добавил Колонна, по словам которой обе страны работают, чтобы «не вызывать эскалаций, осознавая, что рядом есть сосед, который постоянно совершает враждебные действия».
Её слова прокомментировал министр иностранных дел Арарат Мирзоян, отметив, что речь идет о содействии со стороны Франции оборонительным возможностям Армении. «Франция никогда не ставила перед нами требования о выходе из ОДКБ», – подчеркнул он.
Колонна также сообщила, что обратилась к главе дипломатии ЕС Жозепу Боррелю с просьбой расширить и усилить мониторинговую миссию в Армении: «Мы также предложили включить Армению в Европейский механизм мира, который, к примеру, реализуется в Молдове. Наша цель, чтобы Евросоюз выступал с той же реакций по вопросу территориальной целостности Армении, с какой выступает Франция. Любое действие, которое будет угрожать территориальной целостности Армении, должно получить четкую реакцию».
Франция находится в первой пятерке экспортеров вооружений, занимая около 8% мирового рынка. В структуре экспорта доминируют ракетное оружие (23%), радиоэлектроника (22%) и авиационная техника (21%). Французские компании поставляют продукцию в 130 стран, преимущественно развивающихся. Крупнейшие импортеры – Индия, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Катар. Южный Кавказ пока опутан контрактами в меньшей степени, но всё же Париж в 2015-2016 годах поставил в Азербайджан вооружений на 148 млн евро. В 2019 году Азербайджану были предоставлены лицензии на общую сумму в 216,4 млн евро, в том числе 190 млн – на «средства сопровождения целей и обнаружения». Кроме того, Азербайджан хочет приобрести ракеты MBDA, дочерней компании Airbus, BAE Systems и Leonardo. Это комплексы ПВО ASTER-30-SAMP/T средней и большой дальности, а также оборонительная система Vertical Launch-MICA. Приметная стоимость контракта – до 3 млрд евро. Официальный Париж буквально разрывается между влиятельной армянской диаспорой и «толстым портфелем азербайджанских нефтедолларов», – переживает французское издание.
Азербайджанский военный спутник AzerSky (цена проекта 157 миллионов евро) французского производства, предназначенный для корректировки огня и позиционирования систем вооружения, сыграл немаловажную роль в 44-дневной войне 2020 года. Значительную часть энергоносителей Франция получает с берегов Каспия. В Баку качает углеводороды французская корпорация Total. Отметим, что 5% трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан принадлежит французам.
Украинский военный аналитик Александр Коваленко отмечает, что «Франция хоть и является одной из ведущих по показателю экспорта вооружений стран в мире, входя в ТОП-10, но при этом её производственные мощности не настолько велики, чтобы можно было удовлетворить потребности сразу нескольких клиентов одновременно, в предельно сжатые сроки… Кроме того, имеются существенные сомнения в том, что Франция будет передавать Армении оружие в виде исключительной благотворительности. А именно так, можно сказать, Армения не просто годами, десятилетиями, формировала свой милитарный потенциал, закупая оружие у России за российские же кредиты, которые через какое-то время попросту списывались. Такая система вряд ли будет действовать в рамках ВТС Франции и Армении, если только не в формате скидок или формирования фондов, которые всё равно должны будут оплачивать большую часть стоимости поставляемых вооружений. Очевидно, что Армения пытается демонстративно дистанцироваться от России не только в вопросах политических, но и военно-технических. Но в том-то и дело, что зависимость Еревана в этих вопросах от Москвы настолько велика, что компенсировать этот разрыв в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе никто не сможет, и Франция не станет тем спасательным кругом, который спасёт утопающую обороноспособность Армении, растраченную в Карабахе».
Сурен Суренянц весьма тонко подметил, что «во время первой Арцахской войны география приобретения вооружений Арменией была шире, но к чести Левона Тер-Петросяна, этот процесс осуществлялся без шума и никогда не служил внутриполитическому PR-у».
Несмотря на патетический пафос, на проникновенные речи и записи в социальных сетях, едва ли на Западе будут излишне напрягаться, защищая Армению от возможных недружественных действий со стороны тюркских соседей. Так, недавно министр обороны Франции Себастьян Лекорню не так давно заявлял о том, что, на его взгляд, Париж не имеет возможности обеспечить безопасность Республики Армения военным путём. Дистанцируясь от Москвы и демонстративно лобызаясь со странами НАТО, Ереван рискует проиграть ещё один военный конфликт, теперь уже за «Зангезурский коридор». Если это в какой-либо форме всё-таки произойдёт, то можно биться об заклад, в Ереване традиционно обвинят во всем «неправильного» союзника. В недавнем интервью Wall Street Journal Пашинян в очередной раз пожаловался на то, что Россия якобы не выполняет своих обязательств, пожаловался на ОДКБ, заявил о том, что не видит преимуществ от российского военного присутствия в Армении, а также заверил в намерении углублять партнёрские отношения с Турцией и Азербайджаном, имеющих куда более длительную историю, нежели связи с Россией: «именно здесь лежать все вопросы, и именно здесь лежат ответы на все эти вопросы».
Авантюристическая политика «армянского Саакашвили» и его команды привела Армению к потере геополитической субъектности и грозит полной потерей суверенитета.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук
PS. Глава армянского Генштаба генерал-лейтенант Эдвард Асрян договорился о направлении 500 военнослужащих ВС Армении в 2024 году на обучение в объединенном многонациональном центре подготовки Сухопутных войск ВС США в Европе (Joint Multinational Readiness Center - JMRC) в германском Гогенфельсе.