Кара-Киргизская автономия: 100 лет неблагодарности

В Киргизии полным ходом идет подготовка к празднованию 100-летия Кара-Киргизской автономной области. В рамках юбилейной программы запланировано свыше 30 мероприятий, в том числе ожидается выпуск юбилейной медали, монеты, почтовой марки, проведение культурных мероприятий в стране и за ее пределами, издание книг, создание исторических фильмов и театральных постановок, проведение форумов и выставок.

Информационные уголки, где представлены архивные документы, книги и брошюры по истории республики, а также фотографии отцов-основателей, уже развернуты в Центрах обслуживания населениях (в ЦОНах) республики. Но вот незадача – некоторые из соседствующих на стендах киргизских революционеров друг друга при жизни, мягко говоря, недолюбливали. В своих «Письмах Сталину» председатель Совета народных комиссаров Киргизской АССР Юсуп Абдрахманов характеризовал народного комиссара земледелия Баялы Исакеева, портрет которого висит на тех же стендах рядом, «послушным холуем, способным променять все и вся на то, что называется секретарством», «больше дорожившим своим положением, чем интересами республики».

Не учли организаторы предстоящего юбилея еще одного обстоятельства: большинство лиц, «стоявших у истоков создания кыргызской государственности», в 1937 году были обвинены в намерении растворить и без того малочисленный киргизский народ в замешанном ими пантюркистском винегрете. Избежать этой участи и обрести национальную государственность киргизам удалось исключительно благодаря европейским товарищам-коммунистам, имена которых в Киргизии намеренно вычеркнуты из общественно-политического дискурса.

* * *

К началу XX столетия население Средней Азии представляло собой настолько сложный сплав самых разнообразных идентичностей, что с победой Октября естественных предпосылок к созданию национальных республик в регионе не было. Подобных планов не строили ни в высших партийных кругах, ни в кругах местной политической элиты, вынашивавшей собственные автономистские идеи. Единственно возможным для всех представлялся проект «Туркестан», не имевшего однозначно выраженного этнического или языкового характера.

Так, 30 апреля 1918 года на V Краевом съезде Советов в составе Российской Советской Федерации была образована Туркестанская Советская Республика (ТСР), включившая территории бывшего Туркестанского края – Закаспийскую, Самаркандскую, Семиреченскую, Сырдарьинскую и Ферганскую области.

Вот только факт образования в Средней Азии советской республики вовсе не означал утверждения здесь советской власти. Вовлеченная в полномасштабную гражданскую войну ТСР в первые годы своего существования погрузилась в пучину первобытного хаоса, в котором разнородные общественные группы, заключая недолговечные политические союзы, шли на все ради власти. И немудрено, что огромный регион, населенный семью миллионами тюрков-мусульман, с XIX столетия находившийся в объективе внимания различных пантюркистски ориентированных политических сил, стал благодатной почвой для прорастания здесь идей советского пантюркизма.

В январе 1920 года председатель Туркестанского Центрального исполнительного комитета большевик казахского происхождения Турар Рыскулов, движимый желанием «пробудить здоровое революционное чувство в среде мусульман, которое в форме национально-освободительного движения отозвалось бы и в сопредельных странах Востока», выступает с идеей создания Тюркской советской республики, а по сути – «Большого Туркестана».  

Теоретически свою идею Рыскулов обосновал 17 января 1920 года на V Краевой партконференции, заявив о несоответствии утвержденной Конституции Тюркской Советской республики духу автономии края и необходимости ее отмены; о неприемлемости жесткого подчинения Центру, распоряжения которого не соответствуют местным условиям жизни; о целесообразности объединения тюркских народов РСФСР под знаменем тюрков во избежание розни между ними, а также с целью сплочения вокруг республики иных тюркских народностей.

Принятая по докладу Рыскулова резолюция гласила: «В интересах интернационального объединения трудящихся и угнетенных народов провести путем коммунистической агитации идею уничтожения стремления тюркских народностей делиться по существу и названию: на татар, киргиз, башкир, узбеков и т. д. и составлять отдельные мелкие республики, а объединить в целях сплоченности и привлечения других тюркских народностей, не входящих в состав РСФСР, вокруг Тюркской Советской республики…»

Однако созданная в февраля 1920 года Туркестанская комиссия ВЦИК и СНК РСФСР во главе с Михаилом Фрунзе – уроженцем города Пишпека, а потому признанным экспертом по Туркестану – однозначно высказалась за сохранение прежнего положения в государственном устройстве Туркестанского края как автономной республики в составе РСФСР и за признание реформ Рыскулова как национал-уклонистских, способных ослабить «федеративную связь с центром мировой революции – Советской Россией» и сделать Туркестан «достоянием английского империализма».

Такие выводы можно было бы считать, как утверждают иные националисты, «советской паранойей по поиску “врагов народа”», если бы не подтверждающие их свидетельства очевидцев. Так, в Центральном архиве ФСБ РФ хранится протокол допроса Султанбека Ходжанова, до 1937 года занимавшего должность заместителя уполномоченного Комиссии Советского контроля по Узбекской ССР. Согласно его показаниям, в 1918 году пантюркисты развернули большую антисоветскую работу в бывшем Туркестанском крае, в особенности в Ташкенте, и при участии турецких офицеров, находившихся на территории Туркестанского края, создали пантюркистскую организацию «Иттихад-Ва-Таракки» («Единение и прогресс»). В эту организацию вошел ряд видных националистов Туркестанского края и Бухары, в том числе Рыскулов. Рассматривая возможную победу большевизма как наступление «колониальной кабалы над тюрко-татарскими народами», «Иттихад-Ва-Таракки», имевшая свой центральный комитет и филиалы во всех областях ТСР, стремилась к объединению тюрко-татарских народов и установлению буржуазной республики, независимой от РСФСР.

Сразу после отклонения проекта Тюркской Советской республики Рыскулов участвует в организованном в Москве подпольном совещании с алаш-ордынцем Ахметом Байтурсуновым и руководителем башкирских националистов Заки Валидовым, где принимается решение объединить против советской власти силы всех буржуазно-националистических организаций Средней Азии, Казахстана и Башкирии на платформе пантюркизма.

В противовес коммунистическому пантюркизму ЦК РКП(б) и ВЦИК РСФСР утверждает новое Положение об автономии Туркестана, в котором говорится, что Туркестан – республика «…основных народов, его населяющих: туркмен, узбеков, киргизов, с областным делением по существующим национальным группировкам, экономическому и бытовому укладу…». Тогда же рождается план разделения Туркестана на три национальные части, в интерпретации Ленина «на Узбекию, Киргизию (имелся в виду Казахстан. – О.Б.) и Туркмению», который с существенными коррективами претворяется в жизнь в 1924 году.

Коррективы состояли в выделении в качестве субъекта РСФСР Кара-Киргизской автономной области. На этом настаивали каракиргизские делегаты ХII съезда советов Туркестанской АССР, в январе 1924 года обратившиеся в ЦК РКП(б) и Национальный совет ЦИК СССР с письмом, в котором излагалось требование рассмотреть право каракиргизского народа на национальное самоопределение. В обращении говорилось, что руководящий аппарат партии и правительства Туркестана не знает и не учитывает особенности еще одной нации – кара-киргизов (киргизов. – О.Б.), которых с кайсак-киргизами (казахами. – О.Б.) из-за схожести языка, ведения хозяйства и образа жизни принято рассматривать как одну нацию.

В защиту своих земляков тогда выступил заместитель председателя Реввоенсовета СССР и наркома по военным и морским делам, начальник Штаба РККА и начальник Военной академии РККА Михаил Фрунзе, в одночасье пресекший попытки национальной партийной элиты Туркестана – секретаря ЦК КП(б) Туркестана, председателя Узбекской подкомиссии по национальному размежеванию Средне-Азиатского бюро ЦК РКП(б) Абдулло Рахимбаева, первого заместителя председателя Центрального исполнительного комитета Туркестанского Совета Султанбека Ходжанова, третьего секретаря ЦК Компартии Туркестана Санжара Асфендиярова и небезызвестного Турара Рыскулова – в ту пору председателя СНК Туркестанской ТСР – растащить исконно киргизские территории по своим уделам, присоединив южную часть современного Киргизстана к Узбекской, а северную – к Казахской ССР.

Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР, объединившая 75 волостей, в которой насчитывалось 4 округа, 6 городов, 721 село, 727 аилов и 5 хуторов, была образована постановлением II сессии ЦИК СССР от 27 октября 1924 года. Спустя два года Киргизия стала союзной республикой.

Карта Средней Азии (середина 1920-х годов)

Памятуя о вкладе своего покровителя в создание киргизской государственности, благодарные киргизские товарищи назвали в честь Михаила Фрунзе свою столицу. Однако этому имени подхваченные волной декоммунизации потомки киргизских «солдат революции» в 1991 году предпочли название мутовки для взбивания кумыса, именуемой пишкеком (бишкеком).

Достойных европейских имен в истории киргизской государственности десятки: Илья Фатьянов, Василий Буров-Петров, Николай Узюков… Но, как говорил великий Дюма, «бывают услуги настолько бесценные, что отплатить за них можно только неблагодарностью».

Ольга Богданович, по материалам: Ритм Евразии