Вехи истории Казахстана – с древнейших времён до вхождения в состав Российской Империи

С глубокой древности территорию нынешнего Казахстана населяли самые разные племена и народы, оставившие свой след в этногенезе современных казахов. Степи Казахстана видели массагетов, саков, дахов, гуннов, огузов, кипчаков, канглы, усуней и многих других кочевников.

В III‑I веках до н.э. на территории современного Казахстана возникло государство Кангюй (1).

Его население, кангюи, было индоевропейским полукочевым народом, вероятнее всего иранским, идентичными согдийцам, или другим близким к ним иранским группам, таким как Асии.

Первые сведения о кангюйской державе относятся ко 2-й половине II в. до н. э., когда разные страны Средней Азии посетил посол империи Хань Чжан Цянь (128 до н. э.). В докладной записке императору У-ди Чжан Цянь охарактеризовал Кангюй как «владение», жители которого вели кочевой образ жизни (2).

Кангюев можно считать автохтонами Трансоксании (по названию реки Окс, ныне Амударья), во время арабского завоевания названной Мавераннахром (3). В настоящее время большую часть историко-географического региона Мавераннахр занимает Узбекистан. Также в Мавераннахр входят южные части Кызылординской и Туркестанской областей Казахстана, а также западная и северная части Таджикистана (1).

Кангюйская держава в конце II в. до н. э. включала территорию Южного Казахстана (к западу от Семиречья, где располагались владения усуней) и Северно-Западной Киргизии. С ослаблением империи Хунну и ее дальнейшим падением выросло военно-политическое влияние кангюйской державы. Кангюйские племена смогли подчинить сармато-аланское приуральское царство Яньцай, расположенное к северу от Аральского моря, упоминание о котором можно встретить у Плиния Старшего (4). Покорилось кангюям и население Южного Приуралья, которое платило Кангюю дань шкурками мелких грызунов. На юге кангюйцы установили контроль над Ташкентским оазисом, Хорезмом и междуречьем Амударьи и Сырдарьи. Юго-западные территории Кангюя граничили с Парфией.

В этнокультурном отношении Кангюй представлял собой конгломерат ираноязычных племен и племенных объединений в степной части царства и подконтрольного городского населения в бассейне Сырдарьи.

В правление китайского императора династии Тан Ли Шиминя кангюйцы несколько раз предлагали вступить в танское подданство, но император решил, что «отправлять войска так далеко на запад будет тягостно для его народа».

В конце IV в. до н. э. – начале III века н.э. начался процесс медленного распада мини-империи Кангюй, занимавшего обширные пространства в Центральной Азиии от Ташкентского оазиса до Хорезма, на ряд крупных политических субъектов, одним из которых стало государство Алань (бывшее царство Яньцай).

Хорезм и Ташкентский оазис в конце III в. н. э. переходят под власть Кушанского царства, которое было основано кочевым индоиранским народом тохаров (кит. юэчжи), пришедшим с территории, на которой сейчас находится Синьцзян-Уйгурский автономный район. В III в. н. э. столица Кангюя Кангха была завоёвана кочевыми племенами. К V веку остатки кушанского мира были разрушены нашествием эфталитов («белых гуннов») (7). В середине V в. о Кангюе сообщается уже как о мелком владении среди нескольких десятков других, подчинившихся племени эфталитов (6).

Согласно Л. Н. Гумилёву, эфталиты – горцы, выходцы из Припамирья. По этой версии, эфталиты считаются древнеиранским народом, предками современных пуштунов.

Таким образом, на территории нынешнего Казахстана в письменный период истории вплоть до V в. н.э. сменяют друг друга ираноязычные империи и народы. Собственно тюркские народности, к которым относятся и современные казахи, сюда пришли позднее. Речь идёт о периоде с VI до начала XIII века, когда на территории современного Казахстана стали доминировать тюркоязычные племена. В это время здесь существовали, последовательно сменяя друг друга вплоть до монгольского нашествия, Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлукский, Огузский и Кимакский каганаты.

Большинство ученых полагает, что первоначально тюркизация населения Средней Азии началась в восточных областях, а именно в Семиречье в первой половине I тысячелетия н. э., когда хунны создали здесь владение Юэбань. По так называемой «тюркской теории» предками тюркских родов восточной части Центральной Азии были хунны (7).

Тюркская теория является на данный момент одной из самых популярных в мировом научном сообществе. В число сторонников тюркской теории происхождения хуннов входят Э. Паркер, Жан-Пьер Абель-Ремюза, Ю. Клапорт, Г. Рамстедт, Аннемари фон Габайн, О. Прицак и другие (9).

Академик К. Шаниязов считал, что этническая история эфталитов также была связана с тюркоязычными народами (10), но с этим не согласны другие учёные. По поводу происхождения эфталитов существует множество версий, ни одну из которых нельзя назвать вполне достоверной, что порождает так много вопросов, на которые нет ответа по поводу происхождения современных казахов.

В середине V века эфталиты начали широкомасштабные вторжения в Иран и Индию, где они под предводительством царя Тороманы, а затем его сына Михиракулы, на некоторое время захватили северо-западную часть страны, а также долину Ганга. В период своего наибольшего расширения царство эфталитов занимало огромные территории, заменив собой Кушанское царство (16).

В Индии в 540-х годах эфталиты, по некоторым данным, потерпели поражение, но часть племён, участвовавших во вторжении, осела в северной части страны. Со временем они перемешались с местным населением, в результате чего возникла новая этническая общность – раджпуты.

Вот имена царей эфталитов – обратите внимание, среди них ни одного тюркского имени: Ахшунвар (Хушнаваз), Торомана, Михиракула, Гатфара, Фагониш.

В 565 году эфталиты потерпели поражение от Тюркского каганата. После этого они сместили с престола царя Гатфара и на его место избрали Фагониша. Но противостоять совместному наступлению тюрок и персов не смог и он. Победители поделили между собой территорию эфталитского государства.

Куда делось многочисленное ираноязычное население царств кангюев, кушан, эфталитов, было ли оно полностью уничтожено или ассимилировалось среди пришлых тюрков? Без ответа на этот вопрос нельзя уверенно идентифицировать этногенез казахов – если, конечно, нет задачи подогнать ответ под ласкающую слух адептов «Большого Турана» теорию чисто тюркского происхождения казахского этноса, придуманную псевдо-учёными, занимающимися околонаучной фантастикой.

Этногенез – это перманентный процесс, он непрерываем и проистекает вне зависимости от обстоятельств или политической воли. Поэтому казахский этнос — это путь народностей, когда-либо проживавших на территории современного Казахстана, которые никуда просто так не исчезли и, так или иначе, внесли вклад в этногенез современный казахов.

…В середине VI века потомки хунну создали Тюркский Каганат и начали называть себя «небесными тюрками» (11).

Тюркский каганат занимал земли Восточного Туркестана и Алтая со столицей в бассейне реки Орхон. Первые правители Тюркского каганата были выходцами из династийного рода Ашина, племени тюрк (12).

Таким образом, в VI – начале XIII в. территория Центральной Азии, включая Казахстан, входила в орбиту мощной древнетюркской этнокультурной общности. В этот период происходила трансформация всего общественно-политического строя и этнокультурной жизни местных насельников.

В XIII веке территория Казахстана вошла в состав Золотой Орды, после распада которой в XV веке здесь образовались Ногайская Орда на западе и Узбекское ханство на востоке.

Узбекское ханство в Казахстане достигло наибольшего могущества при Абулхайр-хане (1428-1468). После смерти Абулхайра узбекское ханство распалось на уделы, затем объединилось вновь под главенством Мухаммеда Шейбани‑хана, а в 1498‑1500 годах возглавляемые им племена переселились на территорию современного Узбекистана. Освободившиеся районы в низовье Сырдарьи заняли казахи.

Казахстанские этнологи М. Жабагин, Ж. Сабитов и А. Агджоян пришли к выводу, что на основании этногеномного анализа как по аутосомным маркерам и по данным полиморфизма Y-хромосомы, формирование казахского этноса относится именно к периоду XIII-XV веков, то есть к эпохе Золотой орды (12). Их исследования «связи изменчивости Y-хромосомы (наследуемой по мужской линии) и родовой структуры казахов (степной аристократии и духовенства) выявило частичную положительную связь между социальным и биологическим родством у казахских родов; для двух родов (торе и кожа) генетические исследования подтвердили этнографические данные о происхождении этих родов: у торе (ведущих свою легендарную генеалогию от Чингисхана) обнаруживаются высокие частоты монгольских гаплогрупп, а у рода кожа (ведущих свою легендарную генеалогию от исламских миссионеров из Аравии) – высокие частоты ближневосточных гаплогрупп Y-хромосомы. При исследовании одного из крупнейших казахских родов аргынов было показано что их родоначальником мог являться золотоордынский эмир Караходжа (XIV век) или его ближайшие предки. С другой стороны, обнаружилось сходство аргынов с казахами Алтайского нагорья и монголами, что показывает наличие так называемого «суперстрата», привнесённого позднейшими миграциями тюркоязычных и монголоязычных народов, что привело к тому, что ко времени формирования родоплеменной общности аргынов те уже были тюркоязычны, как и генеалогический основатель клана Караходжа.

Если верить этим исследованиям, то современные казахи являются потомками монголов и арабов, то есть автохтонами, коренными насельниками территории Республики Казахстан региона их назвать нельзя.

Руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова Института истории им. Марджани Академии наук Татарстана Ильнур Миргалиев также отмечает, что «первоначально основой казахов стали именно моголы-чагатайцы и племена Левого крыла Улуса Джучи» (13).

При этом существует и альтернативная точка зрения на этногенез казахов. Ряд ученых склонен предполагать, что этническая история казахского народа первоначально складывалась как синтез двух групп древнего населения. Одна из них, сложившись к западу от Волги, в III-II тысячелетия до нашей эры стала преобладающим населением Казахстана и Поволжья. Начальный период ее этнической истории связан с формированием индоевропейских языков и европеоидного расового типа. Другая группа племён имела центральноазиатское происхождение; в их среде преобладали тюркские языки и монголоидный расовый тип. История взаимодействия и слияния обоих групп населения на протяжении двух‑трёх тысяч лет и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались протоказахская и родственные ей этнические общности. Именно из их среды во втором тысячелетии н.э. сложились казахский, кыргызский, каракалпакский, узбекский и другие народы (14).

Таким образом, индоевропейцы и европеоиды и являются коренными насельниками Центральной Азии, в том числе и территории современного Казахстана. Их генетический след местные учёные почему-то не нашли в гробницах казахских родов. Впрочем, может быть, и нашли, но предпочли не заметить с тем, чтобы числить казахских «степных аристократов» прямыми потомками Чингисхана? Но аристократы – это еще не весь народ, не так ли?

…В 1511 году казахские племена объединил хан Касым (1511‑1523), который и считается создателем первого Казахского государства.

В XVI веке основную внешнюю угрозу для казахов представляли вторжения монгольских племён, в частности, западно-монгольского государство Джунгарского ханства. Противостояния с джунгарами Казахское ханство не выдержало и распалось.

В 1718 году Казахское ханство под ударами джунгар разделилось на три Жуза (Орды), которыми стали править свои ханы: Старший жуз (южный), Средний жуз (северо-восточный) и Младший жуз (западный), между которыми не прекращались междоусобные распри, что привело к ослаблению всех трёх ханств и угрозе их завоевания джунгарами с последующим геноцидом.

В 1710, 1728 и 1729 годах ополчения казахских племен все же разбили джунгарские армии, но набеги с востока продолжались, превратившись в «великое бедствие».

В истории немало случаев, когда небольшая страна путём искусного лавирования между соседними мощными державами (в данном случае это китайская держава Цинь и Российская империя) ухитряется выживать и даже развиваться, для чего, однако, нужна умная, творчески мыслящая элита и ответственная власть. В Казахском ханстве такой элиты не было, но при этом в изобилии велась ожесточённая междоусобная борьба между десятками местечковых ханов, которая обрекала казахов на физическое уничтожение.

В этих условиях у правителей трёх жузов не осталось иного выхода, как искать поддержки со стороны северного соседа…

Владимир Прохватилов

Список литературы

1. Казахстан. История государства. https://ria.ru/20081216/157322848.html
2. Энциклопедия «Всемирная история». https://w.histrf.ru/articles/article/show/kangiui_kantsziui
3. Мавераннахр. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мавераннахр
4. Васильев Д. В., Иванов В. А., Кореняко В. А. История башкирского народа в семи томах. Том II. Уфа: Гилем, 2012 // «Российская археология» № 4, 2014. стр. 165.
5. Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 2. М.–Л., 1950; Кляшторный С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб., 2003. С. 220—224.
6. История Казахстана и Центральной Азии. М. Х. Абусеитова, Ж. Б. Абылхожин, С. Г. Кляшторный; ответственные редакторы, М. Х. Абусеитова, Н. Э. Масанов, А. М. Хазанов. Алматы : Дайк-Пресс, 2001. стр. 71.
7. Кушанское_царство. https://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Уильям Самолин. Hsiung-nu, Hun, Turk. — Central Asiatic Journal, 3.2, 1957. — С. 149—150.
9. Pritsak O. 1959. XUN Der Volksname der Hsiung-nu. Central Asiatic Journal, 5: 27-34.
10. Шаниязов К., Этнополитическая история народов Средней Азии в древний и античный периоды // Узбеки. Ответственный редактор Д. А. Алимова. Москва, 2011, с.38.
11. Тишин В. В. К интерпретации сочетания kök türk // Проблемы востоковедения. — 2014. — Т. 63, № 1.
12. Сабитов Ж. М., Жабагин М. К. Этногенез казахов с точки зрения популяционной генетики. Вопросы конституционального строительства и роль лидера нации. III конгресс историков Казахстана. Астана. 2015. С. 375-379.
13. «История татар» и Казахское ханство. https://www.idelreal.org/a/28243341.html
14. Кляшторный, С. Г., Султанов, Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий / С. Г. Кляшторный, Т. И. Султанов. – Алма‑Ата: Изд‑во Рауан, 1992. – 386 с.
15. Гумилев Л. Н. Эфталиты — горцы или степняки. «Вестник древней истории», 1967, 3. — С. 91-98.
16. Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 564.