6 марта 2017 года начальник Генерального штаба Вооружённых сил России Валерий Герасимов прибыл в Анталью для встречи со своими коллегами из Турции и США – Хулуси Акаром и Джозефом Данфордом. Ранее, 3 марта, глава российского Генштаба провел первые за три года телефонные переговоры с главой Военного комитета НАТО Петром Павелом, а 16 февраля Герасимов и Данфорд уже проводили двухстороннюю встречу в Баку.
7 марта в ходе встречи глав генеральных штабов трёх стран, воинские подразделения которых принимают непосредственное участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, рассматриваются актуальные вопросы безопасности в Сирии и Ираке.
На совещании будут вырабатываться договоренности, позволяющие сторонам избегать так называемого дружественного огня в ходе операций против боевиков запрещённых в России террористических организаций «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра». Накануне в Пентагоне сделали успокаивающее заявление по поводу размещения спецназа в восточной части провинции Алеппо: «Мы предприняли видимые действия по размещению американских сил из числа международной коалиции в районе Манбиджа в рамках операции, которая помешает атаковать кого-либо, кроме ИГ». Представитель военного ведомства США Дж. Дэвис уверил, что представители США и России знают о взаимном расположении друг друга и «у обеих сторон нет желания вступать в конфликт с кем-то, кроме боевиков ИГ».
[caption id="" align="aligncenter" width="594"] Американцы к северу от Манбиджа[/caption]В начале марта в Манбидж был отправлен российский гуманитарный конвой, а 3 марта в этот древний город по согласованию с местным Военным советом вошли подразделения правительственной Сирийской арабской армии (САА). Очень важно, что происходящее не встречает возражений в Анкаре, ведущей на севере Сирии операцию «Щит Евфрата», которая ранее привела к нескольким неприятным инцидентам. «Дела в Манбидже вроде бы идут хорошо. Нет смысла проводить там операцию без координации с Россией и США, иначе положение может ухудшиться. Переговоры продолжаются», – заявил премьер-министр Б.Йылдырым в эфире одного из телеканалов.
[caption id="" align="aligncenter" width="702"] Турки на севере Сирии[/caption] [caption id="" align="aligncenter" width="1024"] Наступление «Ахрар-аш-Шам», ССА и турецкой армии на Арима (между Аль-Бабом и Манбиджем)[/caption]
Встреча начальников генштабов России, Турции и США проходит на фоне активизации иракских подразделений, действующих в тесной координации с американскими советниками, в западной части Мосула, где ими достигнуты определённые успехи. В частности, сообщается о захвате нескольких мостов через Тигр и подготовке наступления на западную часть города, где освобождена часть правительственного квартала. Москва заинтересована в успешном ходе операции и установлении хотя бы ограниченного контроля над границей между Ираком и Сирией, что позволит ограничить её проницаемость для сил и средств террористов.
[caption id="" align="aligncenter" width="1200"] Текущий контроль над территориями в районе Мосула[/caption]Ранее части сирийской правительственной армии при непосредственном содействии Сил специальных операций России освободили древний оазис Пальмиру, что создаёт благоприятную почву для наступления на Дейр эз-Зор и другие удерживаемые террористами населённые пункты восточной части Сирии. Ключевым является также освобождение «столицы» самозваного халифата Ракки, за которое негласно соперничают различные конкурирующие друг с другом вооружённые формирования. В их числе – преимущественно курдские «Сирийские демократические силы», пользующиеся поддержкой Вашингтона, но вызывающие устойчивую неприязнь со стороны Анкары.
Сложный и запутанный характер ситуации на севере Сирии, вероятность масштабных терактов на фоне неудач террористических группировок (о чём предупредило МВД страны) делают многостороннюю координацию антитеррористических усилий безотлагательной необходимостью. Похоже, это понимают как в администрации Дональда Трампа, которой нужен яркий внешнеполитический успех, так и в Анкаре: иначе трехсторонняя встреча в Анталье, которую ранее даже предполагать было бы сложно, вряд ли стала бы реальностью.
«Американские и российские войска патрулируют пригороды одного и того же сирийского города, – вроде бы восторженно, но не без скрытой тревоги пишет о Манбидже The Times. – Это первый пример тесного сотрудничества между двумя сверхдержавами на поле боя со времен Второй мировой войны. В апреле 1945 года военнослужащие двух армий пожали друг другу руки, встретившись на реке Эльбе в Германии. Пока русские и американцы избегают контактов, действуя к западу от города Манбидж. Находясь на удалении восьми километров друг от друга, они патрулируют деревни, расположенные в 25 километрах к югу от турецкой границы, стараясь удержать противоборствующие стороны от боевых действий. Демонстрируя силу, обе страны развернули свои национальные флаги. Теоретически они выполняют роль буфера между враждующими между собой курдами и боевиками, которые пользуются поддержкой Турции. Но на практике они также демонстрируют новую геополитическую близость, которая возникает между двумя странами при президенте Трампе».
Возможно, британское издание несколько спешит, но не исключено, что Дональд Трамп, преодолевая сопротивление противников и части окружения, всё-таки решил претворить в жизнь свои заявления о совместной с Россией борьбе с международным терроризмом.